Престольные праздники Воскресенского собора

Придел Небоявленного Креста Господня

Над пещерой Обретения был устроен придел Небоявленного Креста Господня в память о произошедшем в дни Святой Пятидесятницы 7/20 мая 351 года в Святом Городе Иерусалиме следующем событии.

Церковная история доносит до нас повествование, как по кончине первого христианского благочестивого царя Константина Великого царский престол занял его сын Констанций I, который уклонился в ересь Ария, хулившего и унижавшего Божественное достоинство Христа Спасителя. Тогда, в посрамление еретиков и для утверждения православных, во Святом Граде явилось дивное знамение: в третьем часу дня на небе явилось изображение Честного Креста Господня, сиявшее неизреченным светом, сильнейшим солнечных лучей, что видел весь народ, пораженный великим ужасом и удивлением. Сие знамение Креста начиналось над Голгофой, где был распят Христос, и достигало до самого Елеона, откуда Спаситель спустя 40 дней после Своего Славного Воскресения был вознесен на Небо. Широта крестного знамения соответствовала его длине; красота же его, напоминавшая подобие разноцветной радуги, была столь велика, что привлекала к себе взоры всех. Толпы иерусалимлян, видя такое чудесное знамение, поспешили с глубоким умилением и сердечною теплотою в святую церковь, в которой единодушно громко прославляли Иисуса Христа, Господа нашего, Сына Божия единородного, Бога истинного от Бога истинного. Патриарх Иерусалимский Кирилл обратился к императору Констанцию с посланием, сообщив о явлении Креста и призвав обратиться к истинной вере. Тогда же был установлен праздник в воспоминание этого дивного явления. По свидетельству церковного историка Созомена (V в.), увидев знамение, многие эллины и иудеи приняли крещение.

Иконостас для этого уникального придела сделан новый. Он состоит из нескольких рядов икон, и, что характерно для религиозной культуры в целом, обладает рядом смыслов. Так, иконография для диаконских врат выявлена из богослужебного содержания праздника. 1-я песнь канона на утрени, восхваляя Крест Христов, сравнивает его с Животным Древом, посаженным Богом в раю, от которого питался и жил человек. Изображение рая и прародителей нередко встречалось в иконографии, так как алтарь символически образует рай. Данная композиция размещена на северных (диаконских) вратах — святые прародители Адам и Ева и между ними — Древо Жизни с плодами.

На южных диаконских вратах показаны две святые горы — Голгофа и Елеон, над ними в небе Крест, сияющий необыкновенным светом, а под Крестом — град Иерусалим. На переднем же плане изображена река Иордан, а в ней люди по пояс в воде — крещающиеся после покаяния иудеи и эллины. Такая иконография является, с одной стороны, исторически реалистичной, а с другой — символичной, связывающей Крест и Таинство Крещения.
Подземная церковь