В северной части хор Воскресенского собора находились два придела во имя святого благоверного князя Александра Невского. Первый был устроен у столпа северной галереи по велению императора Павла I в память о рождении первенца, великого князя Александра Павловича, будущего императора Александра 1 (1777—1825; царствовал с 1801 по 1825 год).
Придел был сооружен по проекту архитектора М. Ф. Казакова. Освящен в 1807 году. Иконостас, выполненный из дерева в стиле классицизма, представлял в плане пятиугольник, примыкающий к столпу. Царские врата обрамляли две колонны с резными золочеными капителями, несущими фронтон, увенчанный резным изображением Агнца с Крестом, символизирующим Христа. По сторонам Царских врат внизу помещались иконы Спасителя и Пресвятой Богородицы, вверху — святых апостолов. Боковые грани иконостаса служили северными и южными вратами в алтарь. На них были изображены святой архидиакон Стефан и святой князь Александр Невский1.
Второй придел во имя святого благоверного князя Александра Невского находился вблизи первого, в северо-западной части хор Воскресенского собора. Он был устроен по обету великого князя Николая Павловича — будущего императора Николая I (1796—1855; царствовал с 1825 по 1855 год) в благодарность Богу за дарованного ему первенца — сына Александра, будущего императора Александра II (1818—1881; царствовал с 1855 по 1881 год).
С устроением второго придела связана интересная история, известная из воспоминаний архитектора А. Л. Витберга (1787— 1855).
Александр Лаврентьевич Витберг, закончивший в 1809 году Академию Художеств в Санкт-Петербурге, был автором первого проекта храма Христа Спасителя, заложенного в 1817 году на Воробьевых горах. Летом 1818 года А. Л. Витберг заехал по желанию тещи в Саввино—Сторожевский монастырь, который в это же время посетил великий князя Николай Павлович. Состоялось знакомство, и его высочество заказал архитектору проект придела во имя святого князя Александра Невского в Воскресенском монастыре. Вскоре эскиз был готов, и 14 июня 1818 года состоялась закладка придела в присутствии великого князя Николая Павловича и А. Л. Витберга.
5 сентября 1820 года придел был освящен. Он отличался от других церквей на хорах Воскресенского собора круглой формой, повторявшей форму ротонды. Алтарь окружали восемь колонн белого каррарского мрамора. Каждую из них венчали четыре бронзовых херувима. Между колоннами находился деревянный вызолоченный иконостас2.
В 1835 году на северной стене придела была помещена бронзовая золоченая доска с гравированной надписью, воспроизводившей Рескрипт великого князя Николая Павловича архиепископу Московскому Августину, где он, в частности, писал: «Изъявление благодарности не нужно Тому, Кто читает в глубине души, но оно необходимо душе благодарной. Обещание мое, которое спешу исполнить, состоит в том, чтобы во имя Александра Невского воздвигнуть придел в церкви Нового Иерусалима; это смиренное приношение счастливого отца, поверяющего Отцу всемогущему свое драгоценнейшее благо — участь жены и сына».
Памятная доска, устроенная архимандритом Аполлосом (Алексеевским), находится ныне в музее «Новый Иерусалим», где хранятся и предметы церковного обихода из данного придела, изготовленные по рисункам А. Л. Витберга.
Придел был сооружен по проекту архитектора М. Ф. Казакова. Освящен в 1807 году. Иконостас, выполненный из дерева в стиле классицизма, представлял в плане пятиугольник, примыкающий к столпу. Царские врата обрамляли две колонны с резными золочеными капителями, несущими фронтон, увенчанный резным изображением Агнца с Крестом, символизирующим Христа. По сторонам Царских врат внизу помещались иконы Спасителя и Пресвятой Богородицы, вверху — святых апостолов. Боковые грани иконостаса служили северными и южными вратами в алтарь. На них были изображены святой архидиакон Стефан и святой князь Александр Невский1.
Второй придел во имя святого благоверного князя Александра Невского находился вблизи первого, в северо-западной части хор Воскресенского собора. Он был устроен по обету великого князя Николая Павловича — будущего императора Николая I (1796—1855; царствовал с 1825 по 1855 год) в благодарность Богу за дарованного ему первенца — сына Александра, будущего императора Александра II (1818—1881; царствовал с 1855 по 1881 год).
С устроением второго придела связана интересная история, известная из воспоминаний архитектора А. Л. Витберга (1787— 1855).
Александр Лаврентьевич Витберг, закончивший в 1809 году Академию Художеств в Санкт-Петербурге, был автором первого проекта храма Христа Спасителя, заложенного в 1817 году на Воробьевых горах. Летом 1818 года А. Л. Витберг заехал по желанию тещи в Саввино—Сторожевский монастырь, который в это же время посетил великий князя Николай Павлович. Состоялось знакомство, и его высочество заказал архитектору проект придела во имя святого князя Александра Невского в Воскресенском монастыре. Вскоре эскиз был готов, и 14 июня 1818 года состоялась закладка придела в присутствии великого князя Николая Павловича и А. Л. Витберга.
5 сентября 1820 года придел был освящен. Он отличался от других церквей на хорах Воскресенского собора круглой формой, повторявшей форму ротонды. Алтарь окружали восемь колонн белого каррарского мрамора. Каждую из них венчали четыре бронзовых херувима. Между колоннами находился деревянный вызолоченный иконостас2.
В 1835 году на северной стене придела была помещена бронзовая золоченая доска с гравированной надписью, воспроизводившей Рескрипт великого князя Николая Павловича архиепископу Московскому Августину, где он, в частности, писал: «Изъявление благодарности не нужно Тому, Кто читает в глубине души, но оно необходимо душе благодарной. Обещание мое, которое спешу исполнить, состоит в том, чтобы во имя Александра Невского воздвигнуть придел в церкви Нового Иерусалима; это смиренное приношение счастливого отца, поверяющего Отцу всемогущему свое драгоценнейшее благо — участь жены и сына».
Памятная доска, устроенная архимандритом Аполлосом (Алексеевским), находится ныне в музее «Новый Иерусалим», где хранятся и предметы церковного обихода из данного придела, изготовленные по рисункам А. Л. Витберга.
Особый интерес представляет серебряная дарохранительница в виде пещеры Гроба Господня, символически соединенной с горой Голгофой. Погребальное ложе Спасителя осеняют вверху три херувима, по сторонам к нему молитвенно склоняются два коленопреклоненных ангела. Гора над пещерой увенчана Голгофским Крестом, окруженным облаками и сиянием. В средокрестии помещены терновый венец и чаша — символы Крестной жертвы Спасителя. На нижней перекладине изображены два гвоздя, на центральной перекладине выгравировано последнее слово, сказанное Христом на Кресте: «СОВЕРШИШАСЯ» (Ин. 19, 30). Таким образом, в дарохранительнице воплощена тема Распятия, погребения и победного торжества Воскресения Христова.
В ходе ремонтно-реставрационных работ в 2008-2018 годах оба иконостаса были восстановлены. 10 марта 2021 года состоялось заседание Рабочей группы Экспертного совета Фонда по вопросам живописи и иконописи, на котором были рассмотрены результаты промежуточного этапа работ по воссозданию икон для иконостасов двух приделов святого благоверного князя Александра Невского в Воскресенском соборе. 2 марта 2022 года состоялось заседание, на котором были приняты результаты проведенных работ по написанию икон и их монтажу в иконостасы.
1Опись 1875 года. Музей «Новый Иерусалим». Л. 202-203 об.
2Опись 1875 года. Музей «Новый Иерусалим». Л. 197-200 об.
В ходе ремонтно-реставрационных работ в 2008-2018 годах оба иконостаса были восстановлены. 10 марта 2021 года состоялось заседание Рабочей группы Экспертного совета Фонда по вопросам живописи и иконописи, на котором были рассмотрены результаты промежуточного этапа работ по воссозданию икон для иконостасов двух приделов святого благоверного князя Александра Невского в Воскресенском соборе. 2 марта 2022 года состоялось заседание, на котором были приняты результаты проведенных работ по написанию икон и их монтажу в иконостасы.
1Опись 1875 года. Музей «Новый Иерусалим». Л. 202-203 об.
2Опись 1875 года. Музей «Новый Иерусалим». Л. 197-200 об.