Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи устроена Патриархом Никоном под Святой Голгофой. В Иерусалимском храме на этом месте видна нижняя часть природной скалы с трещиной, образовавшейся в момент Крестной смерти Спасителя. По преданию, под Голгофой были погребены кости и череп праотца Адама. Кровь, истекавшая из ребра Христова, попала на главу прародителя и омыла его от первородного греха.
В храме Гроба Господня под Голгофой находилась в XVII веке церковь святого Иоанна Предтечи, предварившего страдания и смерть Спасителя и прежде Него сошедшего во ад для возвещения душам праотцев о явлении в мир Мессии. В этой церкви, по преданию, погребен праведный Мелхиседек, основатель Иерусалима, иерей Бога Вышнего. В ХII столетии перед западным входом в придел была устроена усыпальница иерусалимских королей-крестоносцев Готфрила и Балдуина I. Их мраморные саркофаги уничтожены во время пожара в 1808 году. Ныне эта церковь упразднена, и место под Голгофой именуется часовней Адама.
Ново-Иерусалимский храм хранит эти исторические воспоминания и священные предания первообраза во всей полноте. Перед западным входом в церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи под Голгофой находится керамический портал, по сторонам которого были помешены в первой половине 1680-х годов плиты с эпитафиями в воспоминание о погребенных в храме Гроба Господня христианских королях Иерусалима. На месте сохранилась правая из них, с эпитафией Балдуину.
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи была освящена самим Патриархом Никоном предположительно в 1662 году. В первоначальном иконостасе над Царскими вратами находились «Спасов образ и Пречистыя Богородицы и Иоанна Предтечи»1. После кончины Патриарха Никона придел был обновлен тщанием царевны Татианы Михайловны и вторично освящен в 1690 году. По-видимому, именно в этот период здесь был устроен изразцовый двухъярусный иконостас, центральная часть которого углублена на 1,25 м в сторону алтаря. Это дало возможность увеличить число проемов иконостаса до пяти при общей длине в 3,76 м.
Иконостас скомпонован из разнородных изразцов XVII века. Над первым ярусом помещен белокаменный фриз с надписью, вырезанной «в оброн» на четырех белокаменных блоках: «Церковь святаго Иоанна Предтечи под святою Голгофою издолблена в камени».
В конце XVII столетия стены придела были покрыты фресками, от которых уцелело два фрагмента с цветочным орнаментом.
Наиболее значительные перестройки Предтеченской церкви относятся к середине XVIII века, когда были расписаны «под мрамор» стены, украшены барочной лепниной своды, закрашен масляной краской и местами вызолочен изразцовый иконостас. Работы велись на средства протоиерея Федора Яковлевича Дубянского, духовника императрицы Елизаветы Петровны.
В дальнейшем оформление церкви существенно не менялось. Бережно сохранялось значение придела как часовни Алама. В алтаре на Горнем месте, за престолом, выполнено лепное изображение «главы Адамовой».
Иконографическая программа иконостаса имела житийный характер, причем храмовая икона «Усекновение главы Иоанна Предтечи» помешалась в центре второго яруса иконостаса. Слева от нее находился образ «Встреча Пресвятой Богородицы с праведной Елизаветой», справа — икона «Рождество Иоанна Предтечи». Далее размещались образы святых апостолов Петра и Павла в молении. В нижнем ярусе по сторонам Царских врат располагались иконы Крещения Господня (справа) и Пресвятой Богородицы (слева), причем на последней были изображены родители святого Иоанна — праведные Захарий и Елисавета2. Как видим, иконостас включал образы Небесных покровителей императрицы Елизаветы Петровны и ее отца, императора Петра I. К сожалению, ни одна из этих икон до нас не дошла.
Южные и северные врата иконостаса, ныне тоже утраченные, были украшены символическими изображениями Ветхого и Нового Завета, в ознаменование того, что святой Иоанн Предтеча — «пророков предел и начало апостолов» — был последним святым Ветхого Завета и первым святым Нового Завета. В настоящее время в иконостас помещены иконы современного письма.
Алтарь Предтеченской церкви соединен северным проходом с приделом Архистратига Михаила, а южным — с небольшой «палаткой», именуемой «Темница святого Иоанна Предтечи». Она устроена здесь в память об исторической темнице в Самарии, где был заключен и усечен мечом по велению царя Ирода святой Иоанн.
Престольный праздник придела совершается 29 августа / 11 сентября, когда Святая Церковь празднует Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
1Опись Воскресенского монастыря 1679 года. Л.20 2«Книга ризничная» 1756 года. Л. 144 об. – 145 об.