Новости

Круглый стол «Старчество как плод духовной культуры монашеской жизни» в рамках XXXII Международных Рождественских чтений

Круглый стол в рамках монашеского направления был целиком посвящен теме старчества и носил название «Старчество как плод духовной культуры монашеской жизни» с подзаголовком: «“Творческий подход” и “совершенное послушание”, – или как стяжать основную монашескую добродетель».

Председательствовал на этом заседании митрополит Омский и Таврический Дионисий, куратором выступила игумения Елисавета (Позднякова), настоятельница ставропигиального монастыря Марфо-Мариинская обитель милосердия.

Участники круглого стола поделились с монашеской аудиторией рассказами о подвижниках ХХ столетия, которые испытали всю тяжесть и все превратности этого богоборческого века – кто-то подвергаясь прямым гонениям, кто-то – мужественно выстраивая жизнь по заповедям Христа и урокам своих наставников во времена, когда, казалось, были уже порваны нити церковной традиции, и всё было сделано, чтобы распались духовные связи поколений верующих.

На самом деле, как замечательно сказала в своем докладе матушка Евдокия (Левшук), «истинные светильники продолжали светить миру, зажигали своей всеобъемлющей и жертвенной любовью каждого, кто тянулся к их неугасимому свету. Являясь сосудами благодати, они наполняли этой благодатью сердца и души тех, кто искал их духовного руководства. Тонкими, но крепкими духовными нитями связывали воедино всех, беззаветно любящих Господа, и сегодня их многолетний опыт жизни во Христе является назидательным примером. Их практические наставления и мудрые советы живут и передаются новоначальным послушникам».
Игумения Евдокия (Левшук)
Выступление игумении Евдокии (Левшук), настоятельницы Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря (Белорусский экзархат) было названо библейскими словами «На стезях любви» (Сир. 1:11) и посвящено первой настоятельнице возрожденной Спасо-Евфросиниевской обители схиигумении Евфросинии (Максимчук). С большой любовью матушка описала жизнь своей наставницы, воспитанной такими учителями, как афонский старец схиигумен Кассиан (Корепанов), священномученик архимандрит Серафим (Шахмуть), архиепископ Михей (Хархаров), схиархимандрит Иоанн (Маслов) и другие. На многих примерах показала преемственность духовных советов, которые давала сестрам схиигумения Евфросиния, от наставлений, полученных в свое время ею у старцев и стариц. Главным в этих советах была заповедь о любви, смирении и неколебимом стоянии за правду Божию. Эту пламенную ревность и любовь к Богу она всеми силами старалась насадить в сердце каждой сестры.
Игумения Екатерина (Чайникова)
Игумения Екатерина (Чайникова), настоятельница Иерусалимского Кресто-Воздвиженского ставропигиального женского монастыря представила духовный портрет схиигумена Саввы (Остапенко), духовным чадом которого по милости Божией ей посчастливилось быть. Уже более сорока трех лет чада, воспитанные выдающимся подвижником, и множество людей, на которых оказали влияние его книги, чтут его память едва ли не по всему миру – в Печорах и на Афоне, в Грузии и Иерусалиме… Матушка Екатерина в свое время организовала экспедицию по собиранию фактов и свидетельств о жизни и служении отца Саввы. Удивительно, что схиигумен Савва начал изучать богословие, когда ему исполнилось 48 лет. Его стремительный духовный взлет во многом объяснялся тем, что настоящей школой для него всегда были храм и молитва. Сила его молитвы буквально притягивала к нему людей со всех концов страны, но это одновременно ставило его в положение гонимого. «Сосланный» в Псково-Печерский монастырь, он не только ревностно исполнял послушание благочинного, но и развернул там замечательную просветительскую деятельность: написал краткую историю обители, занялся «самиздатом», составляя молитвословы и книжечки поучений, произносил вдохновенные проповеди. Писал и книги о внутренней, духовной жизни – они тоже распространялись в списках и перепечатках и только много позже пришли к читателям в полноценных изданиях. Что касается его многочисленных обидчиков и недоброжелателей, то, как выразилась матушка Екатерина, отец Савва духовно боролся, только не с ними, а за них: называл их своими благодетелями, и для таких людей у него был отдельный помянник.
Игумения Магдалина (Чекулаева)
Доклад настоятельницы Никитского женского монастыря г. Каширы игумении Магдалины (Чекулаевой) «Схимонахиня Ольга (Ложкина) – наследница духовной школы Никитского женского монастыря» стал повествованием о великой подвижнице, трагическими обстоятельствами оторванной от родной обители, насельницей которой она была 28 лет (Никитский монастырь закрыли в начале 1920-х годов). Пять десятилетий в миру матушка Ольга совершала ежедневное служение людям, несла подвиг юродства, нищеты, была преследуема за веру и при этом ревностно хранила свои монашеские обеты. Как сказала игумения Магдалина, схимонахиня Ольга – это добрый плод монашеского воспитания в истинно монашеском духе, посланница Божия нам во спасение. Сестры возрожденной Никитской обители с большим тщанием собирают сведения о жизни и о благодатной помощи по молитвам к матушке Ольге, год назад их трудами была издана книга, посвященная подвижнице.
Иеромонах Виталий (Морозов)
О замечательном явлении – служении в 1970-е годы тайных женских монашеских общин под руководством старцев участники чтений услышали от иеромонаха Виталия (Морозова), служащего священника Благовещенского женского монастыря села Ожога Липецкой епархии. Доклад «Женские монашеские общины в селах Липецкой области Бурдино, Ожога и в районе Дидубе города Тбилиси» не случайно оказался так широк по географическому охвату, поскольку повествовал о духовных связях старцев Глинской пустыни, которые вынуждены были покинуть свою закрытую обитель и нашли приют в разных местах страны, в том числе в Грузии. Но это были именно те светильники, которые нельзя было скрыть под спудом. Под духовным наставничеством схимитрополита Зиновия (Мажуги), схиархимандрита Виталия (Сидоренко) и их духовных чад схиархимандритов Макария (Болотова) и Серафима (Мирчука) на Липецкой земле возникли тайные монастыри, где проходили школу духовного возрастания не только подвизавшиеся в Бурдине и Ожоге сестры, – к подвижникам регулярно ездила со всех концов страны молодежь, ищущая в Христе и православии смысл жизни. Из этой среды вышли и несколько ныне здравствующих архиереев, и немалое число священников.

Монастырь же в Дидубе, на окраине Тбилиси, был основан схиархимандритом Виталием (Сидоренко), который по благословению владыки Зиновия совершал постриги также во множестве посещавших его молодых людей: постриженицы и постриженики отца Виталия жили в Тбилиси, Таганроге, Новосибирске, Донецке, Сухуми, Перми, Одессе, Воронеже, Донбассе, Сибири, на Дальнем Востоке… Благодаря им в пору церковного возрождения были основаны многие монастыри в самых отдаленных уголках России.
Круглый стол завершило слово митрополита Омского и Таврического Дионисия. Владыка Дионисий поделился своими размышлениями на тему «Духовное руководство как формирование духовной культуры монашествующего». Его Высокопреосвященство интересовало прежде всего то, что касается осуществляющих это руководство. В условиях во многом порушенной преемственности большинство игуменов и игумений, поставленных в годы возрождения во главе монастырей, не обладали ни опытом, ни, тем более, особыми духовными дарами. Преемство существовало – и тому свидетельство сегодняшние выступления на круглом столе, – сказал владыка, но это не отменяет проблемы: очень многие руководители ощущают собственную немощь, вследствие чего или начинают «восхищать божественную власть», нарушая свободу духовного чада, или, напротив, устраняются от ответственности, апеллируя к словам не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос (Мф. 23:8). Выход здесь видится в том, чтобы призвать на помощь смирение и ощутить себя соработниками, содействователями и слугами Божиими. Такое настроение, заметил митрополит Дионисий, – есть начаток успеха, если вы волею Господа поставлены исполнять послушание руководителя. Самое главное – не заслонить Бога своей личностью, и не заслонить от Него свое духовное чадо. Инструмент и условие правильного духовного руководства, как учили святые отцы, – это равная любовь ко всем братьям и сестрам, это желание и умение беседовать, общаться с вверенными тебе людьми и – индивидуальный подход к каждому с учетом особенностей характера и души человека. Владыка также напомнил, что игумен или игумения должны быть не только блюстителями устава, но и, опять-таки в соответствии с мнением святых отцов, источником утешения для братства или сестричества. Преподобный Серафим Саровский говорил, что игумен призван быть для братий и отцом, и матерью. И, конечно, подытожил свое слово митрополит Дионисий, – важнейший «инструмент» духовного руководства – это молитва за своих духовных чад.

Затем Высокопреосвященный владыка зачитал итоговый документ о работе монашеского направления и поблагодарил всех докладчиков и аудиторию чтений.

Участники единодушно выразили благодарность Святейшему Патриарху Кириллу за Первосвятительское благословение на проведение монашеского направления форума, за возможность встречи и совместного обсуждения актуальных вопросов современной монашеской жизни.

Фото: Владимир Ходаков

Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству Конференции