Церковь святителя Николая находится к северу от церкви Всех Святых под колокольней. Закладка придела относится к 17 июля 1682 года, когда «благоусердным тщательством» царевны Татианы Михайловны на месте будущего престола был водружен Крест. Средства на устроение придела пожертвовала царица Прасковья Феодоровна (1664—1723), супруга царя Иоанна Алексеевича. Первое освящение церкви совершилось в 1690 году.
В Иерусалимском храме Гроба Господня нет придела во имя святителя Николая. Посвящение этому святому одного из приделов Воскресенского собора обусловлено, по-видимому, стремлением учеников Патриарха Никона воплотить хотя бы отчасти, символически, первоначальный замысел Нового Иерусалима.
Из Новгородского хронографа XVII века известно, что Патриарх Никон намеревался устроить в Воскресенском соборе 365 приделов — по числу дней в году. K концу ХѴІІ столетия в храме были освящены пять церквей, расположенных к югу от главного алтаря. Две из них, Голгофскую и Предтеченскую, освятил сам Патриарх Никон. В 1690 году архимандритом Никанором были освящены придельные церкви во имя святого Архистратига Михаила (первоначально посвящалась 12 апостолам), Всех Святых (первоначально посвящалась апостолу Андрею Первозванному) и святителя Николая Чудотворца. Наименования, и в особенности переименования южных приделов, не были случайными. В них прослеживается система, обусловленная седмичным кругом богослужений.
Как известно, в Русской Православной Церкви каждый день недели (седмицы) связан с определенным праздником, почитающим и прославляющим искупительную жертву Спасителя, Его Живоносное Воскресение, чины Ангелов и лики святых.
Воскресный день Церковь посвящает Воскресению Христову (главный престол Воскресенского собора). В понедельник совершаются службы в честь Небесных сил бесплотных (Архангельский придел). Во вторник — в честь святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, в лице которого прославляются все пророки (Предтеческий придел). В среду и пятницу Церковь вспоминает предательство Иуды, страдания Господа и смерть Его на Кресте (Голгофская церковь). Четверг — день памяти святителя Николая и в лице его — всех святителей (Никольский придел). В субботу воспоминаются все святые и совершается служба за умерших (церковь Всех Святых).
Таким образом, сподвижники Патриарха Никона символически воплотили первоначальный топографический замысел Воскресенского собора, поскольку в седмичном круге Богослужения отражен годичный круг, только в более кратком виде.
В середине XVIII века церковь святителя Николая была обновлена на средства графини Марфы Егоровны Шуваловой (урожденной Шепелевой; 1708—1759) и графа Петра Ивановича Шувалова (1711—1762). Освящена вторично в 1749 году.
В храме Гроба Господня, под колокольней, находится придел в честь 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся. В середине XVIII века в Никольском приделе Нового Иерусалима был поставлен киот с образом Севастийских мучеников, «чтобы было согласно с иерусалимскою историею».
К 1760 году относятся архитектурные перестройки придела. Северная стена церкви превратилась в арочный проем, восточная — в каменную преграду с изразцовым порталом и керамическим балясником сверху, что связано со стремлением уподобить ее с находящейся напротив западной стеной приделов под Голгофой.
В Никольской церкви находился деревянный резной, местами вызолоченный, иконостас. К сожалению, он не сохранился. Утрачен и храмовый образ святителя Николая, в верхней части которого было изображено перенесение честных мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар (1087 г.), где они доныне почивают1.
1Опись 1875 года. Музей «Новый Иерусалим». Л. 133-136 об.
В Иерусалимском храме Гроба Господня нет придела во имя святителя Николая. Посвящение этому святому одного из приделов Воскресенского собора обусловлено, по-видимому, стремлением учеников Патриарха Никона воплотить хотя бы отчасти, символически, первоначальный замысел Нового Иерусалима.
Из Новгородского хронографа XVII века известно, что Патриарх Никон намеревался устроить в Воскресенском соборе 365 приделов — по числу дней в году. K концу ХѴІІ столетия в храме были освящены пять церквей, расположенных к югу от главного алтаря. Две из них, Голгофскую и Предтеченскую, освятил сам Патриарх Никон. В 1690 году архимандритом Никанором были освящены придельные церкви во имя святого Архистратига Михаила (первоначально посвящалась 12 апостолам), Всех Святых (первоначально посвящалась апостолу Андрею Первозванному) и святителя Николая Чудотворца. Наименования, и в особенности переименования южных приделов, не были случайными. В них прослеживается система, обусловленная седмичным кругом богослужений.
Как известно, в Русской Православной Церкви каждый день недели (седмицы) связан с определенным праздником, почитающим и прославляющим искупительную жертву Спасителя, Его Живоносное Воскресение, чины Ангелов и лики святых.
Воскресный день Церковь посвящает Воскресению Христову (главный престол Воскресенского собора). В понедельник совершаются службы в честь Небесных сил бесплотных (Архангельский придел). Во вторник — в честь святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, в лице которого прославляются все пророки (Предтеческий придел). В среду и пятницу Церковь вспоминает предательство Иуды, страдания Господа и смерть Его на Кресте (Голгофская церковь). Четверг — день памяти святителя Николая и в лице его — всех святителей (Никольский придел). В субботу воспоминаются все святые и совершается служба за умерших (церковь Всех Святых).
Таким образом, сподвижники Патриарха Никона символически воплотили первоначальный топографический замысел Воскресенского собора, поскольку в седмичном круге Богослужения отражен годичный круг, только в более кратком виде.
В середине XVIII века церковь святителя Николая была обновлена на средства графини Марфы Егоровны Шуваловой (урожденной Шепелевой; 1708—1759) и графа Петра Ивановича Шувалова (1711—1762). Освящена вторично в 1749 году.
В храме Гроба Господня, под колокольней, находится придел в честь 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся. В середине XVIII века в Никольском приделе Нового Иерусалима был поставлен киот с образом Севастийских мучеников, «чтобы было согласно с иерусалимскою историею».
К 1760 году относятся архитектурные перестройки придела. Северная стена церкви превратилась в арочный проем, восточная — в каменную преграду с изразцовым порталом и керамическим балясником сверху, что связано со стремлением уподобить ее с находящейся напротив западной стеной приделов под Голгофой.
В Никольской церкви находился деревянный резной, местами вызолоченный, иконостас. К сожалению, он не сохранился. Утрачен и храмовый образ святителя Николая, в верхней части которого было изображено перенесение честных мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар (1087 г.), где они доныне почивают1.
1Опись 1875 года. Музей «Новый Иерусалим». Л. 133-136 об.