Придел Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, расположенный к югу от церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи, не имеет первообраза в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Первоначально он именовался церковью 12 апостолов, но впоследствии был переименован и освящен в 1690 году в честь Архистратига Божия Михаила. Западный вход в придел обрамлен изразцовым порталом, над которым сохранилась белокаменная плита размером 25,5х116,5 см с резной надписью: «Из церкви Иоанна Предтечи на полуден двери, там полатка темна и помощена марморовым цветом, из тое полатки на восток другая полатка, зде же на том месте церковь Архистратига Михаила и прочих Сил бесплотных».
Придел состоит из бесстолпной церкви и трапезы, отделенной от нее арочным проемом с решетчатой дверью. Алтарь закрывает двухъярусный трехпролетный изразцовый иконостас, устроенный в конце 1680-х годов.
К сожалению, иконы XVII века из придела Архистратига Михаила утрачены. Новая иконографическая программа иконостаса, разработанная в середине XVIII столетия, отражала тему Сил Небесных. На иконах второго яруса были изображены «Троица Новозаветная» в изводе «Отечество» (Господь Саваоф, отрок Христос и Дух Святой в виде голубя) и все девять чинов Ангельских. Храмовая икона «Собор Архангела Михаила» помещалась на Горнем месте1.
В музее «Новый Иерусалим» хранятся северные и южные врата из этого иконостаса. На первых изображен Ангел Хранитель. Правой поднятой рукой он поддерживает большой Крест, в опушенной левой руке сжимает огненный меч, защищая прильнувшего к его ногам отрока в белых ризах, - символ человеческой души.
На южных вратах изображены Архангел Рафаил и Товия - сын благочестивого израильтянина Товита. Товия держит большую рыбу, которая, согласно библейскому повествованию, хотела поглотить его при купании в реке. Архангел Рафаил, чье имя означает «врач Божий», велел Товии вытащить рыбу на берег и вынуть из нее сердце, печень и желчь. Все это было использовано для лечения ослепшего Товита и его больных родственников, получивших исцеление (Тов. 6, 8, 11).
Престол Архангельского придела был облицован в середине XVIII века изразцами с изображениями Пресвятой Богородицы, святого Иоанна Предтечи, святого апостола Иоанна Богослова и других композиций на евангельские темы. Вероятно, они были выполнены пленными шведами, которых в 1709 году, вскоре после Полтавской битвы, Петр I прислал в Воскресенский монастырь для организации производства гладких расписных плиток по типу голландских. Сын пленного рейтара Яна Флегнера - Михаил Иванович Флегнер принял православие и многие годы трудился в Воскресенском монастыре, продолжая и обновляя традиции изразцового дела.
В западной части Архангельской церкви находится трапеза, первоначально имевшая вход только с западной стороны. На южной стене было окно, обрамленное изразцовым наличником и выходившее в придел преподобной Марии Египетской. В середине XVIII века оно было растесано и превращено в дверной проем. Так по оси север-юг образовалась анфилада, объединенная гробницей Патриарха Никона. Тогда же в трапезе началось устроение придела преподобномученика Никона и 199 учеников его.
Сохранилось описание икон этого придела, но нет упоминания о его алтаре2. Однако на северной стене, справа от входа в Предтеченскую церковь, была обнаружена в 1996 году заложенная ниша.
Вдоль южной стены трапезы Архангельской церкви находятся погребения XVII - начала ХX веков:
Иоанн Корнильевич Шушерин (ок. 1690) - ученик, клирик и жизнеописатель Патриарха Никона, служивший в 1680-х годах крестовым дьяком царевен. Он был вкладчиком Воскресенского манастыря и завешал похоронить себя близ гроба своего благодетеля и учителя.
В начале XVIII века здесь был погребен и его сын - Михаил Иоаннович Шушерин. Он поддерживал связи с Новым Иерусалимом и вносил пожертвования «на помин души» родителя.
В 1726 соду в Архангельском приделе был погребен еще один благотворитель Воскресенской обители - Василий Алексеевич Юшков, стольник вдовствующей царицы Прасковьи Феодоровны.
1«Книга ризничная» 1756 года. Л. 230 об.
2«Книга ризничная» 1756 года. Л. 229 об.
Придел состоит из бесстолпной церкви и трапезы, отделенной от нее арочным проемом с решетчатой дверью. Алтарь закрывает двухъярусный трехпролетный изразцовый иконостас, устроенный в конце 1680-х годов.
К сожалению, иконы XVII века из придела Архистратига Михаила утрачены. Новая иконографическая программа иконостаса, разработанная в середине XVIII столетия, отражала тему Сил Небесных. На иконах второго яруса были изображены «Троица Новозаветная» в изводе «Отечество» (Господь Саваоф, отрок Христос и Дух Святой в виде голубя) и все девять чинов Ангельских. Храмовая икона «Собор Архангела Михаила» помещалась на Горнем месте1.
В музее «Новый Иерусалим» хранятся северные и южные врата из этого иконостаса. На первых изображен Ангел Хранитель. Правой поднятой рукой он поддерживает большой Крест, в опушенной левой руке сжимает огненный меч, защищая прильнувшего к его ногам отрока в белых ризах, - символ человеческой души.
На южных вратах изображены Архангел Рафаил и Товия - сын благочестивого израильтянина Товита. Товия держит большую рыбу, которая, согласно библейскому повествованию, хотела поглотить его при купании в реке. Архангел Рафаил, чье имя означает «врач Божий», велел Товии вытащить рыбу на берег и вынуть из нее сердце, печень и желчь. Все это было использовано для лечения ослепшего Товита и его больных родственников, получивших исцеление (Тов. 6, 8, 11).
Престол Архангельского придела был облицован в середине XVIII века изразцами с изображениями Пресвятой Богородицы, святого Иоанна Предтечи, святого апостола Иоанна Богослова и других композиций на евангельские темы. Вероятно, они были выполнены пленными шведами, которых в 1709 году, вскоре после Полтавской битвы, Петр I прислал в Воскресенский монастырь для организации производства гладких расписных плиток по типу голландских. Сын пленного рейтара Яна Флегнера - Михаил Иванович Флегнер принял православие и многие годы трудился в Воскресенском монастыре, продолжая и обновляя традиции изразцового дела.
В западной части Архангельской церкви находится трапеза, первоначально имевшая вход только с западной стороны. На южной стене было окно, обрамленное изразцовым наличником и выходившее в придел преподобной Марии Египетской. В середине XVIII века оно было растесано и превращено в дверной проем. Так по оси север-юг образовалась анфилада, объединенная гробницей Патриарха Никона. Тогда же в трапезе началось устроение придела преподобномученика Никона и 199 учеников его.
Сохранилось описание икон этого придела, но нет упоминания о его алтаре2. Однако на северной стене, справа от входа в Предтеченскую церковь, была обнаружена в 1996 году заложенная ниша.
Вдоль южной стены трапезы Архангельской церкви находятся погребения XVII - начала ХX веков:
Иоанн Корнильевич Шушерин (ок. 1690) - ученик, клирик и жизнеописатель Патриарха Никона, служивший в 1680-х годах крестовым дьяком царевен. Он был вкладчиком Воскресенского манастыря и завешал похоронить себя близ гроба своего благодетеля и учителя.
В начале XVIII века здесь был погребен и его сын - Михаил Иоаннович Шушерин. Он поддерживал связи с Новым Иерусалимом и вносил пожертвования «на помин души» родителя.
В 1726 соду в Архангельском приделе был погребен еще один благотворитель Воскресенской обители - Василий Алексеевич Юшков, стольник вдовствующей царицы Прасковьи Феодоровны.
1«Книга ризничная» 1756 года. Л. 230 об.
2«Книга ризничная» 1756 года. Л. 229 об.