21 августа 2023 года, в день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Троицком соборе Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального монастыря. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.
В сегодняшнем чтении из послания к Коринфянам (2 Кор. 5:10-15) апостол Павел учит нас, что наш долг не себе угождать, а служить Господу и Спасителю. Это достаточно радикальные слова, ведь если мы проанализируем свою жизнь, свое целеполагание, поразмышляем, ради чего живем, зачем работаем, зарплату получаем, зачем строим дома, зачем обзаводимся семьей и так далее, то за многими, может быть, красивыми словами всегда будет обнаруживаться личная заинтересованность и желание человека. Человек хочет жить лучше, это его право, и этому посвящается большая часть нашего времени. Но мало кто готов пренебречь своими возможностями, правами, желаниями, устремлениями — часто весьма благородными — с тем чтобы время, здоровье, силы посвятить другим, а не самому себе.
Призыв апостола, о котором я только что сказал, как бы идет против логики человеческой жизни. Как можно не жить для самого себя? Наверное, одних апостольских слов было бы недостаточно, чтобы этот призыв реально осуществлялся на протяжении всей христианской истории. А ведь исполнение этой заповеди порой требовало не просто самоотречения, но и мученичества, исповедничества. Когда люди не только отказывались от благополучной жизни, но и саму свою жизнь ставили под угрозу. Или ограничивали свои возможности, желания плоти, помещая себя в такие сложные условия, которые требовали невероятных усилий — не только чтобы победить самого себя, но даже просто выжить.
Подвижничество на Соловках связано именно с таким особым подвигом самоотречения. Это сейчас мы прилетаем сюда на комфортабельных воздушных судах или приплываем по морю, мало чем рискуя, останавливаемся в гостиницах, никак себя не утруждая и не ограничивая — и слава Богу, что так! Но ведь те, к кому мы сегодня обращаемся в молитве, чьим останкам поклоняемся, — они-то шли навстречу неведомому, в самый что ни есть медвежий уголок! Неизвестно, что их ждало, помимо тяжелого климата, но святые угодники совершили этот замечательный духовный подвиг. И они показали всем нам, что могут и даже должны быть у каждого такие цели и задачи, которые требуют не только восьмичасового рабочего дня, не только отказа от неких комфортных условий, но иногда и самого дорогого — жизни.
И мы знаем, что это особенно актуально, когда речь идет о защите Родины. Сегодня мы с вами в таких условиях, о которых я сказал, а там идет вооруженное столкновение с противниками России — я бы сказал, с глобальными противниками России. Там погибают наши братья и сестры, и мы не должны о них забывать, мы должны просить у Господа помощи для них в наших молитвах и, чем можем, помогать сами.
Благодарю всех, в том числе молодежь, которая здесь сегодня присутствует, за то, что они доставляют многое, что необходимо для наших военнослужащих и для страждущих мирян. Ведь такая солидарность необходима не только для тех, к кому мы обращаем свою милость, — она необходима для нас самих, она возвышает душу, она действительно помогает нам многое пересмотреть в своей жизни и устремиться к тому, что в этой жизни является самым главным. А самым главным является спасение души, потому что тело истлеет в могиле, а душа бессмертна. И для того чтобы бессмертная душа имела радость общения с Богом, мы должны делать здесь многие добрые дела. Не как пятый или десятый пункт повестки дня, а как первоочередную задачу, потому что, если не делаем добрых дел, то, по слову Божию, мы медь звенящая и кимвал бряцающий (см. 1 Кор. 13:1), то есть пустота. И никакие наши достижения в каких-то глобальных и возвышенных сферах, которые не сопровождаются свершением добрых дел, не имеют ценности в глазах Божиих.
Посещая Соловки, особенно понимаешь, как это было важно, когда здесь устанавливалась монашеская жизнь. Ведь много людей посещали эти места, оказывали поддержку инокам и действительно способствовали не просто укоренению здесь монашеской жизни, но и созданию совершенно дивного места. Соединение Божественного творения с творением рук человеческих и создало удивительно гармоничное, исполненное красоты и духовной силы явление — Соловецкую обитель, и каждый, кто сюда притекает с молитвой, должен подумать о многом. О своей жизни, о своих жизненных приоритетах, о том, так ли правильно все идет. Отрешиться от забот о карьерном росте или материальном обогащении, потому что для Бога это абсолютно ничто. Это здесь играет какую-то роль, а Господь будет нас спрашивать не о том, какое мы место занимали в обществе или какой была наша карьера. Он будет спрашивать о совсем другом — о том, что знает каждый из нас. И для того чтобы иметь там благоприятный ответ, мы должны здесь воспитывать самих себя, свою душу, свое мировоззрение, наполняя его любовью — любовью к Родине, любовью к семье своей, любовью к ближним и дальним и особенно заботой о тех, кто в нашей любви и заботе нуждается, — о больных, инвалидах, сиротах. Ведь этим всегда была сильна наша страна, и сегодня по милости Божией возрождается служение милосердия, с привлечением многих небезразличных, совестливых людей, действительно желающих сделать благо для ближних, для нуждающихся.
Обращаясь к вам, мои дорогие братья, насельники сей обители, хочу сказать, что жизнь на Соловках отличается особым духовным богатством. И если кто-то этого не чувствует, то лишь потому, что нечто внутри препятствует духовному зрению. Но знаю, что тысячи людей приезжают на Соловки помолиться — именно потому, что видят духовную красоту и чувствуют присутствие Божественной благодати.
Хочу сказать и о вашей совершенно особой ответственности за паломников. Помните — это не какое-то дополнение к вашим иноческим послушаниям, а приоритетное служение, потому что от вашего с ними общения во многом зависит их будущее духовное развитие или отсутствие такового. Всякий раз спрашивайте себя: а что еще я не сделал, что должен был сделать? Может быть, не прочитал что-то из того, что непременно должен был прочитать? Может быть, мои проповеди становятся шаблонными и повторяющимися? Может быть, мне не хватает мудрости ответить на вопрошания паломников? Вот для того чтобы восполнить какие-то возможные и свойственные человеку недостатки, нам очень важно действительно обновлять наше призвание — через чтение Священного Писания, святоотеческих творений и, конечно, через личный, живой, искренний опыт молитвы. Ведь в молитве обновляются все наши религиозные чувства, потому что молитва — это и есть сила, созидающая религиозное чувство. Само слово «религия» и означает связь, то есть связь человека с Богом. А связь эта осуществляется через молитву.
Будем просить Господа, чтобы обитель сия продолжала оставаться местом духовных подвигов, местом особенно горячей молитвы и за Родину, и за воинство, и за народ наш, за монашествующих, зде пребывающих, и, конечно, за самих себя. Пусть никогда не оскудевает здесь сила молитвы. Пусть никогда не становится слабее огонек того духовного подвига, который приняли на себя монашествующие. Потому что от духовной энергии, которая здесь присутствует, во многом зависит и духовное состояние паломников, а в каком-то смысле, поскольку молитесь вы и за весь наш народ, о всех и за вся, и благополучие Отечества нашего.
Молитвами святых Соловецких угодников да хранит Господь место сие, да хранит Он братию в мире, в любви, в единомыслии, в чистоте, в способности, размышляя о своем духовном состоянии и подвергая его критическому анализу, постоянно устремляться вперед и вверх, как я часто об этом говорю. У монашествующих особенно ярко должна быть выражена эта возвышающая их динамика духовного развития. И, завершая свои слова, хотел бы пожелать всем — и вам, мои дорогие братья, Преосвященным владыкам, представителям власти, всему нашему народу в лице паломников — крепкой веры, любви к Богу и Отечеству и способности творить добрые дела по завету святых угодников. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В сегодняшнем чтении из послания к Коринфянам (2 Кор. 5:10-15) апостол Павел учит нас, что наш долг не себе угождать, а служить Господу и Спасителю. Это достаточно радикальные слова, ведь если мы проанализируем свою жизнь, свое целеполагание, поразмышляем, ради чего живем, зачем работаем, зарплату получаем, зачем строим дома, зачем обзаводимся семьей и так далее, то за многими, может быть, красивыми словами всегда будет обнаруживаться личная заинтересованность и желание человека. Человек хочет жить лучше, это его право, и этому посвящается большая часть нашего времени. Но мало кто готов пренебречь своими возможностями, правами, желаниями, устремлениями — часто весьма благородными — с тем чтобы время, здоровье, силы посвятить другим, а не самому себе.
Призыв апостола, о котором я только что сказал, как бы идет против логики человеческой жизни. Как можно не жить для самого себя? Наверное, одних апостольских слов было бы недостаточно, чтобы этот призыв реально осуществлялся на протяжении всей христианской истории. А ведь исполнение этой заповеди порой требовало не просто самоотречения, но и мученичества, исповедничества. Когда люди не только отказывались от благополучной жизни, но и саму свою жизнь ставили под угрозу. Или ограничивали свои возможности, желания плоти, помещая себя в такие сложные условия, которые требовали невероятных усилий — не только чтобы победить самого себя, но даже просто выжить.
Подвижничество на Соловках связано именно с таким особым подвигом самоотречения. Это сейчас мы прилетаем сюда на комфортабельных воздушных судах или приплываем по морю, мало чем рискуя, останавливаемся в гостиницах, никак себя не утруждая и не ограничивая — и слава Богу, что так! Но ведь те, к кому мы сегодня обращаемся в молитве, чьим останкам поклоняемся, — они-то шли навстречу неведомому, в самый что ни есть медвежий уголок! Неизвестно, что их ждало, помимо тяжелого климата, но святые угодники совершили этот замечательный духовный подвиг. И они показали всем нам, что могут и даже должны быть у каждого такие цели и задачи, которые требуют не только восьмичасового рабочего дня, не только отказа от неких комфортных условий, но иногда и самого дорогого — жизни.
И мы знаем, что это особенно актуально, когда речь идет о защите Родины. Сегодня мы с вами в таких условиях, о которых я сказал, а там идет вооруженное столкновение с противниками России — я бы сказал, с глобальными противниками России. Там погибают наши братья и сестры, и мы не должны о них забывать, мы должны просить у Господа помощи для них в наших молитвах и, чем можем, помогать сами.
Благодарю всех, в том числе молодежь, которая здесь сегодня присутствует, за то, что они доставляют многое, что необходимо для наших военнослужащих и для страждущих мирян. Ведь такая солидарность необходима не только для тех, к кому мы обращаем свою милость, — она необходима для нас самих, она возвышает душу, она действительно помогает нам многое пересмотреть в своей жизни и устремиться к тому, что в этой жизни является самым главным. А самым главным является спасение души, потому что тело истлеет в могиле, а душа бессмертна. И для того чтобы бессмертная душа имела радость общения с Богом, мы должны делать здесь многие добрые дела. Не как пятый или десятый пункт повестки дня, а как первоочередную задачу, потому что, если не делаем добрых дел, то, по слову Божию, мы медь звенящая и кимвал бряцающий (см. 1 Кор. 13:1), то есть пустота. И никакие наши достижения в каких-то глобальных и возвышенных сферах, которые не сопровождаются свершением добрых дел, не имеют ценности в глазах Божиих.
Посещая Соловки, особенно понимаешь, как это было важно, когда здесь устанавливалась монашеская жизнь. Ведь много людей посещали эти места, оказывали поддержку инокам и действительно способствовали не просто укоренению здесь монашеской жизни, но и созданию совершенно дивного места. Соединение Божественного творения с творением рук человеческих и создало удивительно гармоничное, исполненное красоты и духовной силы явление — Соловецкую обитель, и каждый, кто сюда притекает с молитвой, должен подумать о многом. О своей жизни, о своих жизненных приоритетах, о том, так ли правильно все идет. Отрешиться от забот о карьерном росте или материальном обогащении, потому что для Бога это абсолютно ничто. Это здесь играет какую-то роль, а Господь будет нас спрашивать не о том, какое мы место занимали в обществе или какой была наша карьера. Он будет спрашивать о совсем другом — о том, что знает каждый из нас. И для того чтобы иметь там благоприятный ответ, мы должны здесь воспитывать самих себя, свою душу, свое мировоззрение, наполняя его любовью — любовью к Родине, любовью к семье своей, любовью к ближним и дальним и особенно заботой о тех, кто в нашей любви и заботе нуждается, — о больных, инвалидах, сиротах. Ведь этим всегда была сильна наша страна, и сегодня по милости Божией возрождается служение милосердия, с привлечением многих небезразличных, совестливых людей, действительно желающих сделать благо для ближних, для нуждающихся.
Обращаясь к вам, мои дорогие братья, насельники сей обители, хочу сказать, что жизнь на Соловках отличается особым духовным богатством. И если кто-то этого не чувствует, то лишь потому, что нечто внутри препятствует духовному зрению. Но знаю, что тысячи людей приезжают на Соловки помолиться — именно потому, что видят духовную красоту и чувствуют присутствие Божественной благодати.
Хочу сказать и о вашей совершенно особой ответственности за паломников. Помните — это не какое-то дополнение к вашим иноческим послушаниям, а приоритетное служение, потому что от вашего с ними общения во многом зависит их будущее духовное развитие или отсутствие такового. Всякий раз спрашивайте себя: а что еще я не сделал, что должен был сделать? Может быть, не прочитал что-то из того, что непременно должен был прочитать? Может быть, мои проповеди становятся шаблонными и повторяющимися? Может быть, мне не хватает мудрости ответить на вопрошания паломников? Вот для того чтобы восполнить какие-то возможные и свойственные человеку недостатки, нам очень важно действительно обновлять наше призвание — через чтение Священного Писания, святоотеческих творений и, конечно, через личный, живой, искренний опыт молитвы. Ведь в молитве обновляются все наши религиозные чувства, потому что молитва — это и есть сила, созидающая религиозное чувство. Само слово «религия» и означает связь, то есть связь человека с Богом. А связь эта осуществляется через молитву.
Будем просить Господа, чтобы обитель сия продолжала оставаться местом духовных подвигов, местом особенно горячей молитвы и за Родину, и за воинство, и за народ наш, за монашествующих, зде пребывающих, и, конечно, за самих себя. Пусть никогда не оскудевает здесь сила молитвы. Пусть никогда не становится слабее огонек того духовного подвига, который приняли на себя монашествующие. Потому что от духовной энергии, которая здесь присутствует, во многом зависит и духовное состояние паломников, а в каком-то смысле, поскольку молитесь вы и за весь наш народ, о всех и за вся, и благополучие Отечества нашего.
Молитвами святых Соловецких угодников да хранит Господь место сие, да хранит Он братию в мире, в любви, в единомыслии, в чистоте, в способности, размышляя о своем духовном состоянии и подвергая его критическому анализу, постоянно устремляться вперед и вверх, как я часто об этом говорю. У монашествующих особенно ярко должна быть выражена эта возвышающая их динамика духовного развития. И, завершая свои слова, хотел бы пожелать всем — и вам, мои дорогие братья, Преосвященным владыкам, представителям власти, всему нашему народу в лице паломников — крепкой веры, любви к Богу и Отечеству и способности творить добрые дела по завету святых угодников. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси