О монастыре

Новый Иерусалим — икона Cвятой Земли

Духовное небо России сияет множеством звезд, отражающих вечный свет Царства Божия. Из них ярчайшим созвездием славится Русская Палестина — пространственный образ Святой Земли, созданный под Москвой по замыслу Святейшего Никона, Патриарха Московского и всея России (1605–1681). Ныне значительную часть этой территории занимает город Истра (до 1930 года — Воскресенск).


I. «Предуготованная» Палестина в конце XVI — первой половине XVII века:
1. Церковь Воскресения Христова в с. Сафатове (местоположение условное).
2. Церковь Рождества Христова в с. Петровском.
3. Церковь Преображения Господня в с. Бужарове.
4. Церковь Вознесения Господня в с. Алексине.
5. Церковь святого пророка Илии на погосте.

II. Новый Иерусалим в середине XVII века:
1. Мужской монастырь Воскресения Христова на холме Сион.
2. Богоявленская пустынь Патриарха Никона на реке Иордан.
3. Женский монастырь, «нарицаемый Вифания», в с. Сафатове.
4. Церковь Вознесения Господня в с. Вознесенском.
5. Поклонный Крест на холме Елеон (с 1686 года — Елеонская часовня).
6. Холм Фавор.
7. Церковь Преображения Господня в с. Микулине-Преображенском.
8. Деревня Капернаум.
9. Церковь Живоначальной Троицы в с. Троицком (с 1675 года).

Первоначально топография, топонимика и церковные здания Нового Иерусалима воспроизводили основные святыни

христианской Палестины и представляли собой местность, простиравшуюся на десять километров от юга к северу и на

пять — от востока к западу.


В смысловом и композиционном центре этой «живоподобной» иконы находится холм, названный Сионом. В 1656 году

здесь был основан Воскресенский мужской монастырь, главный храм которого сооружен по образу храма Гроба Господня в Иерусалиме. К востоку от подмосковного Сиона расположен холм Елеон, соответствующий Елеонской горе к востоку от древнего Иерусалима, где, как повествует Евангелие, жили в селении Вифания жены-мироносицы Марфа и Мария и брат их Лазарь, воскрешенный Спасителем.


В Гефсиманском саду на Елеоне Господь наш Иисус Христос молился перед взятием под стражу, с Елеона шел в Иерусалим на Крестные страдания, с вершины этой горы вознесся на Небо. Согласно пророчеству, на горе Елеонской станут ноги Господа и в день Его Второго Пришествия (Зах. 14:4). В Новом Иерусалиме на холме Елеон находилось при Патриархе Никоне село Вознесенское с одноименной деревянной церковью и каменный Поклонный Крест, над которым в последней четверти XVII века была сооружена Елеонская часовня. В восточной части холма Святейшим Никоном был устроен женский монастырь, «нарицаемый Вифания», с храмом Входа Господня в Иерусалим.


Север Русской Палестины создает образ Галилеи. Здесь находятся холмы Фавор, Ермон и село Никулино (Микулино), переименованное после постройки в нем церкви Преображения Господня в село Преображенское. Здесь же были селения

Назарет и Капернаум, напоминавшие о святых местах евангельской Галилеи, где жил и проповедовал Христос.


К югу от Воскресенского монастыря стояла на погосте древняя деревянная церковь святого пророка Илии. Далее к юго-востоку находилось село Петровское с деревянной церковью Рождества Христова начала XVII века. Эта местность знаменовала Вифлеем — селение, где родился Спаситель. Оно расположено к югу от древнего Иерусалима, и путь к нему идет мимо известного с IV столетия монастыря святого пророка Илии.


По земле Русской Палестины течет река Истра, очень похожая на Иордан, чьи воды освящены Крещением Господним. История христианского мира знает немало примеров воспроизведения палестинских святынь. Но только в Новом

Иерусалиме образ Святой Земли воссоздан в иконографической полноте, со всеми местами земной жизни Христа Спасителя.


По словам святителя Афанасия Великого, «честныя та места» Христос вверил «Своей Соборной Церкви», подобно тому как царь, уезжая, оставляет свой дом и сокровища на попечение слуг. Создание близ Москвы Русской Палестины свидетельствовало, что Святая Русь является верной хранительницей «закона и слова Господня» — земного наследия Царя

Небесного.

Образ Вифлеема
Замысел устроить в первом этаже церкви Рождества Христова подобие Вифлеемского вертепа и яслей, где родился Спаситель, относится ко времени строительства храма, но осуществлен он был только в XVIII веке.

В соответствии с первообразом под алтарной частью Рождественской церкви было устроено подобие Святого Вертепа и яслей. В близлежащих помещениях «старых каменных служб» находились придельные церкви в воспоминание о Поклонении волхвов, Бегстве в Египет, Избиении младенцев, Обрезании Господнем.

Стены и своды всех приделов были оформлены барочным лепным декором в виде карнизов, плафонов, наличников, головок херувимов.

Начиналось благоустроение Вифлеемских церквей при епископе Амвросии (Зертис-Каменском) и было продолжено в период настоятельства его брата — архимандрита Никона. Завершались работы под наблюдением епископа Крутицкого и Можайского Сильвестра (Страгородского), управлявшего Воскресенским монастырем в 1771 — 1785 годах.
Каждый Вифлеемский придел имел своих вкладчиков. Церковь Обрезания Господня (освящена в 1781 году, престольный праздник 1/14 января) устраивалась на средства Ивана Петровича Савинова (1720—1795) и его сына, капитана Ивана Ивановича Савинова (1773—1839).
Придел Поклонения волхвов (освящен в 1783 году, престольный праздник отмечался в день памяти апостола первомученика и архидиакона Стефана 27 декабря / 9 января) был сооружен иждивением Московского генерал-губернатора графа Федора Андреевича Остермана.
Церковь Бегства в Египет Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем и Обручником Ее святым Иосифом (освящена в 1785 году, престольный праздник отмечался в день Собора Пресвятой Богородицы 26 декабря / 8 января) благоукрашалась на пожертвования княгини Александры Яковлевны Грузинской.
Позже других, в 1790 году, был освящен придел, посвященный Мученикам 14000 младенцам, от Ирода в Вифлееме избиенным (престольный праздник 29 декабря / 11 января). Эта церковь в историческом и художественном отношении была наиболее замечательной. Она имела двухъярусный иконостас столярной работы, украшенный золоченой резьбой по белому фону. Сюжеты икон отражали детские и отроческие темы Священного Писания. Под местным образом Спасителя было изображено приношение Авраамом в жертву сына своего Исаака. Под образом Божией Матери встреча Пречистой Девы Марии с праведной Елисаветой. За северной дверью в алтарь — святой Аполлос и святые отроки Анания, Азария и Мисаил, брошенные вавилонским царем в пещь огненную и «верою Троическою пламень пещный попраша». Под ними — святой пророк Даниил во рву львином. Во втором ярусе, по сторонам Креста в сиянии, помещались иконы Рождества и Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Иконография иконостаса была обусловлена, возможно, не только посвящением придела, но и семейными обстоятельствами его устроителей князя Георгия Федоровича и княгини Прасковьи Платоновны Мещерских, у которых в 1787 году родилась дочь Анна. Объяснимо и значение изображенного на одной доске с тремя отроками святого Аполлоса. Это Небесный покровитель настоятеля Воскресенского монастыря в 1786-1788 годах архимандрита Аполлоса (Байбакова), в прошлом — ректора Московской Духовной Академии автора богословских, исторических и филологических трудов. Вероятно, иконографическая программа иконостаса была составлена при его участии.
В 1788 году супруги Мещерские скончались, оставив сиротой годовалую дочь. 27 февраля следующего года умерла и княжна Анна. Вскоре на западной стене придела, в «палатке», отделенной аркой, был помещен лепной герб князей Мещерских (он сохранился на первоначальном месте), а ниже медная позолоченная табличка с гравированной эпитафией младенцу княжне Анне. С этого времени церковь приобрела характер усыпальницы, что соответствует первообразу: в пещерах под базиликой Рождества Христова в городе Вифлееме почивают святые мощи младенцев, убитых по приказанию царя Ирода (Мф. 2, 16). Там же находятся многочисленные подземные захоронения.

Южная часть придела Избиения младенцев в Новом Иерусалиме оформлена как трапеза, разделенная аркой на две половины. К восточной стороне одной из них примыкала так называемая «Келлия блаженного Иеронима», устроенная в память о подвижнике и богослове святом Иерониме Стридонском, который с 386 года и до самой кончины жил в пещере вблизи вертепа Рождества Христова. У входа в «келлию» помещался киот с живописным изображением блаженного Иеронима. Для полноты священных воспоминаний другая часть трапезы именовалась Назаретом. Здесь находился киот с иконой Благовещения Пресвятой Богородицы.

В юго-восточной части «Назарета» был погребен настоятель Воскресенского монастыря в 1851-1852 годах архимандрит Мелхиседек (Сокольников). Над могилой была помещена мраморная плита с обширной эпитафией, повествующей о жизни и трудах архимандрита.

Под церковью Рождества Христова был погребен и архимандрит Андрей (Садовский), настоятель обители в 1895-1898 годах.

В XIX веке Святой вертеп был перенесен в небольшое сводчатое помещение, напоминающее пещеру. В 1847 году оно было расписано московским художником Василием Аполлинариевичем Генкиным по рисункам из лицевой Библии. На своде сияла бронзовая вызолоченная Вифлеемская звезда, в восточной части вертепа были устроены из алебастра ясли с живописным изображением Богомладенца Христа. О Палестинском первообразе напоминало не только внутреннее, но и наружное убранство Рождественского храма. На восточной стороне нижнего этажа церкви снаружи, в углублении на стене, было изображено Рождество Христово в вертепе с надписью: «Вифлеем».

Вифлеемские приделы органично вошли в богослужебную жизнь обители. Благодаря им значительно расширился круг монастырских престольных праздников, особенно тех, что приходились на Святки (с 7 по 17 января). В этот день совершался крестный ход из церкви Рождества Христова в нижний ярус храма, где находится подобие вифлеемских вертепа и яслей.