Престольные праздники Воскресенского собора

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Церковь Успения Пресвятой Богородицы расположена в восточной части северной галереи Воскресенского собора. О ее первообразе иеромонах Арсений (Суханов) писал: «...церковь Пресвятыя Богородицы, невелика и темна и низка... та церковь, сказывают, была тюрьма, в ней же посиде Христос Бог наш, и мучен бысть нас ради и нашего ради спасения, и на том месте все было собрано — мучительные снасти и прочее, что им годно было к распятию Христову»1.
Придел Пресвятой Богородицы в храме Гроба Господня представляет собой в архитектурном отношении небольшую четырехстолпную церковь с низким сомкнутым сводом. Предание связывает эту часть храма с пещерой близ Голгофы, где содержали узников, пока приготовлялись орудия казни. Церковь именуется Темницей, но посвящена Богородице, ибо Матерь Божия оплакивала здесь Своего Божественного Сына, кода Его повели на Распятие. В древние времена пещера служила сторожкой («стражей») сада («вертограда»).

В Новом Иерусалиме придел Успения Пресвятой Богородицы состоит из собственно церкви и примыкающей к ней с запада трапезы. Первоначально трапеза была отделена от северной галереи собора каменной преградой с изразцовым порталом. В середине XVIII века преграда была разобрана, а портал перенесен к западной стене самой церкви.

Подобно первообразу, Успенский придел имеет четыре опорных столпа. Но если в храме Гроба Господня эти столпы низкие, а свод над ними — сомкнутый, то в Новом Иерусалиме столпы высокие, предназначенные нести восьмигранный барабан главы. К двум восточным столпам примыкает великолепный пятипролетный трехъярусный иконостас с надписью на фризе: «Церков Темница, в ней же удержан бысть Господь наш Иисус Христос от Пилата, дондеже приготовлены быст вещи о Распятии. Прежде вертеп был стража вертограду». Составителем надписи был, вероятно, сам Патриарх Никон, освятивший церковь в начале 1660-х годов. Ему же принадлежит идея преображения иерусалимского вертепа в высокий, пронизанный светом храм. Этот архитектурный образ воплощает тему Воскресения и Вознесения Богородицы, тему победы над смертью, торжества жизни вечной.
«Церков Темница, в ней же удержан бысть Господь наш Иисус Христос от Пилата, дондеже приготовлены быст вещи о Распятии. Прежде вертеп был стража вертограду»
«Церков Темница, в ней же удержан бысть Господь наш Иисус Христос от Пилата, дондеже приготовлены быст вещи о Распятии. Прежде вертеп был стража вертограду»
Отличие в архитектурном облике образа и первообраза отмечала надпись на плите «каменного путеводителя», вмурованной в северную стену трапезы: «От дверей итти подле стены на восток и в самом углу церковь Пресвятыя Богородицы невелика и темна и низка. От помосту до верху одиннадцать пядей в высоту. Тут держат греки, а прежде сего держали ивери (жители Иверии, то есть Грузии. – прим.). Зде же на том месте церковь Пресвятыя Богородицы, нарицаемая Успения, изряднейшая и светлейшая и пространная, якоже зрится всеми».

Ныне эта плита размером 54х57х19 см. находится в музее «Новый Иерусалим». В ходе ремонтно-реставрационных работ 2006-2018 годов была создана копия плиты и помещена в сохранившуюся под нее прямоугольную нишу.

Если в общем архитектурном решении церкви Богородичная тема отражена символически, то в планировке интерьера она выражена весьма конкретно. В северной стене придела расположена «палатка» с дверным проемом и окошком, выходящим внутрь церкви. Так было отмечено Патриархом Никоном место, где в Иерусалиме «стояла Пресвятая Богородица во время Страсти Господни»2.

В середине XVIII века облик Успенского придела претерпел существенные изменения. Главка церкви была разобрана в связи с возведением на кровле помещения для монастырской библиотеки. Однако восьмиугольное основание барабана не было заложено. (В настоящее время это место в центре свода закрыто деревянной решеткой со стеклом.) Тогда же северные окна придела и трапезы были растесаны, керамический иконостас раскрашен масляной краской и вызолочен, иконы полностью заменены, своды и стены украшены лепными тягами и расписаны «под мрамор». Перемещенный к западной стене керамический портал был окружен пышной барочной лепниной в виде головок херувимов и картушей, обрамляющих живописные панно, из которых сохранился образ святого апостола Петра на холсте размером 48х69 см. живописца Н. С. Зертис-Каменского (архимандрит Никон, настоятель Ново-Иерусалимского монастыря с 1765 по 1771). Первоверховный апостол изображен по пояс, в повороте влево, с поднятыми к небу глазами. Справа от него написан петух — знак искушения, отречения и покаяния святого Петра. В правой руке апостол держит Евангелие, в левой — ключи, напоминающие о сказанных ему словах Спасителя: «Дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16, 19)

Современный вид Успенская церковь обрела после многолетних реставрационных работ. Еще в 1920-х годах под руководством известного исследователя и реставратора керамики А. В. Филиппова сотрудники музея отмыли от масляной краски и позолоты изразцовый иконостас. Одна из верхних арок была специально оставлена под раскраской ХУШ века. Во время взрыва Воскресенского собора 10 декабря 1941 года Успенская церковь не получила серьезных повреждений, но со временем убранство ее интерьеров пришло в аварийное состояние.

В 1990 году сотрудниками объединения «Росреставрация» С. С. Дрезельс и О. И. Власенко были проведены консервационно-реставрационные работы керамического портала и первого яруса иконостаса. Восстановление лепного декора, проведенное в первой половине 1990-х годов бригадой В.А. Кочина завершили в 1998 году сотрудники Реставрационного центра «Байкал» (директор О. А. Попов) В. А. Минин, А. В. Романовский и другие мастера. Кропотливая работа по восстановлению утраченных фрагментов изразцового иконостаса и портала была проведена технологом-керамистом Г. Г. Золотаревой и специалистом по художественной росписи Е. Г. Мильхер.
16 декабря 1999 года церковь Успения Пресвятой Богородицы была торжественно освящена Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

8 мая 2016 года, в Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин Великого освящения придела, после ремонтно-реставрационных работ проходивших в монастыре с 2008 года. По Первосвятительскому благословению первую часть Великого освящения храма совершил викарий Его Святейшества – преосвященный Тихон (Зайцев), епископ Подольский.

Иконы

Иконы XVII века до нас, к сожалению, не дошли. В середине XVIII века все они были заменены новыми, написанными маслом в итальянской манере живописцами Иваном Поповым, Алексеем Полтевым, Михаилом Борзиковским и Василием Позлышиным. Руководил работой Николай Стефанович Зертис-Каменский3.

Новый состав иконостаса развивал тему престольного праздника.

Справа от Царских врат помещался образ Христа в Темнице, слева — икона Успения Пресвятой Богородицы. На северных и южных вратах были изображены святой апостол Иоанн Богослов и святой Иаков, брат Божий.

В центре верхних ярусов размещались иконы «Апостолы свидетельствуют Гроб Богородицы» и «Вознесение Пресвятой Богородицы». По сторонам были изображены святые апостолы, несомые ангелами на облаках в Иерусалим, к погребению Божией Матери.

Во втором ярусе — по два апостола на одной иконе, в третьем, где боковые проемы понижены, на иконах был изображен один апостол в сопровождении ангела.

Из иконостаса Успенского придела уцелело пять икон, хранящихся ныне в музее «Новый Иерусалим»: «Христос в темнице» (122х59,2 см); «Апостолы свидетельствуют гроб Пресвятой Богородицы» (241х89,17 см); «Вознесение Пресвятой Богородицы» (210х87 см); святых апостолов Павла и Фаддея (210х59 см); святого апостола Филиппа (76х60 см).

Иконы из верхних ярусов иконостаса сохранили барочную композицию, исполненную стремительного движения и сложных поворотов фигур святых. Цветовая гамма построена на контрастном сочетании ярких вишневых, пурпурных, коричневых, желтых, зеленых и синих тонов с обильными прописями золотом. Мастерство живописцев XVIII века было, несомненно, высоким, но их преемники, поновлявшие и заменявшие ветшавшие со временем иконы, не всегда могли передать пространственные эффекты, заимствованные из итальянской живописи и чуждые духу православного искусства.

Захоронения

У северо-западного столпа погребен архиепископ Белгородский и Обоянский Петр (Смелич), серб по происхождению, управлявший Воскресенским монастырем два года.

В юго-восточной части церкви похоронен архимандрит Никон (в миру Николай Степанович Зертис-Каменский), настоятель Воскресенского монастыря с 1765 по 1771 год.

Архимандрит Никон был родным братом архиепископа Амвросия, управлявшего Воскресенским монастырем с 1748 по 1765 год. Настоятель пригласил его для выполнения художественных работ в Воскресенском соборе, и сначала Николай Степанович руководил резчиками по алебастру, создававшими лепной декор храма, а затем вместе с учениками писал картины на библейские темы для шатра ротонды. Немало потрудился художник и над благоукрашением Успенской церкви.

6 сентября 1771 года во время «чумного бунта» в Москве архиепископ Амвросий был убит «мятежной чернью». Это так поразило архимандрита Никона, что он заболел и через две недели скончался. В музее «Новый Иерусалим» хранится находившаяся на его могиле медная посеребренная табличка с гравированной надписью: «На сем месте погребен обители сея священноархимандрит Никон, предшественнику и брату своему Пр[еосвященному] Амвросию убиенному в украшении сего храма с 1748 года способствовавший, и с ним же единовременно на 49-м году жизни своея в вечное 29 сент. 1771 преселившийся». В ходе реставрационных работ 2008-2018 годов была создана копия таблички и помещена на историческое место.

  1. Арсений Суханов, иером. Проскинитарий. Список 2-й половины XVII века. ГИМ ОР. Син. 574. Л. 199об.
  2. Историческое описание Ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря, составленное по монастырским актам настоятелем оного архимандритом Леонидом. 1876. С. 195
  3. Материалы профессора В.И. Троицкого. С. 137
Воскресенский собор