Настоятели и наместники

Архимандрит Серафим (Чичагов) (1904–1905)

Получил образование в Первой Санкт-Петербургской классической гимназии, а затем в Пажеском корпусе и Артиллерийской академии. Участвовал в Балканской войне 1877–1878 гг. и был награжден за сражения под Горным Дубняком, под Телишем, за взятие Плевны, за переход через Балканы, за сражение под Филиппополем, имел награды Франции, Румынии, Болгарии. 15 апреля 1890 г. вышел в отставку и по благословению своего духовного отца Иоанна Кронштадтского стал готовиться к принятию священства – переехал с семьей в Москву, изучал богословские науки. Желая помогать страждущим, самостоятельно изучил медицинские науки и создал свою систему, по которой вылечил более 20 тысяч больных. В 1893 г. рукоположен в священника и приписан к кремлевской синодальной церкви Двунадесяти Апостолов, которую реставрировал на свои средства и организовал при ней Общество Белого Креста, имевшее задачей призрение офицерских детей. В 1896 г. определен священником для духовного окормления военнослужащих артиллерийского ведомства Московского военного округа в церковь на Старом Ваганькове. Частью на свои средства, частью на пожертвования отреставрировал храм во имя свт. Николая, принадлежавший Румянцевскому музею и в течение тридцати лет стоявший закрытым. В это время он начал составлять «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» по прямому указанию самого Серафима Саровского, переданного о. Леониду блаженной Пашей Саровской во время посещения им Дивеевской обители. В 1896 г. «Летопись» была издана и преподнесена им государю, что стало важнейшим моментом в решении вопроса о прославлении прп. Серафима.

5 сентября 1898 г. по пострижении в монашество причислен к братству Свято-Троицкой Сергиевой лавры, а через год назначен настоятелем Суздальского Спасо-Евфимьева монастыря и вскоре возведен в сан архимандрита с назначением благочинным монастырей Владимирской епархии. Приняв древнюю обитель разрушающейся, за пять лет своего управления архим. Серафим привел ее в цветущее состояние. Он благоустроил арестантское отделение Суздальской тюрьмы-крепости, а вскоре по его ходатайству узники были освобождены и тюрьма перестала существовать. В 1902 г. архим. Серафиму было видение, о котором он рассказал своему духовному сыну Стефану Ляшевскому: ему явился старец Серафим и благодарил за «Летопись». Архим. Серафим входил в комиссии 1902 и 1903 гг. по освидетельствованию останков старца Серафима, руководил подготовкой к предстоящему торжеству прославления прп. Серафима, а также написал краткое житие Преподобного и краткую летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Впоследствии им была подготовлена рукопись второго тома Летописи, где подробно описывалась смута в Синоде в пору подготовки к прославлению старца Серафима, рассказывалось о дальнейшей жизни Серафимо-Дивеевской обители.

5 февраля 1904 г. архим. Серафим был назначен настоятелем Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и 14 февраля вступил в должность. Ему незамедлительно пришлось заняться приведением в порядок церковного имущества, «на которое ничего не расходовалось в продолжение многих лет». Часть расхожей ризницы – облачения священнослужителей, одежды на престолы в Воскресенском соборе и храме Рождества Христова – оказались настолько непригодными к употреблению, что он был вынужден немедленно заказать облачение на весь собор, чтобы была возможность служить в Страстную неделю[1].

Архим. Серафим настоятельствовал год и полтора месяца. Для того чтобы хозяйственное послушание исправлялось «как должно», а хором, монастырскими гостиницами и странноприимным домом управляли монашествующие, он увеличил в три раза число послушников. Им был сформирован «правильный хор певчих» – бывшее в монастыре пение вызывало постоянное неудовольствие богомольцев[2], была закончена строительством и вступила в действие новая каменная двухэтажная гостиница, по монастырю проведен новый водопровод, позволивший значительно улучшить качество потребляемой воды, обновлен весь монастырский комплекс. Архим. Серафим обновил и переустроил музей, созданный архим. Леонидом, дополнил его коллекцию своими пожертвованиями, начал составление новых Описей музея и ризницы, организовал монастырскую библиотеку, для которой выписал газеты и журналы. Особенную благодарность братии и всех посетителей монастыря архим. Серафим заслужил тем, что заменил в Воскресенском соборе чугунный пол, от стояния на котором столь страдали все, на теплый деревянный – был положен дубовый паркет, а освободившимися чугунными плитами вымощены дорожки в монастыре и тротуар от монастырских ворот до всех гостиниц и странноприимного дома, бывшие прежде неустроенными, так что весной и осенью бывала грязь. Сам архим. Серафим оценивал свой труд именно как возобновление монастыря, о чем свидетельствует подпись на его портрете, вложенном им в монастырский музей: «Настоятель Воскресенского, Нового Иерусалима монастыря архим. Серафим Чичагов, возобновивший Собор и всю обитель в 1904 г. Настоятельствовал с 14 февраля 1904 г. по 1-е апреля 1905 г.»[3].

Для реставрации иконостасов архим. Серафимом был приглашен иконописец Александр Дмитриевич Лебедев, лично известный ему по своим художественным работам. «Лебедев вполне оправдал этот выбор. Реставрация производилась по всем правилам искусства. С каждого образа до реставрации снимался фотографический снимок, чтобы во всякое время и всякий мог видеть точность воспроизведения и судить о ценности искусства». Лебедев работал под непосредственным наблюдением трех настоятелей, еп. Серафима, архиеп. Иустина и преосвященного Тихона, и все оставались довольны его усердием и искусством»[4].

По ходатайству архим. Серафима в марте 1904 г. было пересмотрено решение об устройстве скита на монастырском Фаворе и отменено. В сентябре 1904 г. по его инициативе при монастыре был устроен лазарет «для больных и раненых воинов, пребывающих с театра военных действий на Даль- нем Востоке», который был размещен в здании странноприимного дома[5]. 15 февраля 1905 г. архим. Серафим передал под расписку организаторам Историко-художественной выставки в Санкт-Петербурге, которая состояла под покровительством Императора Николая Александровича, два замечательных портрета Патриарха Никона: один, где он изображен со служащим духовенством (парсуна «Патриарх Никон с клиром»), другой – в мантии, кисти Иоанна Дитерса. Вследствие революционных беспорядков, охвативших Россию в 1905 г., портреты, отправленные обратно в Новый Иерусалим 31 октября 1905 г., пропали, проведенное расследование подтвердило несомненность факта их утраты и невозможности найти, еще в июне 1910 г. в Синоде они числись пропавшими, но неведомыми путями портреты оказались в Новом Иерусалиме 16 декабря 1906 г.[6].

28 апреля 1905 г. архим. Серафим был хиротонисан во еп. Сухумского, «призванный по всеблагой воле Божией на высокое служение в Церкви Христовой. Так совершилось дело, видимое в своих знамениях, но невидимое в существе своем, дело, имеющее вид человеческого по своим орудиям, но воистину Божественное по силе, в нем действующей»139. В 1906 г. переведен в Орел, в 1907 г. назначен членом Синода, в 1908 г. – еп. Кишиневский и Хотинский, в 1912 г. – архиеп. Тверской и Кашинский.

С первых дней своего епископского служения владыка Серафим деятельно занимался устройством церковно-приходской жизни, считая, что «для возрождения пастырства и приходской жизни требуется прежде всего объединение пастырей с пасомыми». Впоследствии он составил «Обращение к духовенству епархии по вопросу о возрождении приходской жизни». Он считал крайне важным сохранение Таинств, как они заповеданы церковной традицией и святыми отцами, и был противником общей исповеди.

После революции 1917 г. архиеп. Серафим, как слишком известный, отправлен на покой, был участником Поместного Собора 1917–1918 гг., восстановившим Патриаршество в России. В 1918 г. возведен в сан митрополита, претерпел аресты, тюрьмы, ссылку. В 1928 г. назначен управляющим Ленинградской и Гдовской епархией, 14 октября 1933 г. отправлен на покой, и в начале 1934 г. переехал в Москву на станцию Удельную.

11 декабря митр. Серафим расстрелян на Бутовском полигоне. 23 февраля 1997 г. причислен к лику святых, открыв сонм Новомучеников Российских. Митр. Серафим отличался необычайно разносторонними талантами и все их претворил в жизнь во славу Божию, писатель, издавший множество трудов в самых разных областях, врач, создавший свою систему лечения, богослов, иконописец, композитор и музыкант, историк и философ, а главное – пламенный пастырь стада Христова. Всю жизнь владыка Серафим боролся за чистоту православия. Незадолго до своей смерти св. Иоанн Кронштадтский благословил его в последний раз со словами: «Я могу спокойно умереть, зная, что ты и преосвященный Гермоген будете продолжать мое дело, будете бороться за православие, на что я вас и благословляю».
  1. РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1. Ч. 46. 1903. Ед. хр. 129а.
  2. Там же. 1904. Ед. хр. 67.
  3. Там же. Ч. 47. 1906. Ед. хр. 209.
  4. Там же. Ч. 49. 1911. Ед. хр. 119.
  5. Там же. Оп. 1. Ч. 46. 1904. Ед. хр. 167.
  6. Там же. Ч. 46. 1905. Ед. хр. 34.
ХХ век