Престольные праздники Воскресенского собора

Голгофская церковь в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня

К востоку от Камня миропомазания находится лестница, именуемая «Жалостный путь», которая ведет на голгофу, в церковь Воздвижения Животворящего Креста Господня. Первое освящение этой церкви с водружением Креста на месте будущего престола было совершено Патриархом Никоном 15 сентября 1662 года.

Подобно первообразу, Голгофская церковь разделена центральным столпом на две части — северную и южную. Северная воспроизводит Лобное место (по-еврейски — Голгофа), где, как повествует Евангелие, был распят Спаситель: «И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону» (Лк. 23, 33).

Лобное место в Новом Иерусалиме оформлено в ХIХ веке в виде плоской вершины горы с тремя круглыми углублениями, обозначающими места, где стоял Крест Господень и кресты двух разбойников. Тут же видим глубокую трещину, подобную трещине в Голгофе, образовавшейся в момент смерти Иисуса, когда «земля потряслась; и камни расселись» (Мф. 27, 51). В глубине стоит кипарисовый Крест ХVII века с резным изображением Распятия.

Центральный столп Голгофской церкви облицован изразцами, образующими орнамент из четырехконечных крестов и восьмиконечных звезд.

Южная часть Голгофского придела, почитаемая как место Снятия Господа с Креста, принадлежит в храме Гроба Господня католикам. В Новом Иерусалиме здесь находится церковь в честь Воздвижения Честного и Животворяшего Креста.

О первом иконостасе Голгофского придела известно крайне мало. Возможно, он был изразцовым1. В первой половине 1680-х годов его заменили деревянным резным вызолоченным иконостасом2. Сохранившийся трехъярусный иконостас и киоты в северной части придела относятся к середине ХVIII века. Они украшены резьбой вглубь по фону и объемной накладной вызолоченной резьбой. В иконостасе 20 икон на тему Страстей Христовых, написанных маслом в итальянской манере.

На обновление Голгофского придела в 1751 году пожаловали денежные средства великий князь Петр Федорович, будущий император Петр III, и его супруга, великая княгиня Екатерина Алексеевна. Став императрицей, Екатерина II продолжала заботиться о благоукрашении Воскресенского собора. Ее иждивением Голгофская церковь поновлялась еще раз и была освящена 26 мая 1775 года. В то время она именовалась приделом Страстей Господних.
Между Голгофской церковью и южной папертью находятся бронзовые врата середины XVII века, состоящие из двух створок, заполненных сквозным, рельефно проработанным с лицевой стороны орнаментом в виде вьющихся побегов с крупными цветами, листьями, завитками и перлами.

в Иерусалимском храме южная пристройка к Голгофе принадлежит католикам. По преданию, на этом месте стояла Пресвятая Богородица с апостолом Иоанном Богословом, когда Христос, распятый на Кресте, сказал Своей Пречистой Матери: «Жено! се, сын Твой», а ученику: «Се, Матерь твоя!» (Ин. 19, 26-27).

В Новом Иерусалиме в восточной части притвора на каменном полу сохранился след с полукруглым выступом от стоявшего здесь деревянного вызолоченного резного киота, в котором помещалась икона святой мученицы Татианы3.
Еще одна достопримечательность притвора великолепный изразцовый перспективный портал, обрамляющий дверной проем на южной стене Голгофской церкви. В нижней части портал состоит из двух прямоугольных полуколонок и пяти уходящих вглубь уступов, каждый из которых имеет свою форму и орнамент. Особенно красив первый уступ, набранный из изразцов с изображением «рога изобилия». Первоначальное местоположение портала не известно. В Голгофский притвор он перенесен не ранее XVIII века.

Из южного притвора по винтовой лестнице из 24 ступеней можно спуститься на первый ярус храма, к входу в придел преподобной Марии Египетской.

Освящен малым чином 13 ноября 2017 года.

1Материалы профессора В.И. Троицкого. С. 44
2Историческое описание Ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря, составленное по монастырским актам настоятелем оного архимандритом Леонидом. - Москва : О-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1876. - [2], IV, 768, II с., 1 л. фронт. портр., С. 241
3Опись 1875 года. Музей «Новый Иерусалим». Л. 57 об.
Воскресенский собор