Голгофская церковь в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня
К востоку от Камня миропомазания находится лестница, именуемая «Жалостный путь», которая ведет на голгофу, в церковь Воздвижения Животворящего Креста Господня. Первое освящение этой церкви с водружением Креста на месте будущего престола было совершено Патриархом Никоном 15 сентября 1662 года.
Подобно первообразу, Голгофская церковь разделена центральным столпом на две части — северную и южную. Северная воспроизводит Лобное место (по-еврейски — Голгофа), где, как повествует Евангелие, был распят Спаситель: «И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону» (Лк. 23, 33).
Лобное место в Новом Иерусалиме оформлено в ХIХ веке в виде плоской вершины горы с тремя круглыми углублениями, обозначающими места, где стоял Крест Господень и кресты двух разбойников. Тут же видим глубокую трещину, подобную трещине в Голгофе, образовавшейся в момент смерти Иисуса, когда «земля потряслась; и камни расселись» (Мф. 27, 51). В глубине стоит кипарисовый Крест ХVII века с резным изображением Распятия.
Центральный столп Голгофской церкви облицован изразцами, образующими орнамент из четырехконечных крестов и восьмиконечных звезд.
Южная часть Голгофского придела, почитаемая как место Снятия Господа с Креста, принадлежит в храме Гроба Господня католикам. В Новом Иерусалиме здесь находится церковь в честь Воздвижения Честного и Животворяшего Креста.
О первом иконостасе Голгофского придела известно крайне мало. Возможно, он был изразцовым1. В первой половине 1680-х годов его заменили деревянным резным вызолоченным иконостасом2. Сохранившийся трехъярусный иконостас и киоты в северной части придела относятся к середине ХVIII века. Они украшены резьбой вглубь по фону и объемной накладной вызолоченной резьбой. В иконостасе 20 икон на тему Страстей Христовых, написанных маслом в итальянской манере.
На обновление Голгофского придела в 1751 году пожаловали денежные средства великий князь Петр Федорович, будущий император Петр III, и его супруга, великая княгиня Екатерина Алексеевна. Став императрицей, Екатерина II продолжала заботиться о благоукрашении Воскресенского собора. Ее иждивением Голгофская церковь поновлялась еще раз и была освящена 26 мая 1775 года. В то время она именовалась приделом Страстей Господних.
Между Голгофской церковью и южной папертью находятся бронзовые врата середины XVII века, состоящие из двух створок, заполненных сквозным, рельефно проработанным с лицевой стороны орнаментом в виде вьющихся побегов с крупными цветами, листьями, завитками и перлами.
в Иерусалимском храме южная пристройка к Голгофе принадлежит католикам. По преданию, на этом месте стояла Пресвятая Богородица с апостолом Иоанном Богословом, когда Христос, распятый на Кресте, сказал Своей Пречистой Матери: «Жено! се, сын Твой», а ученику: «Се, Матерь твоя!» (Ин. 19, 26-27).
В Новом Иерусалиме в восточной части притвора на каменном полу сохранился след с полукруглым выступом от стоявшего здесь деревянного вызолоченного резного киота, в котором помещалась икона святой мученицы Татианы3.
Еще одна достопримечательность притвора великолепный изразцовый перспективный портал, обрамляющий дверной проем на южной стене Голгофской церкви. В нижней части портал состоит из двух прямоугольных полуколонок и пяти уходящих вглубь уступов, каждый из которых имеет свою форму и орнамент. Особенно красив первый уступ, набранный из изразцов с изображением «рога изобилия». Первоначальное местоположение портала не известно. В Голгофский притвор он перенесен не ранее XVIII века.
Из южного притвора по винтовой лестнице из 24 ступеней можно спуститься на первый ярус храма, к входу в придел преподобной Марии Египетской.
1Материалы профессора В.И. Троицкого. С. 44 2Историческое описание Ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря, составленное по монастырским актам настоятелем оного архимандритом Леонидом. - Москва : О-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1876. - [2], IV, 768, II с., 1 л. фронт. портр., С. 241 3Опись 1875 года. Музей «Новый Иерусалим». Л. 57 об.