Церковь преподобной Марии Египетской расположена к югу от придела Архистратига Михаила, в притворе Воскресенского собора, что соответствует первообразу. Обычно в притворе стоят во время богослужения те из прихожан, кто готовится принять Святое крещение или за особо тяжкие грехи не допущен к молитве внутри храма. Устроение придела преподобной Марии Египетской в данном месте связано и с топографией храма Гроба Господня, и с православной традицией.
Преподобная Мария Египетская († 522; память совершается 1 / 14 апреля и в 5-ю неделю Великого поста) родилась в Египте и в юности была блудницей. Ради развлечения она отправилась однажды из Александрии в Иерусалим вместе с паломниками на праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня. Мария, влекомая любопытством, пошла в храм Воскресения Христова, но не была допущена неведомой Силой к поклонению Кресту Господню до тех пор, пока у входа в храм не покаялась в своих грехах и не дала обещания пред образом Пресвятой Богородицы исправить свою жизнь. Удалившись в пустыню, Мария пребывала там 48 лет, почти без пищи и одежды, страдая от голода, зноя и болезней, борясь с вожделениями и призывая со многими слезами в помощь Матерь Божию. Через 17 лет добровольную мученицу посетил покой духа, плод чрезвычайных трудов и подвигов. Мария стала ангелоподобным существом: она проходила по водам Иордана «яко по суху», во время молитвы возносилась от земли и стояла на воздухе, обладала даром прозорливости. Свою жизнь Мария поведала иноку Зосиме, удалившемуся во время поста из своей обители в пустыню, где он искал «образца высшаго иноческаго самоотвержения и нашел в той, которая была некогда образцом порока»1. По просьбе Марии инок Зосима пришел в пустыню через год со Святыми дарами и приобщил ее Тела и Крови Христовых. Еще через год преподобный Зосима нашел подвижницу уже умершею и предал ее честные мощи погребению при помощи льва, ископавшего могилу.
Церковь преподобной Марии Египетской была благоукрашена на средства императрицы Елизаветы Петровны и освящена 1 сентября 1749 года. Барочный иконостас придела был утрачен в 1941 году. Сохранились только фрагменты живописи с изображением преподобных Марии и Зосимы в «церковном преддверии», расписанном в 1775 году Прокопием Цыгановым2. В ходе ремонтно-реставрационных работ в 2008-2018 годах был восстановлен иконостас и проведена реставрация живописи.
Напротив входа в придел расположена южная лестница на Голгофу, именуемая «путь Марии Египетской». Поднявшись на шестую ступень, видим вмурованный в стену большой темно-красный камень. Он привезен с реки Иордан и помещен здесь в ознаменование чудесного события с преподобной Марией в Иерусалимском храме, когда она «была остановлена невидимою силою Божиею на сей ступени»3.
1Дебольский Григорий, прот. Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви. Книга 2. С. 78.
2Крючкова М.А. Словарь мастеров Воскресенского Ново - Иерусалимского монастыря XVIII - начала XX веков: кирпичники, гончары, изразечники, мозаичисты. С. 297.
3Музей «Новый Иерусалим. Опись 1875 года. Л. 57 об. - 58
Преподобная Мария Египетская († 522; память совершается 1 / 14 апреля и в 5-ю неделю Великого поста) родилась в Египте и в юности была блудницей. Ради развлечения она отправилась однажды из Александрии в Иерусалим вместе с паломниками на праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня. Мария, влекомая любопытством, пошла в храм Воскресения Христова, но не была допущена неведомой Силой к поклонению Кресту Господню до тех пор, пока у входа в храм не покаялась в своих грехах и не дала обещания пред образом Пресвятой Богородицы исправить свою жизнь. Удалившись в пустыню, Мария пребывала там 48 лет, почти без пищи и одежды, страдая от голода, зноя и болезней, борясь с вожделениями и призывая со многими слезами в помощь Матерь Божию. Через 17 лет добровольную мученицу посетил покой духа, плод чрезвычайных трудов и подвигов. Мария стала ангелоподобным существом: она проходила по водам Иордана «яко по суху», во время молитвы возносилась от земли и стояла на воздухе, обладала даром прозорливости. Свою жизнь Мария поведала иноку Зосиме, удалившемуся во время поста из своей обители в пустыню, где он искал «образца высшаго иноческаго самоотвержения и нашел в той, которая была некогда образцом порока»1. По просьбе Марии инок Зосима пришел в пустыню через год со Святыми дарами и приобщил ее Тела и Крови Христовых. Еще через год преподобный Зосима нашел подвижницу уже умершею и предал ее честные мощи погребению при помощи льва, ископавшего могилу.
Церковь преподобной Марии Египетской была благоукрашена на средства императрицы Елизаветы Петровны и освящена 1 сентября 1749 года. Барочный иконостас придела был утрачен в 1941 году. Сохранились только фрагменты живописи с изображением преподобных Марии и Зосимы в «церковном преддверии», расписанном в 1775 году Прокопием Цыгановым2. В ходе ремонтно-реставрационных работ в 2008-2018 годах был восстановлен иконостас и проведена реставрация живописи.
Напротив входа в придел расположена южная лестница на Голгофу, именуемая «путь Марии Египетской». Поднявшись на шестую ступень, видим вмурованный в стену большой темно-красный камень. Он привезен с реки Иордан и помещен здесь в ознаменование чудесного события с преподобной Марией в Иерусалимском храме, когда она «была остановлена невидимою силою Божиею на сей ступени»3.
1Дебольский Григорий, прот. Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви. Книга 2. С. 78.
2Крючкова М.А. Словарь мастеров Воскресенского Ново - Иерусалимского монастыря XVIII - начала XX веков: кирпичники, гончары, изразечники, мозаичисты. С. 297.
3Музей «Новый Иерусалим. Опись 1875 года. Л. 57 об. - 58