Престольные праздники Воскресенского собора

Церковь святых равноапостольных Константина и Елены

Церковь святых равноапостольных Константина и Елены углублена в землю на 6 метров. На этой глубине был обретен в Иерусалиме святой равноапостольной царицей Еленой Животворящий Крест Господень.

В храм можно войти через западный вход, за алтарем Воскресенского собора, или через южный, со стороны монастырского некрополя. Западная лестница состоит вместе с порогом из 30 ступеней по числу лет земной жизни Христа Спасителя до Его выхода на проповедь.

Необычный для русского зодчества храм, повторяющий в плане палестинский первообраз, имеет сложную и длительную строительную историю. Ров под его фундамент был вырыт еще при Патриархе Никоне. Тогда же в юго-восточной части этого рва, на месте, соответствующем цистернам, где был обретен Крест Господень, забил источник. Сооружение подземной церкви велось в 1680-х годах и было завершено ее освящением в 1690 году.

В ХѴІІІ веке храм дважды перестраивался. В 1730-1740-х годах под руководством архитектора Ивана Федоровича Мичурина и в 1750-1776-х годах - под наблюдением архитектора Карла Ивановича Бланка на средства графов Разумовских. Главный алтарь был освящен вторично в 1776 году.

Как и во всем Воскресенском соборе, в подземной церкви сочетаются архитектурные формы и убранство XVII и ХVIII столетий. Однако в связи с тем, что первоначальный керамический иконостас был заменен медным, барочный декор этого храма носит более цельный характер, чем в других церквах собора. Вместе с тем он много скромнее. Лепнина покрывает только главу, своды и столпы храма.

Особенно богато оформлена глава. Окна обрамлены лепными наличниками в форме картушей с раковинами вверху; между ними расположены пилястры, украшенные по центру гирляндами цветов и увенчанные коринфскими капителями. Деревянные хоры внутри главы ограждены ажурной вызолоченной решеткой с изображением резной головки херувима в центре каждого звена.

Лепные головки херувимов помещены и в верхней части мощных столпов церкви. Они сгруппированы по три, напоминая о прославлении Господа ангелами, которые стоят вокруг престола Всевышнего, взывая друг к другу и говоря: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!» (Ис. 6, 3).

В ХѴІІІ веке церковь украшала «лазоревая» роспись «под мрамор». В парусах под главой были изображены четыре Евангелиста.

В храме сохранился медный, местами вызолоченный, чеканный иконостас в стиле барокко. Он был устроен в 1750-1754 годах на средства графа Алексея Григорьевича Разумовского, пожертвовавшего для этого 3 тысячи рублей.

Над изготовлением иконостаса в XVIII веке работали русские и иностранные мастера разных специальностей: кузнец дворцовой мастерской Оружейной палаты Иван Дмитриевич Плетюхин, московский чеканщик Гавриил Григорьевич Серебряников, позолотчики Иоганн Дум и Готфрид. Наблюдал за работами Михаил Зимин. Иконы писал художник Николай Стефанович Зертис- Каменский1.

Двухъярусный иконостас представляет собой уникальное произведение церковного искусства, сочетающее ювелирной тонкости работу по металлу с редкой техникой живописи по меди. Первоначально «гладь» иконостаса была окрашена в синий цвет, накладные детали вызолочены, лики и руки на чеканных изображениях святых прописаны маслом. Кроме того, в состав иконостаса входили живописные иконы на медных досках.

Иконография иконостаса посвящена теме обретения Креста Господня. В первом ярусе, по сторонам сквозных Царских врат, увенчанных херувимом, изображены в технике чеканки Спаситель и Пресвятая Богородица. За южными и северными вратами — иконы «Видение Креста святому царю Константину» и «Обретение Креста Господня святой царицей Еленой»2. На первой изображен святой царь Константин, который стоит с воинами у походного шатра, взирая на сияющий в небе Крест надписью: «Сим победиши». На второй иконе изображен обретенный святой царицей Еленой Крест Господень и поднимающаяся с одра женщина, исцеленная силой Животворящего Древа.

В центре второго яруса иконостаса помещен Голгофский Крест с предстоящими святыми Константином и Еленой. Все детали композиции выполнены чеканкой в невысоком рельефе.

Венчает иконостас картуш с надписью: «Церковь святых царей и равноапостолов Константина и Елены». Картуш обрамлен пальмовыми ветвями, символизирующими победу Христа над смертью, и вызолоченными сосудами с курящимися благовониями, вероятно, в воспоминание о «золотых чашах, полных фимиама, которые суть молитвы святых» (Откр. 5, 8).

В овальных картушах находятся иконы двунадесятых праздников.

Одна из них — Вознесение Господне — была пожертвована в 1995 году возобновленному Воскресенскому монастырю прихожанкой, ничего не знавшей о происхождении иконы. Приведенный случай — закономерное следствие небрежения 1940—1950-х годов, когда храм практически не охранялся. Именно в это время иконостас был на две трети разобран и расхищен. Уцелевшие его остатки сохранил музей «Новый Иерусалим», по заказу которого в 1989—1990 годах производилась реставрация иконостаса и установка его на первоначальном месте. Работы велись мастерами Межобластной СНРПМ под руководством Н. Коваля. Предстоит завершить их труд, возобновив раскраску, позолоту и живопись иконостаса.

В подземной церкви уцелели фрагменты архитектуры и убранства ХVІІ века. На примере северо-восточного столпа, частично освобожденного в процессе исследования от поздних прикладок, легко представить первоначальные, изящные и стройные, колонны храма. Необходимость укрепления их прикладками возникла в первой половине XVIII века в связи с надстройкой главы, основание которой скрыто с тех пор двускатной кровлей, сменившей плоскую. В нижней части барабана подземной церкви, обозримой только с чердака, сохранился один из самых красивых керамических поясов Воскресенского собора, состоящий из трех рядов изразцов с изображением василька и других цветов. Здесь же уцелели керамический портал и наличник окна. Кроме того, остатки румп от изразцов образуют в кирпичной кладке барабана большой Крест, вписанный в восточный пролет изразцовой аркады.

Главный престольный праздник подземной церкви совершается 21 мая / 3 июня, в день памяти святых равноапостольных Константина и Елены.

1Материалы профессорв В.И. Троицкого. С. 171-172; 194-197.
2«Книга ризничная» 1756 года. Л. 241 об. – 242.
Подземная церковь