После перерыва началось заседание секции «Святоотеческое наследие как выражение опыта духовной жизни», которое предполагало обсуждение двух взаимосвязанных тем: практические аспекты изучения святоотеческого наследия в монастырях и «золотой фонд» святоотеческого наследия, который должны активно использовать монастырские библиотеки. Председательствовал на секции митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, глава Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашествующих.
Наместник Свято-Покровского мужского монастыря г. Корсакова Южно-Сахалинской епархии игумен Алексий (Андреев) поделился тем, что люди, которые приходят в монастыри в наши дни, подчас бывают далеки от самостоятельного изучения богословских и святоотеческих текстов. Отвечая на вопрос о том, как наставнику вдохновить человека, сформированного обществом потребления, интересоваться Священным Писанием, Священным Преданием и святоотеческими текстами, игумен Алексий рассказал, что уже в первые годы существования монастыря решил проводить беседы, в которых стремился передать насельникам простую истину о том, что духовное знание – это и есть основа существования мира. Что именно оно – первично, и что для того, чтобы изменить что-то в земной жизни, мы сами должны измениться духовно. Смысл духовного знания, имеющего ключевое значение в монашеской жизни, заключается в том, чтобы показать человеку путь к Небесному Отцу, по воле Которого созданы все законы материального мира. Наместник Свято-Покровского монастыря обратил внимание собравшихся на то обстоятельство, что личные беседы такого рода приносят свои добрые плоды. Однако для того, чтобы слово назидания было услышано, надо прежде пропустить его через свое сердце. Нельзя просто дать братии список литературы. Для того чтобы вдохновить окружающих людей расти духовно и быть в молитве, наставники должны сами непрестанно учиться и личным примером показывать, как следует воспринимать святоотеческое учение и жить в соответствии с ним.
Выступивший затем игумен Мелетий (Кисняшкин), наместник Иоанно-Богословского мужского монастыря Саранской епархии зачитал доклад архимандрита Иннокентия (Руденко), наместника Санаксарского Богородице-Рождественского мужского монастыря «Основные препятствия для изучения и усвоения святоотеческого наследия в современных монастырях».
Архимадрит Иннокентий в начале своего доклада отмечает сегодняшнее изобилие духовной литературы и наличие в монастырях хороших библиотек. Однако это еще не гарантия исполнения монахами одной из главных составляющих иноческого делания – чтения Священного писания и святоотеческих трудов. Препятствием отец Иннокентий называет, в первую очередь, отсутствие послушания как отсечения своей воли. Путем послушания шли все преподобные отцы, оставив нам опыт смиренного восхождения к Богу. Если у инока есть желание подражать в этом святым отцам, появится и желание – читая их наставления – учиться тому, как проходить этот путь. Вторым препятствием может стать самочинное, без совета опытного духовного руководителя, чтение святоотеческих творений, побуждением к чему, главным образом, является гордость. Чтение под влиянием не усмиренных страстей может принести читающему только вред. Третье препятствие в изложении архимандрита Иннокентия – явление обмирщения монашества. Увлечение мирскими темами, в том числе в общении, приводит к угасанию духовного чувства, необходимого как для внимательной внутренней жизни, так и для изучения святоотеческих трудов. Обмирщение отнимает в конечном счете у монаха главное – любовь ко Христу, его молитва становится внешней, душа – холодной. В заключение отец Иннокентий сказал о таком препятствии в усвоении святоотеческого наследия, как отсутствие решимости, имея в виду под решимостью твердое намерение жить по евангельским заповедям и стремиться подражать добродетелям истинных подвижников – в чем и состоит призвание монашествующих.
Архимадрит Иннокентий в начале своего доклада отмечает сегодняшнее изобилие духовной литературы и наличие в монастырях хороших библиотек. Однако это еще не гарантия исполнения монахами одной из главных составляющих иноческого делания – чтения Священного писания и святоотеческих трудов. Препятствием отец Иннокентий называет, в первую очередь, отсутствие послушания как отсечения своей воли. Путем послушания шли все преподобные отцы, оставив нам опыт смиренного восхождения к Богу. Если у инока есть желание подражать в этом святым отцам, появится и желание – читая их наставления – учиться тому, как проходить этот путь. Вторым препятствием может стать самочинное, без совета опытного духовного руководителя, чтение святоотеческих творений, побуждением к чему, главным образом, является гордость. Чтение под влиянием не усмиренных страстей может принести читающему только вред. Третье препятствие в изложении архимандрита Иннокентия – явление обмирщения монашества. Увлечение мирскими темами, в том числе в общении, приводит к угасанию духовного чувства, необходимого как для внимательной внутренней жизни, так и для изучения святоотеческих трудов. Обмирщение отнимает в конечном счете у монаха главное – любовь ко Христу, его молитва становится внешней, душа – холодной. В заключение отец Иннокентий сказал о таком препятствии в усвоении святоотеческого наследия, как отсутствие решимости, имея в виду под решимостью твердое намерение жить по евангельским заповедям и стремиться подражать добродетелям истинных подвижников – в чем и состоит призвание монашествующих.
Следует отметить, что во время слушания докладов из зала нередко поступали вопросы, на которые давали ответы выступавшие. На два вопроса, касающиеся отношения к чтению монашествующих, по благословению председательствующего митрополита Георгия ответил архимандрит Мелхиседек (Артюхин), пресс-секретарь Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятель московского подворья Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь.
В сообщении «Добродетель чтения в святоотеческой традиции и ее актуальность для современного монашества в России» игумен Дионисий (Шлёнов) продолжил тему необходимости чтения духовной литературы, опираясь на слова апостола Павла, адресованные апостолу Тимофею: Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением (1 Тим. 4:13). Призыв апостола Павла докладчик назвал одним из основополагающих для монашеского делания.
Далее в своем выступлении игумен Дионисий пояснил, что в святоотеческой традиции понималось под чтением, а именно: чтение Писаний Ветхого и Нового Заветов; понимание внутреннего духовного сокровенного смысла Писания; чтение святоотеческих творений, проповедей, житий святых; чтение как слышание; чтение как повторение; уставное чтение в храме; чтение на монастырской трапезе; чтение как духовное молитвенное делание; чтение как добродетель наряду с молитвой и другими добродетелями; внешнее чтение, полезное для ума, но всегда имеющее духовный смысл. Затем докладчик, иллюстрируя тезисы выступления святоотеческими изречениями, рассказал о том, какой смысл вкладывали духовные авторы в слова о необходимости перечисленных видов чтения.
Отец Дионисий также предложил участникам форума ряд вопросов, поиск ответов на которые, по мнению автора, помог бы реконструировать определенную систему святоотеческих представлений о чтении. Например, какое место добродетель чтения занимает или должна занимать в жизни монаха, как совмещать чтение с другими послушаниями в монастыре, до какой степени чтение можно отождествить с содержанием духовного образования, и другие.
Современное монашество, отметил наместник Андреевского монастыря, находится в трудных условиях, в связи с тем, что научные данные порой приходят в глубокое противоречие с традиционной картиной мира, соответствующей преданию Церкви. Это противоречие касается не только светских, но, отчасти, и богословских наук. Понятие о чтении, как о добродетели, позволяет делать особый акцент на духовном, вечном, непреходящем. Аксиология предполагает глубокое усвоение прочитанного. При таком подходе добродетель чтения приводит к максимальной актуализации интеллектуальных способностей и творческих возможностей человеческого ума, способного не только к восприятию информации, но и ее исполнению. Монашеское чтение можно понимать и расширительно – как любомудрый цельный образ жизни.
В сообщении «Добродетель чтения в святоотеческой традиции и ее актуальность для современного монашества в России» игумен Дионисий (Шлёнов) продолжил тему необходимости чтения духовной литературы, опираясь на слова апостола Павла, адресованные апостолу Тимофею: Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением (1 Тим. 4:13). Призыв апостола Павла докладчик назвал одним из основополагающих для монашеского делания.
Далее в своем выступлении игумен Дионисий пояснил, что в святоотеческой традиции понималось под чтением, а именно: чтение Писаний Ветхого и Нового Заветов; понимание внутреннего духовного сокровенного смысла Писания; чтение святоотеческих творений, проповедей, житий святых; чтение как слышание; чтение как повторение; уставное чтение в храме; чтение на монастырской трапезе; чтение как духовное молитвенное делание; чтение как добродетель наряду с молитвой и другими добродетелями; внешнее чтение, полезное для ума, но всегда имеющее духовный смысл. Затем докладчик, иллюстрируя тезисы выступления святоотеческими изречениями, рассказал о том, какой смысл вкладывали духовные авторы в слова о необходимости перечисленных видов чтения.
Отец Дионисий также предложил участникам форума ряд вопросов, поиск ответов на которые, по мнению автора, помог бы реконструировать определенную систему святоотеческих представлений о чтении. Например, какое место добродетель чтения занимает или должна занимать в жизни монаха, как совмещать чтение с другими послушаниями в монастыре, до какой степени чтение можно отождествить с содержанием духовного образования, и другие.
Современное монашество, отметил наместник Андреевского монастыря, находится в трудных условиях, в связи с тем, что научные данные порой приходят в глубокое противоречие с традиционной картиной мира, соответствующей преданию Церкви. Это противоречие касается не только светских, но, отчасти, и богословских наук. Понятие о чтении, как о добродетели, позволяет делать особый акцент на духовном, вечном, непреходящем. Аксиология предполагает глубокое усвоение прочитанного. При таком подходе добродетель чтения приводит к максимальной актуализации интеллектуальных способностей и творческих возможностей человеческого ума, способного не только к восприятию информации, но и ее исполнению. Монашеское чтение можно понимать и расширительно – как любомудрый цельный образ жизни.
Доклад игумении Евпраксии (Инбер), настоятельницы Вознесенского Оршина женского монастыря Тверской епархии «Как привлечь монашествующих к серьезному духовному чтению» продолжил обсуждение проблематики этого раздела секции на современном материале. Размышляя о том, как сформировать у сестер привычку к духовному чтению, матушка Евпраксия ссылалась на советы своего наставника в монашестве, духоносного старца Троице-Сергиевой лавры архимандрита Наума (Байбородина). Отец Наум, как сказала матушка, был сторонником высокой первоначальной планки, устанавливаемой еще неопытным насельникам, предлагая им для чтения святоотеческие творения святителя Иоанна Златоуста, Симеона Нового Богослова и др. Правда, матушка уточнила, что это может возыметь результат, если у новоначального «душа горит» и он стремится к подвигам: тогда ему нужно дать «начитаться впрок», пока не наступит неизбежно время духовных искушений, – легче будет их преодолеть с таким багажом. С иными же возможен только путь от простого к сложному. Воспитанию навыков духовного чтения старец Наум также придавал большое значение и поэтому считал необходимым давать вступающим на монашескую стезю основные знания в области богословия. Задолго до того, как богословское образование было введено в систему и стало обязательным для монашествующих, отец Наум организовывал такой процесс в восстанавливаемых им по всей стране обителях, одновременно занимаясь изданием книг, хрестоматий и сборников святоотеческих творений. Сам батюшка, по свидетельству игумении Евпраксии, ежедневно прочитывал, просматривал, прорабатывал огромные объемы печатного слова. В завершение своего доклада настоятельница Оршина монастыря привела мнение преподобного Паисия Святогорца о духовном чтении монахов: святоотеческие книги, говорил старец Паисий, – подлинная духовная пища. Но для того, чтобы они помогли, нужно читать их со смирением и молитвой, «…чтобы уразуметь святых отцов, надо сжать себя, сконцентрировать ум и жить духовно, ибо святоотеческий дух воспринимается только духом… читайте отцов, хотя бы одну-две строчки в день. Это витамины, весьма укрепляющие».
В рамках работы монашеского направление также состоялось обсуждение проектов документов «Практические аспекты принятия в монастырь и духовного окормления послушников» и «Взаимоотношение насельников монастырей с внешним миром в свете монашеских обетов», разработанных Комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашествующих совместно с Синодальным отделом по монастырям и монашеству. В настоящее время документы направлены на рассмотрение Президиума Межсоборного присутствия. Митрополит Георгий предложил участникам присылать имеющиеся у них замечания и дополнения по содержанию данных документов на адрес Синодального отдела по монастырям и монашеству.
В рамках работы монашеского направление также состоялось обсуждение проектов документов «Практические аспекты принятия в монастырь и духовного окормления послушников» и «Взаимоотношение насельников монастырей с внешним миром в свете монашеских обетов», разработанных Комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашествующих совместно с Синодальным отделом по монастырям и монашеству. В настоящее время документы направлены на рассмотрение Президиума Межсоборного присутствия. Митрополит Георгий предложил участникам присылать имеющиеся у них замечания и дополнения по содержанию данных документов на адрес Синодального отдела по монастырям и монашеству.
Параллельно с обсуждением второй темы секции «Святоотеческое наследие как выражение опыта духовной жизни» в музее истории Зачатьевского монастыря проходил методический семинар «Монастырские музейные собрания и экспозиции – опыт создания, практические аспекты» под председательством Л.А. Беляева, заведующего отделом археологии Московской Руси Института Археологии РАН, доктора исторических наук, члена-корреспондента РАН и С.А. Анохиной, руководителя отдела культурного наследия Патриаршего совета по культуре.
После вступительного слова о целях проведения семинара Светлана Александровна предоставила слово иерею Владиславу Мишину, председателю Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации, епархиальному древлехранителю Московской епархии. Рассказав об опыте создания экспозиций, отец Владислав отметил одно из главных назначений церковных музеев – быть отправной точкой для просветительской работы с людьми, потому как подобный формат очень этому благоприятствует.
Далее слово было передано Л.А. Беляеву, который поделился опытом создания музея Зачатьевского монастыря. В своем выступлении «Музеефикация результатов археологических изысканий в действующем монастыре» Леонид Андреевич отметил, что нахождение церковных предметов и надгробий, своего рода каменных синодиков, помогло доказать факт исторического существования первого девичьего монастыря столицы.
С.И. Баранова, доктор исторических наук, профессор ПСТГУ, научный сотрудник ФИИ РГГУ в докладе «Музей в Ново-Иерусалимском монастыре: опыт создания» уделила особое внимание археологическим аспектам создания музея, при этом отметив личность архимандрита Леонида (Кавелина), как создателя музея о патриархе Никоне на территории обители в XIX веке.
Игумен Павел (Полуков), руководитель молодежного Духовно-просветительского центра при Сретенском ставропигиальном мужском монастыре поделился опытом создания выставки: «Новомученики и исповедники Церкви Русской» при обители. В своем выступлении отец Павел отметил особую миссионерскую значимость церковных музеев, экспозиций и выставок, о которой также было сказано в начале семинара: «Музейное место может явиться отправной точкой для воцерковления людей самых разных возрастов».
Т.Д. Бажутина, научный консультант наместника Донского монастыря рассказала о создании музея Патриарха Тихона в стенах Донского монастыря, отметив главную задачу будущего музейного места – сохранить как можно больше свидетельств о жизни святителя Тихона. Открытие музея планируется к 2025 году, столетию со дня кончины святителя.
Анастасия Дорожкина, руководитель компании Metapole, специализирующейся на создании экспозиционных пространств, в своем докладе «Интерактивные проекты в музеях: вовлечение и взаимодействие с посетителями» поделилась уникальным опытом работы с интерактивными проектами в музеях, которые являются особо актуальными в условиях современного мира. Лектор рассказала о разных подходах к проектированию музейных интерактивов, что явилось особо ценным в практическом плане для матушек и отцов, планирующих создание музея при обителях.
В завершающем докладе Е.Н. Святицкой, руководителя сектора археологии Музея Москвы «Коллекция археологических предметов в музее Златоустовского монастыря: опыт правового взаимодействия государственного музея и местной религиозной организации» освящался вопрос юридических особенностей оформления музея. По завершении выступления куратор семинара С.А. Анохина высказала предложение о публикации методички с важными аспектами оформления музея на сайте Синодального отдела по монастырям и монашеству.
Подводя итог семинара, Л.А. Беляев сказал о важности церковных музеев, экспозиций и в целом археологической работы в деле формирования идентичности нации. В этом формировании участвуют как светская, так и религиозная структуры, силы которых объединяются при создании церковных музеев.
Далее слово было передано Л.А. Беляеву, который поделился опытом создания музея Зачатьевского монастыря. В своем выступлении «Музеефикация результатов археологических изысканий в действующем монастыре» Леонид Андреевич отметил, что нахождение церковных предметов и надгробий, своего рода каменных синодиков, помогло доказать факт исторического существования первого девичьего монастыря столицы.
С.И. Баранова, доктор исторических наук, профессор ПСТГУ, научный сотрудник ФИИ РГГУ в докладе «Музей в Ново-Иерусалимском монастыре: опыт создания» уделила особое внимание археологическим аспектам создания музея, при этом отметив личность архимандрита Леонида (Кавелина), как создателя музея о патриархе Никоне на территории обители в XIX веке.
Игумен Павел (Полуков), руководитель молодежного Духовно-просветительского центра при Сретенском ставропигиальном мужском монастыре поделился опытом создания выставки: «Новомученики и исповедники Церкви Русской» при обители. В своем выступлении отец Павел отметил особую миссионерскую значимость церковных музеев, экспозиций и выставок, о которой также было сказано в начале семинара: «Музейное место может явиться отправной точкой для воцерковления людей самых разных возрастов».
Т.Д. Бажутина, научный консультант наместника Донского монастыря рассказала о создании музея Патриарха Тихона в стенах Донского монастыря, отметив главную задачу будущего музейного места – сохранить как можно больше свидетельств о жизни святителя Тихона. Открытие музея планируется к 2025 году, столетию со дня кончины святителя.
Анастасия Дорожкина, руководитель компании Metapole, специализирующейся на создании экспозиционных пространств, в своем докладе «Интерактивные проекты в музеях: вовлечение и взаимодействие с посетителями» поделилась уникальным опытом работы с интерактивными проектами в музеях, которые являются особо актуальными в условиях современного мира. Лектор рассказала о разных подходах к проектированию музейных интерактивов, что явилось особо ценным в практическом плане для матушек и отцов, планирующих создание музея при обителях.
В завершающем докладе Е.Н. Святицкой, руководителя сектора археологии Музея Москвы «Коллекция археологических предметов в музее Златоустовского монастыря: опыт правового взаимодействия государственного музея и местной религиозной организации» освящался вопрос юридических особенностей оформления музея. По завершении выступления куратор семинара С.А. Анохина высказала предложение о публикации методички с важными аспектами оформления музея на сайте Синодального отдела по монастырям и монашеству.
Подводя итог семинара, Л.А. Беляев сказал о важности церковных музеев, экспозиций и в целом археологической работы в деле формирования идентичности нации. В этом формировании участвуют как светская, так и религиозная структуры, силы которых объединяются при создании церковных музеев.
Фото: Владимир Ходаков