Тропарь священномученику Серафиму, глас 5
Воинство Царя Небеснаго / паче земнаго возлюбив, / служитель пламенный Святыя Троицы явился еси, / наставления Кронштадтскаго пастыря в сердце своем слагая, / данная ти от Бога многообразная дарования / к пользе народа Божия приумножил еси, / учитель благочестия / и поборник единства церковнаго быв, / пострадати даже до крове сподобился еси, / священномучениче Серафиме, / моли Христа Бога // спастися душам нашим.Кондак священномученику Серафиму, глас 6
Саровскому чудотворцу тезоименит быв, / теплую любовь к нему имел еси, / писаньми твоими подвиги и чудеса того миру возвестив, / верныя к его прославлению подвигл еси / и благодарственнаго посещения / самаго преподобнаго сподобился еси. / С нимже ныне, священномучениче Серафиме, / в Небесных чертозех водворяяся, / моли Христа Бога // серафимския радости нам причастником быти.Житие
Архимандрит Серафим (будущий митрополит) был настоятелем Воскресенского монастыря в 1904-1905 годах.
Митрополит Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов) родился 9 июня 1856 года, рано потерял родителей.
По окончании гимназии учился в Пажеском корпусе, а затем в Артиллерийской академии. Участвовал в Балканской войне 1877-78 гг., награжден орденами за храбрость и распорядительность. В тридцать четыре года Леонид Михайлович полковник гвардии и адъютант Великого Князя Михаила Николаевича, имеет напечатанные литературно-исторические труды, но оставляет блестящую карьеру и в 1891 году выходит в отставку. По благословению своего духовного отца Иоанна Кронштадтского он переезжает с семьей в Москву и готовится к принятию священства.
В 1893 году Леонид Михайлович рукоположен в сан священника к кремлевской церкви Двунадесяти Апостолов, которую реставрировал на свои средства и организовал при ней Общество Белого Креста, имевшее задачей призрение офицерских детей.
В 1895 году - священник для духовного окормления военнослужащих артиллерийского ведомства Московского военного округа церкви на Старом Ваганькове, частью на свои средства, частью на пожертвования отреставрировал храм во имя святителя Николая, принадлежавший Румянцевскому музею и в течение тридцати лет стоявший закрытым. В это время он начал составлять «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» по прямому указанию самого Серафима Саровского, переданного о. Леониду блаженной Пашей Саровской во время посещения им Дивеевской обители.
В том же году, после неожиданной смерти жены, поступил в Троице-Сергиеву Лавру и принял иночество.
В 1896 году издана «Летопись» и о. Леониду удалось встретиться с Государем и преподнести «Летопись».
14 августа 1898 года о. Леонид пострижен в мантию с именем Серафим, в этом же году назначен настоятелем Суздальского Спасо-Евфимьева монастыря и вскоре возведен в сан архимандрита с назначением благочинным монастырей Владимирской епархии. Приняв древнюю обитель разрушающейся, за пять лет своего управления архимандрит Серафим привел ее в цветущее состояние, благоустроил арестантское отделение Суздальской тюрьмы-крепости, а вскоре по его ходатайству узники были освобождены и тюрьма перестала существовать.
В 1902 году архимандрит Серафим сподобился видения старца Серафима, который поблагодарил его за «Летопись».
Участник комиссий 1902 и 1903 годов по освидетельствованию останков старца Серафима, архимандрит Серафим руководил подготовкой к торжеству прославления преподобного Серафима Саровского, написал его краткое житие и краткую летопись Серафимо- Дивеевского монастыря, впоследствии подготовил рукопись второго тома «Летописи».
14 февраля 1904 года архимандрит Серафим назначен настоятелем Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, где пробыл год, но за это непродолжительное время отреставрировал Воскресенский собор.
28 апреля 1905 года хиротонисан во епископа Сухумского, в 1906 году переведен в Орел, в 1907 - назначен членом Синода, в 1908 - епископ Кишиневский и Хотинский, в 1912 - архиепископ Тверской и Кашинский.
С первых дней своего епископского служения владыка деятельно занимался устройством церковно-приходской жизни, считая, что «для возрождения пастырства и приходской жизни требуется прежде всего объединение пастырей с пасомыми». Впоследствии он составил «Обращение к духовенству епархии по вопросу о возрождении приходской жизни». Он считал крайне важным сохранение Таинств, как они заповеданы церковной традицией и святыми отцами, и был противником общей исповеди.
После революции 1917 года, как слишком известный, отправлен временным Синодом на покой, участник Поместного Собора 1917/18 гг.
В 1918 году возведен в сан митрополита с назначением в Варшаву, но из-за сложившейся политической обстановки отправиться к месту назначения не смог и до 1920 года жил в Черниговском скиту Троице-Сергиевой Лавры. Затем последовали аресты, тюрьмы, ссылка. В июле 1924 года по ходатайству Патриарха Тихона освобожден и поселился в Воскресенском-Федоровском женском монастыре около города Шуи.
В 1928 году назначен управляющим Петербургской епархией, 14 октября 1933 года отправлен на покой и в начале 1934 года поселился на станции Удельной под Москвой.
В ноябре 1937 года митрополит Серафим снова арестован и 11 декабря расстрелян неподалеку от деревни Бутово.
10 ноября 1988 г. он был реабилитирован и впоследствии прославлен в лике священномучеников.
Митрополит Серафим отличался необычайно разносторонними талантами и все их претворил в жизнь во славу Божию: писатель, богослов, историк, философ, народный лекарь; он сочинял церковную музыку, хорошо рисовал - написанные им образы Спасителя в белом хитоне и преподобного Серафима и до настоящего времени сохранились в московском храме Пророка Илии в Обыденском переулке.
Всю жизнь владыка Серафим боролся за чистоту Православия. Незадолго до своей смерти святой Иоанн Кронштадтский благословил его в последний раз со словами: «Я могу спокойно умереть, зная, что ты и преосвященный Гермоген будете продолжать мое дело, будете бороться за православие, на что я вас и благословляю».