Никон в ссылке
Среди бедствий смирялся патриарх Никон. Заточенный патриарх радовался новому браку царя и рождению царевича Петра, и прежде чуждаясь всяких царских подарков, не взявший даже денег для поминовения царицы Марии Ильинишны, он начал принимать их от царя, и с любовью посылать к нему грамоты в ожидании своего возвращения в обитель Воскресенскую, и с этой надеждой оставался до кончины царя Алексея Михайловича, Но ни бедность, ни унижение не могли поколебать духа в Никоне; без ропота он переносил сии страдания, и очищая ум и сердце свое смиренной молитвой и покаянием, тело изнурял всегдашними трудами; он носил на себе железные вериги и маленький серебряный ковчег со святыми дарами, ныне хранящийся в ризнице Воскресенского монастыря. В таком расположении духа и с таким напутствием он был истинный воин Христа Господа, облеченный во вся оружия Божия против слабостей и искушений, и познавший всю суетность земной славы и величия. Крестным путем он достиг смирения и преданности своей воли в волю Божию. В этом заточении Никон почитал себя гораздо счастливее своих клеветников и врагов.
Между тем, не только народ, но и сам царь, по нежности сердца своего, почувствовал утрату столь великого мужа, своего друга и советника: он нередко вспоминал о нем с соболезнованием и, подражая великим человеколюбцам, посылал ему разные подарки, препоручал себя и весь дом свой его молитвам; и на одре смертном, памятуя прежние дружественные с Никоном связи, Алексей Михайлович не только жалел о нем, но, тревожась духом, что лишен его благословения, раскаивался в низвержении его; перед смертью своей посылал к нему просить отпустительной себе грамоты; а в своем завещании испрашивал у него себе прощения, именуя его своим отцом, великим господином, святейшим иерархом и блаженным пастырем. Несчастье патриарха царь почитал собственным несчастьем, ибо после него сряду сменились три патриарха пред его очами, как бы в тайный упрек царю. Несмотря на все это, царь не мог решиться возвратить Никона, хотя и всегда жалел о нем. Вероятно, враги изгнанного патриарха были люди близкие к царю и владели его волей. Никон, услышав о кончине, царя, сказал: «Воля Божия да будет! Если здесь я не простился с ним, то в Страшное Пришествие судиться будем», - и присланному, просившему у него отпустительной грамоты, разрешая на словах, не дал оной, чтобы не казалась она вынужденной у лишенного свободы.
В этом заключении Никон оставался до вступления на престол царя Федора Алексеевича, Государя правосудного и милостивого, который вскоре хотел было возвратить его из заточения; но недоброжелатели Никона оклеветали монастырскую жизнь его; не устыдились обличать в участии с мятежником Стенькой Разиным и в нечистой жизни того, коего иночество было непорочно с юных дней; донесли, что на острове подле Ферапонтова монастыря водрузил он крест с надписью: «Никон патриарх заточен за слово Божие и за святую Церковь», и что он ссорится безпрестанно с окружающими людьми. Посему из Ферапонтовой обители Никон был переведен под строжайший надзор в Кириллов монастырь и там три года томился в душных кельях, забытый царем. Патриарх Иоаким, опасаясь иметь в Никоне, когда-то своем благодетеле, соперника, противился под разными предлогами освобождению его оттуда и возвращению в Воскресенский монастырь; но повелел устроить ему лучшее помещение и дать некоторую ослабу с находившимися при нем монашествующими. Но под влиянием тетки своей, великой княжны Татьяны Михайловны, всегда благоприятствовавшей Никону, и по просьбе монахов Воскресенского монастыря царь посетил забытый Воскресенский монастырь. Пораженный величием зданий, начатых по образцу Иерусалимского храма Гроба Господня, Государь тут же объявил волю свою продолжать строение; а по возвращении своем велел даровать свободу Никону из заточения и возвратить в Новый Иерусалим. Но не суждено было Никону вернуться живым в свой любимейший монастырь; по дороге близ Ярославля у Толгского монастыря, Никон почувствовал приближение смерти; он озираясь, будто кто пришел к нему, сам оправил себе волосы, бороду и одежду, как бы готовясь в дальнейший путь, потом простерся на одре и, сложив крестообразно руки, вздохнул и отошел с миром ко Господу.
Погребение святейшего патриарха было великим церковным торжеством. В нем участвовали царь (патриарх Иоаким отказался), вся царская фамилия, знатные особы и множество народа. Отпевание совершал митрополит Новгородский Корнилий со знатнейшим духовенством и придворными певчими. Погребен был святейший Никон по чину патриаршему. Сам государь в сопровождении синклита, при безчисленном стечении народа, нес на раменах своих мощи Никона, от Елеонского креста до церкви. По принесении же, тело поставлено было в приделе Новоиерусалимского еще недостроенного собора, где и совершены митрополитом Корнилием Божественная литургия и погребение с подобающими патриаршему сану почестями. При всех молитвословиях, по повелению царя, поминаем был усопший патриархом. Литургия и погребение продолжались девять часов и две четверти. При отпевании царь сам читал кафизмы и Апостол; а при последнем целовании Никона, со слезами, по древнему обычаю, облобызал руку его, чему последовали весь двор, духовенство и народ, коего вздохи превратились наконец в рыдания. Когда же закрыт был гроб крышкой, тогда на нее положены были загашенные свечи, как бы в знак того, что всякая вражда погашается. Потом тело на священнических руках вынесено было в церковь святого Предтечи, под Голгофою на место погребения царя-священника Мелхиседека, где сам святейший патриарх, в бытность свою в сем монастыре с 1658 г. по 1666 г., ископал себе могилу; в нее-то государь с митрополитом опустили гроб. Склеп - не более трех аршин; над ним сделана тумба, украшенная медными веригами, весом в 15 фунтов, которые святейший Никон во всю жизнь носил на себе.
По просьбе царя Федора Алексеевича четыре вселенских патриарха прислали свои разрешительные грамоты, в которых разрешали святейшего Никона от всего, в чем он был связан их предшественниками, и приобщали его ко всероссийским патриархам.
Прошли века, улеглись страсти, ослабели злоба и раздражение, которые вызывало имя святейшего патриарха, этого величайшего святителя не только Поместной Русской, но и всей Вселенской Церкви. И среди великих вселенских святителей Божиих имя святителя Никона блестит, как яркая звезда первой величины, на нашем духовном небосклоне[6] .
Позднейшие сведения о п. Никоне
Чем больше изучаются наши исторические памятники, тем ярче и ярче выступает перед нашим мысленным взором светлый образ святейшего Никона патриарха - великого праведника. В «Русском Архиве» за 1893 г. опубликованы некоторые документы, касающиеся святейшего патриарха, из которых мы видим, что главным нравственным правилом жизни этого великого человека была - любовь. В «Русском Архиве» сообщаются трогательнейшие прошения на имя патриарха и его резолюции, исполненные любви ко всем бедным, скорбящим, требующим помощи. Рассказывается, например, такой трогательный случай из жизни святейшего патриарха. Мужики просили хлебной помощи у какого-то из патриарших монастырей; монастырь отказал, а патриарх, вникнув в дело, написал: «И надо бы отказать, да боюсь, чтобы на нас святый Бог не прогневался». Русские, особенно северяне, грубоваты по природе своей, не сразу откроется душа их незнакомому человеку, особенно чужестранцу, нет у них любезности и весьма желательной предупредительности в обращении[7] .
Между тем святейший Никон выгодно отличался в этом отношении от прочих великороссов: у него была мягкая, нужная, добрая, любящая душа.
Он проявлял отеческую заботливость о всех иностранцах, особенно греках, к которым русские относились иногда холодно, хотя всегда щедро жертвовали и жертвуют на их святые храмы, особенно в Иерусалиме и на Афоне. Но личное участие в судьбе какого-нибудь грека, попавшего в далекую и неизвестную Россию, не всегда обнаруживали. Святейший же патриарх всегда принимал живейшее участие в судьбе этих несчастных лиц и старался получше их устроить, приласкать, согреть своей любовью. Сохранился документ о том, какое живое участие принял святейший патриарх в судьбе одного несчастного гречонка: он поместил его в Иверском монастыре, писал архимандриту, чтобы тот позаботился одеть, накормить и вообще содержать в достатке, окружить ого любовью и лаской, чтобы он не ощущал горечи своего положения на чужбине. Это ли был грубый, черствый и жестокий человек, каким силятся его представить почти все исследователи[8] . Есть еще подобное письмо п. Никона к валдайскому архимандриту о крещенном калмыченке.
Всего более великая душа святейшего патриарха сказалась в его священных сооружениях: храмы, им построенные, есть наикрасивейшие в России. Теперь в заключение скажем о чудных иконостасах в них сооруженных. Вообще хороши и желательны в храмах иконостасы громадные, высокие, во всю стену, совершенно закрывающее алтарь. Таковы наши лучшие храмы и в них иконостасы.
Но едва ли не все иконостасы на Руси превосходит иконостас Валдайского Иверского монастыря, сооруженный Никоном патриархом. Великолепная празелень иконостасного тела и фонов придает особенную духовность многоярусному сочетанию священных изображений: не только сами святые кажутся поднимающимися к небу, но они будто поднимают за собой и богомольца, и он готов восклицать с Петром: Господи, добро нам есть зде быти! И вот, в этом иконостасе святейший патриарх поместил замечательный образ Спасителя. Лик Спасителя на этом образе кроткий, благостный: русский живописец выразил все чувства умиления, мягкости, которые не всегда и реже удаются греческим художникам и которые так свойственны русской душе.
К кроткому Спасителю припадают и облобызают Его пречистые ноги. С одной стороны, справа, в сиянии - святитель Московский Филипп, которого особенно чтил святейший патриарх, и с другой стороны, слева патриарх поместил себя. Но чтобы кто-нибудь не упрекнул святейшего патриарха, он написал над своей главой слова кондака Великой Среды: Паче блудницы, Блаже, беззаконновав, слез тучы никакоже Тебе принесох: но молчанием моляся, припадаю Ти, любовию облобызая, пречистеи Твои нозе, яко да оста-вление мне, яко Владыка, подаси греховъ, зовуща, Спасе: От скверных дел избави мя смиреннаго Никона, раба Своего.
И по глубокому убеждению благочестивых русских людей настанет время, когда этот великий угодник Божий будет прославлен на земле и причислен к торжествующей церкви на небесах. Святейший патриарх еще при жизни своей творил исцеления, обладал прозрением и другими высокими дарованиями и после смерти своей подает исцеления и дарует благодатную помощь всем с любовью и верой к нему притекающим (особенно матерям и несправедливо гонимым). Эту веру разделяют многие простые русские люди, во множестве посещающие Новый Иерусалим и поклоняющиеся мощам святителя Божия. Но особенно эту веру разделяют Ново-Иерусалимские монахи, которые верят в нетление его честных мощей и ежедневно творят по нем панихиду, на которой говорят особенный отпуст: «Христос, истинный Бог наш» и пр. душу от нас представшегося раба Своего, святейшего патриарха Никона, в селениях праведных учинит, в недрах авраамих упокоит, с праведными сопричтет и нас, его святыми молитвами помилует яко благ и человеколюбец». Тело патриарха Никона оставалось нетленным до самого погребения при томительной жаре и дальнем пути - более месяца. В книге, хранящейся при его гробе, записано много исцелений и видений после его кончины и до последнего времени. Придет время, когда святейший патриарх будет изображен не со смиренным молением кающегося грешника, а с тропарем, прославляющим его высокие добродетели и подвиги, подъятые во славу Божию.
Этот великий человек понимал, что нет ничего на земле святее храма Божьего и потому усердно строил благолепные храмы. Он понимал, что храм - это есть как бы книга, живое существо, воплощение религиозного восторга. И вот, размышляя смиренно об этом величайшем человеке, думаешь: каких даров ему не хватало! Аскет и демагог, правитель и отшельник, художник и хозяин, демократ и друг двора, патриот своего народа и вселенский святитель, поборник просвещения и строгий хранитель церковной дисциплины, нежная душа и грозный обличитель неправды.
В заключение лекции Высокопреосвященнейшим Владыкой были прочтены некоторые выдержки из переписки царя с патриархом, в которых обнаружились одинаково благороднейшие и возвышеннейшие души патриарха и царя, и было высказано пожелание, чтобы образ святейшего патриарха и в сердцах его юных слушателей возбудил ревность послужить святой Церкви, содействовать ее устроению на началах богопреданных канонов, чему отдал всю свою жизнь святейший патриарх Никон.
Публикация (по первому изданию: Возстановленная истина. Лекция Высокопреосвященнейшего Антония, архиепископа Волынского, о святейшем Никоне, патриархе Всероссийском, записанная о. П.Л. // Мирный труд. - 1910.- № 9.- С. 140-171), приближенная к современной орфографии, подготовлена доктором исторических наук, профессором А. Д. Каплиным.
------------------------------------------
[1] Петр смутно помнил о святейшем патриархе Никоне, потому что ему было только 9 лет, когда скончался великий патриарх.
[2] В Успенском соборе читалось Евангелие и по-гречески.
[3] Хотя дальнейшее утверждение Соловьева, что после этого спора (по нашему, – нет) церковь была подавлена светской властью и теряет нравственное влияние или по крайней мере на много его сокращает, так как влияет уже не непосредственно на государство, участвуя в его законодательстве, и давая нравственную оценку каждому правительственному распоряжению, а влияет с того времени главным образом на отдельных лиц, а эти лица, участвуя в государственном законодательстве, проводят в жизнь христианские принципы, что, к сожалению, случается чем дальше, тем все более и более редко. А со времени Петра пути государства и церкви расходятся совершенно, да и сама церковь была порядочно изуродована этим государем. Было христианское царство на земле, в котором были приведены в гармоническое сочетание дух и тело, обязанность человека и гражданина и не стало его. И плакать остается русскому человеку, как о потере земного рая, потому что, судя по последним годам, он никогда уже не вернется в России, потому что она час от часу преуспевает на худшее.
(Примечание о. П.Л.)
[4] Примечание. Так поступают и по настоящее время вселенские Константинопольские патриархи, когда турецкий султан нарушает права и привилегии православной церкви, а она пользуется там большими дарами, так что в Турции церковь пользуется такой же, а может быть, большей свободой касательно своего внутреннего самоопределения, чем в христианских странах. В Турции государственные принципы разработаны еще слабо и там терпят пока еще свободную церковь. В европейских же государствах, где государство возводится в единственный принцип общественной жизни, и государству, как молоху, приносятся в жертву личность и ее высшие запросы и интересы, в европейских государствах – не допускают автономной церкви, как бы государства в государстве; поэтому, везде в них ведется ожесточенная борьба с церковью, в одних странах более ожесточенная, в других – менее. Когда султан нарушит какое-нибудь старинное право церкви, тогда патриарх Константинопольский в виде протеста добровольно оставляет патриархию и уходит в какой-нибудь монастырь живет там, без епархии и без всякой уж власти. Так сделал, например, святейший Иоаким III, теперешний патриарх Константинопольский: когда, около 30 лет тому назад, он был избран первый раз патриархом и султан стал нарушать права Православной Церкви, святейший Иоаким III добровольно оставил кафедру, ушел на Афон и жил простым монахом 18 лет.
[5] Страшная судьба постигла судей патриарха Никона. Оба патриарха, по возвращении своем на паству, были повешены султаном за то, что без его повеления ездили в Россию. Паисий Лигарид, главный воротила на соборе, был запрещенный греческий архиерей, его вскоре выгнали из России. Русские архиереи – яростные противники патриарха, тоже понесли должное по делам своим: Иосиф, потом митрополит Астраханский, мучительски убит казаками, Илларион – митрополит Рязанский и Муромский, был предан суду за некоторые предосудительные поступки и отставлен от епархии; Мефодий, епископ Мстиславский, удален от блюстителъства митрополии Киевской, и за измену и мятежничество потребован к суду в Москву и под стражей в Новоспасском монастыре скончался. Были на соборе среди епископов и друзья и защитники патриарха: Лазарь Баранович, архиепископ Черниговский, Симон, архиепископ Вологодский, Мисаил, епископ Коломенский, не подписавшие осуждения Никона; да будут благословенны имена их!
[6] Из-под исторического мусора, неразберихи (в которой действительно трудно разобраться людям, имеющим предубежденный взгляд на святейшего патриарха); исследователи повторяют на разные лады всякие нелепости; в лучшем случае для них личность святейшего патриарха остается психологической загадкой, они не могут объяснить различных фактов из жизни этого великого человека, между тем, это была цельная, хотя и в высшей степени сложная и богато одаренная натура, никаких противоречий в ней нет.
[7] За то уж после, когда откроется душа русского человека, он явит величайшее самопожертвование, глубочайшую и сердечнейшую любовь, на которую неспособны другие народы, с виду любезные и предупредительные, но в душе черствые, и холодные. Гуманность! гуманность! о которой так много кричат в Западной Европе, не существует там: истинная гуманность, человеколюбие существует только в России, где еще есть вера в Бога, без которой она немыслима.
[8] Строгость святейшего патриарха, которую не все могут понять и которой многие смущаются, не была жестокостью и объясняется величайшей ревностью святителя о благе церкви и государства. Строг был и святитель Иоасаф Белгородский, прославляемый ныне Святой Церковью. Строг был и святой пророк Илия, который низвел огонь с неба и попалил нечестивцев. Примечание для младенцев в вере.