Церковь Всех Святых расположена в первом ярусе колокольни. Снаружи восточная стена с трехгранной апсидой и великолепным изразцовым наличником алтарного окна. В XVII веке подобные наличники иерархически выделяли алтарные и предалтарные окна на фасадах первого яруса храма. Они оформлены двумя ордерными колонками с фризом, в центре которого — изразец с личиной рычащего льва. Вверху — треугольный фронтон, заполненный композицией из семи изразцов. В центре ее — головка херувима в круглом медальоне, обрамленном по сторонам завитками и стилизованными листьями с перлами. Венчает композицию стилизованное «лице» льва с надписью в открытой пасти: «На Божий стражи Богородицы». Такой же наличник находится на южном фасаде церкви Всех Святых, который был разрушен в 1941 году, ныне восстановлен.
Отметим значения львов в наличниках окон Воскресенского собора. Образ льва с открытой и как бы рычащей пастью соотносится с образом Воскресшего Христа из припевов Пасхального канона: «Возбудил еси уснув мертвыя от века, царски рыковый яко от Иуды Лев». Воскресение Христово, пробудившее всех уснувших сном смерти, сравнивается здесь с царским рыканием льва, но имеется в виду не лев — царь зверей, а Лев от колена Иудина, то есть Христос. «Лев от колена Иудина» упоминается и в Апокалипсисе (Откр. 5, 5), где обозначает Христа как победителя, Царя по Своему Богочеловечеству.
Львы во фронтонах изразцовых наличников имеют значение Ангельских Сил, которые изображаются в изразцах Нового Иерусалима в виде херувимов и стилизованных львиных лиц. Эти изображения, имеющие глубокий духовный смысл, не случайно помещаются над алтарными окнами. Через оконные проемы в храм проникает солнечный свет, который символизирует невещественный свет благодати Божией. Согласно учению святых Отцов, свет Божественных озарений сообщают людям Силы Ангельские. Они же охраняют храм от проникновения в него «духов тьмы» — падших ангелов. Надпись «На Божий стражи Богородицы» напоминает, что Пресвятая Богородица является образом Церкви Божией, и подчеркивает охранительное значение изображений Сил Небесных во фронтонах наличников окон Воскресенского собора.
Внутри церкви Всех Святых уникальный трехъярусный пятипролетный изразцовый иконостас. По-видимому, он был установлен в процессе подготовки Воскресенского собора к освящению, поскольку впервые упоминается в монастырской описи 1685 года. От других керамических иконостасов его отличают орнаментальные мотивы. Так, фриз над первым ярусом составлен из изразцов с изображением «рога изобилия», внутри которого — виноградная гроздь, грушевидный инжир и яблоко. Это образ тех плодов, которые принесли мужи, посланные Моисеем в землю Ханаанскую: «...и срезали там виноградную ветвь с одною кистью ягод, и понесли се на шесте двое; взяли также гранатовых яблок и смокв» (Числ. 13, 24). Как видим, в мотиве «рога изобилия» образ райского плодоношения связан с темой исторической Палестины.
К Священному Писанию восходят и мотивы на горизонтальных изразцах, составляющих фриз над вторым ярусом иконостаса. На верхней части их лицевых пластин изображен херувим с ликом человеческим, на нижней — херувим с ликом льва. Невольно вспоминается видение пророку Иезекиилю храма, стены которого были покрыты внутри и снаружи изображениями пальм и херувимов. «И у каждого херувима два лица. С одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, а с другой стороны к пальме — лице львиное» (Иез. 41, 17—19). Толкователи Ветхого Завета относят это видение к Дому Божию «будущего века».
Ранее упоминалось, что первоначально церковь быля посвящена святому апостолу Андрею Первозванному, хотя в Иерусалиме под колокольней находится церковь Воскресения Христова. Не имеет аналогов в Иерусалимском храме и второе название придела — в честь Всех Святых, впервые упомянутое в монастырской описи 1685 года «Под колокольнею великия церкви церковь Всех Святых, что была Андрея Первозванного, не освящена»1. Вероятно, перепосвящение придела связано с погребением здесь в начале 1680-х годов настоятелей Воскресенского монастыря и седмичным кругом богослужений, согласно которому в субботу воспоминаются все святые и совершается служба за умерших.
Первое освящение Всехсвятской церкви относится к 1690 году, когда благоустраивались и освящались другие южные приделы Воскресенского собора.
Во время пожара 1726 года церковь Всех Святых пострадала от падения колоколов. Были повреждены своды, иконостас и часть стен. Возобновление придела началось в середине XVIII века. На средства фельдмаршала графа Александра Борисовича Бутурлина и госпожи К. А. Головиной был вычинен, вызолочен и расписан красками изразцовый иконостас, поновлены или заново написаны иконы. Работы продолжались и во второй половине столетия — уже на пожертвования князя Василия Михайловича Долгорукого-Крымского и его супруги Анастасии Васильевны, урожденной Волынской.
На западной стене придела сохранился прямоугольный лепной картуш, в котором находилась утраченная ныне медная вызолоченная доска с чеканным изображением герба князей Долгоруких. В середине ее помещалась медная же, но посеребренная доска с гравированной надписью: «Сия святая церковь Всех Святых возобновлена и всею утварью снабжена при жизни главнокомандовавшаго в Москве господина армии генерал-аншефа, сенатора и кавалера князя Долгорукаго-Крымскаго, иждивением его, и при нем освящена 1781 г. мая 30 дня в неделю Всех Святых, и в память в Бозе почивающей ныне души его совершается в ней служение по прошению потомства его»2.
Из иконостаса церкви Всех Святых сохранились четыре иконы второй половины ХIХ века. Их сюжет и, возможно, композиция восходят к середине XVIII столетия, когда иконы были написаны в соответствии с новой иконографической программой, отражавшей как престольный праздник церкви, так и ее священную топографию.
В нижнем ярусе иконостаса, справа от Царских врат, помещалась икона Господа Вседержителя, сидящего на престоле в окружении ликов святых мужей (праотцев, пророков, апостолов, мучеников, преподобных и святителей). Слева — икона Пресвятой Богородицы, сидящей на престоле в окружении ликов святых жен (праматерей, мироносиц, мучениц, преподобных и цариц).
В центре второго яруса находилась сохранившаяся икона «Явление Христа женам-мироносицам» с изображением Воскресшего Спасителя, к ногам Которого припадают святые жены, и с надписью, расположенной вверху полукругом: «Церковь Всех Святых на месте, идеже по Воскресении мироносицы хотяху ятися за нозе Христовы». По сторонам этого образа помещались четыре иконы с изображением двенадцати апостолов.
В среднике третьего яруса находилась икона «Поклонение Кресту Всех Святых», изображающая «лики Всех Святых», молитвенно предстоящих большому четырехконечному Кресту, сияющему на фоне неба. В боковых пролетах помещались четыре иконы с изображением праотцев и пророков. Таким образом, центральные иконы иконостаса указывали на близость придела к Святой Голгофе и напоминали о том, что в Иерусалиме колокольня храма Гроба Господня находится на месте явления женам-мироносицам Воскресшего Господа.
На северных и южных вратах иконостаса были изображены святой апостол Аполлос и блаженный Василий, Христа ради юродивый — Небесные покровители архимандрита Аполлоса (Байбакова), настоятеля Воскресенского монастыря в 1786—1788 годах, и Василия Михайловича Долгорукого-Крымского.
В церкви Всех Святых сохранились две белокаменные плиты с эпитафиями. Одна из них, размером 60х75 см, находится на северной стене и относится к захоронению скончавшегося 25 октября 1680 года архимандрита Варсонофия, бывшего настоятелем Воскресенского монастыря всего семь месяцев. Эпитафия, высеченная на плите, относится к первой половине 1680-х годов. Она написана прозой и не содержит биографических сведений о погребенном.
Плита на западной стене церкви Всех Святых, размером 111x71,5x20 см, отмечает место захоронения архимандрита Германа, умершего 11 декабря 1682 года. Эпитафия написана в конце 1680-х годов силлабическим стихом, высеченным на плите в два столбца, по первым буквам которых читается акростих: «НИКАНОР ПИСАЛ АРХИМАНДРИТ»3.
Архимандрит Герман I, постриженник и любимый ученик Патриарха Никона, был, как сказано в эпитафии, «рачител писания хитроученый». Он «пас церковное стадо год и десят месяц», сочинил «изрядная» псалмопения и «сложно писание» над гробом Патриарха и скончался, «ревнуя всех житию святых».
Престольный праздник церкви Всех Святых совершается в неделю 1-ю по Пятидесятнице. В этот день Церковь Христова прославляет благодатный плод Святого Духа — всех святых ветхозаветных и новозаветных.
Львы во фронтонах изразцовых наличников имеют значение Ангельских Сил, которые изображаются в изразцах Нового Иерусалима в виде херувимов и стилизованных львиных лиц. Эти изображения, имеющие глубокий духовный смысл, не случайно помещаются над алтарными окнами. Через оконные проемы в храм проникает солнечный свет, который символизирует невещественный свет благодати Божией. Согласно учению святых Отцов, свет Божественных озарений сообщают людям Силы Ангельские. Они же охраняют храм от проникновения в него «духов тьмы» — падших ангелов. Надпись «На Божий стражи Богородицы» напоминает, что Пресвятая Богородица является образом Церкви Божией, и подчеркивает охранительное значение изображений Сил Небесных во фронтонах наличников окон Воскресенского собора.
Внутри церкви Всех Святых уникальный трехъярусный пятипролетный изразцовый иконостас. По-видимому, он был установлен в процессе подготовки Воскресенского собора к освящению, поскольку впервые упоминается в монастырской описи 1685 года. От других керамических иконостасов его отличают орнаментальные мотивы. Так, фриз над первым ярусом составлен из изразцов с изображением «рога изобилия», внутри которого — виноградная гроздь, грушевидный инжир и яблоко. Это образ тех плодов, которые принесли мужи, посланные Моисеем в землю Ханаанскую: «...и срезали там виноградную ветвь с одною кистью ягод, и понесли се на шесте двое; взяли также гранатовых яблок и смокв» (Числ. 13, 24). Как видим, в мотиве «рога изобилия» образ райского плодоношения связан с темой исторической Палестины.
К Священному Писанию восходят и мотивы на горизонтальных изразцах, составляющих фриз над вторым ярусом иконостаса. На верхней части их лицевых пластин изображен херувим с ликом человеческим, на нижней — херувим с ликом льва. Невольно вспоминается видение пророку Иезекиилю храма, стены которого были покрыты внутри и снаружи изображениями пальм и херувимов. «И у каждого херувима два лица. С одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, а с другой стороны к пальме — лице львиное» (Иез. 41, 17—19). Толкователи Ветхого Завета относят это видение к Дому Божию «будущего века».
Ранее упоминалось, что первоначально церковь быля посвящена святому апостолу Андрею Первозванному, хотя в Иерусалиме под колокольней находится церковь Воскресения Христова. Не имеет аналогов в Иерусалимском храме и второе название придела — в честь Всех Святых, впервые упомянутое в монастырской описи 1685 года «Под колокольнею великия церкви церковь Всех Святых, что была Андрея Первозванного, не освящена»1. Вероятно, перепосвящение придела связано с погребением здесь в начале 1680-х годов настоятелей Воскресенского монастыря и седмичным кругом богослужений, согласно которому в субботу воспоминаются все святые и совершается служба за умерших.
Первое освящение Всехсвятской церкви относится к 1690 году, когда благоустраивались и освящались другие южные приделы Воскресенского собора.
Во время пожара 1726 года церковь Всех Святых пострадала от падения колоколов. Были повреждены своды, иконостас и часть стен. Возобновление придела началось в середине XVIII века. На средства фельдмаршала графа Александра Борисовича Бутурлина и госпожи К. А. Головиной был вычинен, вызолочен и расписан красками изразцовый иконостас, поновлены или заново написаны иконы. Работы продолжались и во второй половине столетия — уже на пожертвования князя Василия Михайловича Долгорукого-Крымского и его супруги Анастасии Васильевны, урожденной Волынской.
На западной стене придела сохранился прямоугольный лепной картуш, в котором находилась утраченная ныне медная вызолоченная доска с чеканным изображением герба князей Долгоруких. В середине ее помещалась медная же, но посеребренная доска с гравированной надписью: «Сия святая церковь Всех Святых возобновлена и всею утварью снабжена при жизни главнокомандовавшаго в Москве господина армии генерал-аншефа, сенатора и кавалера князя Долгорукаго-Крымскаго, иждивением его, и при нем освящена 1781 г. мая 30 дня в неделю Всех Святых, и в память в Бозе почивающей ныне души его совершается в ней служение по прошению потомства его»2.
Из иконостаса церкви Всех Святых сохранились четыре иконы второй половины ХIХ века. Их сюжет и, возможно, композиция восходят к середине XVIII столетия, когда иконы были написаны в соответствии с новой иконографической программой, отражавшей как престольный праздник церкви, так и ее священную топографию.
В нижнем ярусе иконостаса, справа от Царских врат, помещалась икона Господа Вседержителя, сидящего на престоле в окружении ликов святых мужей (праотцев, пророков, апостолов, мучеников, преподобных и святителей). Слева — икона Пресвятой Богородицы, сидящей на престоле в окружении ликов святых жен (праматерей, мироносиц, мучениц, преподобных и цариц).
В центре второго яруса находилась сохранившаяся икона «Явление Христа женам-мироносицам» с изображением Воскресшего Спасителя, к ногам Которого припадают святые жены, и с надписью, расположенной вверху полукругом: «Церковь Всех Святых на месте, идеже по Воскресении мироносицы хотяху ятися за нозе Христовы». По сторонам этого образа помещались четыре иконы с изображением двенадцати апостолов.
В среднике третьего яруса находилась икона «Поклонение Кресту Всех Святых», изображающая «лики Всех Святых», молитвенно предстоящих большому четырехконечному Кресту, сияющему на фоне неба. В боковых пролетах помещались четыре иконы с изображением праотцев и пророков. Таким образом, центральные иконы иконостаса указывали на близость придела к Святой Голгофе и напоминали о том, что в Иерусалиме колокольня храма Гроба Господня находится на месте явления женам-мироносицам Воскресшего Господа.
На северных и южных вратах иконостаса были изображены святой апостол Аполлос и блаженный Василий, Христа ради юродивый — Небесные покровители архимандрита Аполлоса (Байбакова), настоятеля Воскресенского монастыря в 1786—1788 годах, и Василия Михайловича Долгорукого-Крымского.
В церкви Всех Святых сохранились две белокаменные плиты с эпитафиями. Одна из них, размером 60х75 см, находится на северной стене и относится к захоронению скончавшегося 25 октября 1680 года архимандрита Варсонофия, бывшего настоятелем Воскресенского монастыря всего семь месяцев. Эпитафия, высеченная на плите, относится к первой половине 1680-х годов. Она написана прозой и не содержит биографических сведений о погребенном.
Плита на западной стене церкви Всех Святых, размером 111x71,5x20 см, отмечает место захоронения архимандрита Германа, умершего 11 декабря 1682 года. Эпитафия написана в конце 1680-х годов силлабическим стихом, высеченным на плите в два столбца, по первым буквам которых читается акростих: «НИКАНОР ПИСАЛ АРХИМАНДРИТ»3.
Архимандрит Герман I, постриженник и любимый ученик Патриарха Никона, был, как сказано в эпитафии, «рачител писания хитроученый». Он «пас церковное стадо год и десят месяц», сочинил «изрядная» псалмопения и «сложно писание» над гробом Патриарха и скончался, «ревнуя всех житию святых».
Престольный праздник церкви Всех Святых совершается в неделю 1-ю по Пятидесятнице. В этот день Церковь Христова прославляет благодатный плод Святого Духа — всех святых ветхозаветных и новозаветных.
1 Историческое описание Ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря, составленное по монастырским актам настоятелем оного архимандритом Леонидом. - Москва : О-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1876. - [2], IV, 768, II с., 1 л. фронт. портр. С. 79
2 Опись 1875 года. Музей «Новый Иерусалим». Л. 140.
3 Зеленская Г. М. Реставрационные и научно-исследовательские работы по Воскресенскому собору во 2-й половине 1990-х годов // Никоновские чтения... ‚2002. С. 195-197
2 Опись 1875 года. Музей «Новый Иерусалим». Л. 140.
3 Зеленская Г. М. Реставрационные и научно-исследовательские работы по Воскресенскому собору во 2-й половине 1990-х годов // Никоновские чтения... ‚2002. С. 195-197