Престольные праздники Воскресенского собора

Придел Разделения Риз —  Положения честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа

В центральной части заалтарного обхода находится придел Разделения риз. На его керамическом иконостасе читаем надпись, выполненную синими буквами по белому фону: «Церковь на месте, идежа разделиша воины ризы Христовы и меташа жребий».

Текст плиты «каменного путеводителя» размером 14х43 см на стене у правого клироса кратко сообщает: «Зде служат армяне». Имеется в виду Иерусалимский храм, некоторые места в котором принадлежат Армяно-Григорианской церкви.

Придел Разделения риз был благоукрашен иждивением графа Михаила Иларионовича Воронцова и освящен в 1749 году. Тогда же для него были написаны новые иконы.

Над Царскими вратами иконостаса размещался храмовый образ «Разделение риз Христовых». На иконе были изображены Спаситель и два воина, которые снимали с Господа ризы и метали о них жребий. В боковых проемах второго яруса находились иконы святого царя и пророка Давида (слева) и святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова (справа). Иконы третьего яруса изображали ветхозаветные прообразы евангельских событий: «Одеяние Адама и Евы во одежду кожаную» (слева), «Плач патриарха Иакова по Иосифе» (в центре) и «Ударение Елисеево милотью пророка Илии» (справа).

На северных и южных врата в алтарь были написаны святые мироносицы Сусанна и Иоанна Хузыня1.

Иконы третьего яруса, изображавшие прообразы евангельских событий, расширяли смысловое значение темы Разделения риз. Образ Адама и Евы напоминал о первородном грехе прародителей. «Грех сшил мне кожаные ризы, обнажив первые боготканные одежды». — поется в Великом покаянном каноне святого Андрея Критского. «Плач патриарха Иакова» говорил о предательстве братьев, продавших Иосифа измаильтянам за 20 сребреников, вымаравших одежды его в крови и сказавших, что он умер (Быт. 37,31-34). «Ударение Елисеево» свидетельствовало о том, что освящение человеческого тела сообщается и облекающей его одежде. Когда милотью (плащом) пророка Илии его ученик Елисей ударил по воде Иордана, «она расступилась туда и сюда, и перешел Елисей» (4 Цар. 2, 14).

Таким образом, тема Разделения риз осмыслялась богословско-догматически, указуя на то, что искупительная жертва Христа восстанавливает «боготканные одежды» павшего человека, облекает его в «ризы спасения», одевает «одеждою правды» (Ис. 61, 10).

Из иконостаса сохранились южные и северные врата размером 179,5х56,3 и 177,5х57,3 см, а также изображения святого царя и пророка Давида и святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, размещавшиеся по сторонам храмового образа во втором ярусе. Эти иконы размером 214х54,3 и 215х58,2 см повторяют вытянутые пропорции и арочную форму проемов изразцового иконостаса. Их живопись относится к ХIХ веку.

1«Книга ризничная» 1765 года Л. 235
Воскресенский собор