Престольные праздники Воскресенского собора

Церковь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца

Церковь святителя Николая находится к северу от церкви Всех Святых под колокольней. Закладка придела относится к 17 июля 1682 года, когда «благоусердным тщательством» царевны Татианы Михайловны на месте будущего престола был водружен Крест. Средства на устроение придела пожертвовала царица Прасковья Феодоровна (1664-1723), супруга царя Иоанна Алексеевича. Первое освящение церкви совершилось в 1690 году.

В Иерусалимском храме Гроба Господня нет придела во имя святителя Николая. Посвящение этому святому одного из приделов Воскресенского собора обусловлено, по-видимому, стремлением учеников Патриарха Никона воплотить хотя бы отчасти, символически, первоначальный замысел Нового Иерусалима.

Из Новгородского хронографа XVII века известно, что Патриарх Никон намеревался устроить в Воскресенском соборе 365 приделов - по числу дней в году. K концу ХѴІІ столетия в храме были освящены пять церквей, расположенных к югу от главного алтаря. Две из них Голгофскую и Предтеченскую освятил сам Патриарх Никон. В 1690 году архимандритом Никанором были освящены придельные церкви во имя святого Архистратига Михаила (первоначально посвящалась 12 апостолам), Всех Святых (первоначально посвящалась апостолу Андрею Первозванному) и святителя Николая Чудотворца. Наименования и в особенности переименования южных приделов не были случайными. В них прослеживается система, обусловленная седмичным кругом богослужений.

Как известно, в Русской Православной Церкви каждый день недели (седмицы) связан с определенным праздником, почитающим и прославляющим искупительную жертву Спасителя, Его Живоносное Воскресение, чины Ангелов и лики святых.

Воскресный день Церковь посвящает Воскресению Христову (главный престол Воскресенского собора). В понедельник совершаются службы в честь Небесных сил бесплотных (Архангельский придел). Во вторник - в честь святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, в лице которого прославляются все пророки (Предтеческий придел). В среду и пятницу Церковь вспоминает предательство Иуды, страдания Господа и смерть Его на Кресте (Голгофская церковь). Четверг день памяти святителя Николая и, в лице его, всех святителей (Никольский придел). В субботу воспоминаются все святые и совершается служба за умерших (церковь Всех Святых).

Таким образом, сподвижники Патриарха Никона символически воплотили первоначальный топографический замысел Воскресенского собора, поскольку в седмичном круге Богослужения отражен годичный круг, только в более кратком виде.

В середине XVIII века церковь святителя Николая была обновлена на средства графини Марфы Егоровны Шуваловой (урожденной Шепелевой; 1708-1759) и графа Петра Ивановича Шувалова (1711-1762). Освящена вторично в 1749 году.

В храме Гроба Господня, под колокольней, находится придел в честь 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся. В середине XVIII века в Никольском приделе Нового Иерусалима был поставлен киот с образом Севастийских мучеников, «чтобы было согласно с иерусалимскою историею».

К 1760 году относятся архитектурные перестройки придела. Северная стена церкви превратилась в арочный проем, восточная в каменную преграду с изразцовым порталом и керамическим балясником сверху, что связано со стремлением уподобить ее с находящейся напротив западной стеной приделов под Голгофой.

В Никольской церкви находился деревянный резной, местами вызолоченный, иконостас. К сожалению, он не сохранился. Утрачен и храмовый образ святителя Николая, в верхней части которого было изображено перенесение честных мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар (1087 г.), где они доныне почивают1.

1Опись 1875 года. Музей «Новый Иерусалим». Л. 133-136 об.
Воскресенский собор