14 октября 2023 года, в праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Покровском ставропигиальном женском монастыре у Покровской Заставы г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.
Мы празднуем праздник Покрова. Это русский праздник, в календарях других Церквей его нет, и это неслучайно, потому что вся наша история связана с чудесами, которые исходили от Божией Матери. И милость, которую Она даровала народу нашему, Церкви нашей, символизируется замечательным изображением Богоматери с распростертым омофором. Событие, в честь которого установлен праздник, произошло в Византии, но еще раз хочу подчеркнуть: в Византии, в греческих Церквах, да и во всех неславянских Церквах, этого праздника не существует. А мы храним предание о том, как распростертый над Константинополем омофор Царицы Небесной стал свидетельством Ее защиты города от страшного нашествия иноплеменников.
Покров — это символ, это образ защиты, а защита бывает разной. Иногда защита или покровительство (кстати, слова «покров» и «покровительство» имеют один корень), которое один человек оказывает другому, лишено благочестивого измерения. Нередко покровительство имеет прагматический смысл: сейчас я тебе помогу, продвину по карьерной лестнице, а уж ты, пожалуйста, отработай мое покровительство. Здесь даже слово «покровительство» неуместно — это не покровительство, а протекционизм, как говорят современные люди, когда один продвигает другого ради утилитарных целей, чаще всего получения благ тем, кто этот протекционизм осуществляет, будь то блага материальные или политические.
Так вот, Покров — это не протекционизм. Царица Небесная покрыла омофором землю нашу Русскую, Церковь нашу, да и всех христиан, как это очевидно из видения, которое лежит в основе сегодняшнего праздника. Царица Небесная ничего для себя не требует, ничего для себя не просит. И Покров над нашей страной не требует от нас ничего, кроме одного — мы не должны отрекаться от Той, Которая простерла этот Покров над нашей землей. Мы не можем и не должны отрекаться от Ее Сына. Мы должны хранить веру православную — вот единственное, что требуется от нас в ответ на простертый над Россией Покров Пресвятой Богородицы.
И мы знаем, что произошло, когда народ наш, наученный зловредным, злоименным человеческим разумом, отказался от Бога, от Богородицы, предал все свои духовные ценности, устремляясь к построению счастливой жизни без Бога и без Его помощи, опираясь только на человеческую силу. Никакая человеческая сила, никакая государственная организация, никакие достижения науки не могут сделать человека счастливым — это аксиома. Это скажет величайший ученый, у которого что-то не получилось в личной жизни. Это скажет успешный государственный деятель, у которого совесть неспокойна от того, что происходило на его жизненном пути. И когда мы молимся пред Покровом Пресвятой Богородицы, мы должны знать, что этот Покров есть выражение любви Пресвятой Богородицы к народу Своему, к Церкви и к Отечеству нашему.
И народ наш на протяжении всей истории так чувствовал эту любовь Пресвятой Девы, что стал праздновать видение во Влахернском храме, что в Константинополе, как один из великих праздников. На основании своего исторического опыта, опыта общения с Богоматерью, на основании многочисленных явлений Ее любви к нашему народу, к нашей стране и утвердился в народе нашем и в Церкви этот замечательный праздник, который никак не запечатлелся в религиозной жизни византийцев, но стал очень значимым в духовной жизни Руси.
Итак, Покров — это символ любви Богоматери, это символ Ее заботы о всех, кто обращается к Ней с молитвой. Но ведь любовь предполагает взаимность — не бывает односторонней любви. По неизреченной милости Своей Царица Небесная обращает к нам Свою любовь, и вся история России об этом свидетельствует. Россия выходила из страшных катаклизмов, которые должны были неминуемо привести страну к гибели, а Церковь нашу — к разрушению и исчезновению. Но ведь ничего не получилось, и ни один историк не может до конца понять, почему это так. Вся мощь огромной страны, которая провозгласила своим идеалом безрелигиозную жизнь, отречение от Бога и борьбу с верой, ничего не смогла сделать с Церковью. Не смогли ни истребить веру, ни отлучить народ от веры, и те, кто пытался это сделать, ушли из истории, и память их погибла с шумом. А Церковь Божия существует, и память о великом чуде Богоматери сохраняется. И мы прославляем Пресвятое Преблагословенное имя Пречистой и Непорочной Девы Марии, Царицы Небесной, Матери Сына Божиего и Сына Человеческого, явившегося во плоти для спасения всех нас.
Единственный наш ответ на любовь Богоматери — еще раз хотел бы сказать, что любовь всегда требует ответа, — это хранение веры православной, почитание Пресвятой Девы Марии, обращение к Ней с молитвами, это воспитание детей в православной вере, это отказ от всякого пренебрежения той великой духовной традицией, которая сформировала наш народ, его ценности, его силу, ставшую необоримой, несмотря на страшные перипетии века двадцатого. Поэтому наш ответ на любовь Богоматери должен быть не чем иным, как ответной любовью.
Вообще, трудно любить того, кого не видишь, однако легко любить того, кто находится далеко от тебя, но заботу которого ты постоянно чувствуешь. Ведь так бывает, когда родители и дети отделяются, живут в разных местах, а живая связь сохраняется, потому что дети помнят о любви родителей, а любовь родителей к детям не пресекается, вне зависимости от того, как далеко они живут от семьи, в которой родились и воспитывались. И Пресвятая Богородица пребывает с нами, а доказательством тому — Ее участие в жизни нашей страны и, как мне хорошо известно, в личной истории множества людей, приходящих к Царице Небесной, молящихся Ей и получающих реальный ответ и реальную помощь.
Покуда будет сохраняться эта особая связь народа нашего с Пресвятой Богородицей, Россия будет непобедима. И если бы византийцы не предались жизни, которая стала отделять их от веры православной, не стали увлекаться различного рода философиями, порабощением других народов и всем тем, что никак не проистекает из христианской веры, то, может быть, и судьба Византии была бы другой. Но не нам размышлять о судьбах цивилизаций, которые ушли в небытие — наша задача работать над нашей собственной жизнью, над нашей общностью, объединенной узами родства духовного, которое так очевидно явлено в нашей любви к Отечеству и к народу нашему. И эта любовь должна быть наполнена верой, чтобы не превратиться в идолопоклонство. Она должна быть непременно направлена к престолу Божиему, к Его Пречистой Матери. Именно обращаясь к Господу и Его Матери, мы должны испрашивать благословения для жизни нашей, для Отечества нашего, для народа нашего и таким образом сохранять живую связь с Пречистой Преблагословенной Девой Марией. Пусть под Покровом Ее продолжается историческая жизнь народа нашего и бытие нашей Церкви, несущей величайшую ответственность за духовную жизнь народа, а значит, за его подлинное благополучие здесь, в дни земного жития, но более всего — за обретение жизни вечной, которое означает не что иное, как наследование Божественного Царства.
Всех вас, мои дорогие, поздравляю с праздником и еще и еще раз желаю, чтобы по молитвам нашим, по молитвам таких святых угодников, как Матрона Московская, Покров Пресвятой Богородицы почивал над всеми нами. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Мы празднуем праздник Покрова. Это русский праздник, в календарях других Церквей его нет, и это неслучайно, потому что вся наша история связана с чудесами, которые исходили от Божией Матери. И милость, которую Она даровала народу нашему, Церкви нашей, символизируется замечательным изображением Богоматери с распростертым омофором. Событие, в честь которого установлен праздник, произошло в Византии, но еще раз хочу подчеркнуть: в Византии, в греческих Церквах, да и во всех неславянских Церквах, этого праздника не существует. А мы храним предание о том, как распростертый над Константинополем омофор Царицы Небесной стал свидетельством Ее защиты города от страшного нашествия иноплеменников.
Покров — это символ, это образ защиты, а защита бывает разной. Иногда защита или покровительство (кстати, слова «покров» и «покровительство» имеют один корень), которое один человек оказывает другому, лишено благочестивого измерения. Нередко покровительство имеет прагматический смысл: сейчас я тебе помогу, продвину по карьерной лестнице, а уж ты, пожалуйста, отработай мое покровительство. Здесь даже слово «покровительство» неуместно — это не покровительство, а протекционизм, как говорят современные люди, когда один продвигает другого ради утилитарных целей, чаще всего получения благ тем, кто этот протекционизм осуществляет, будь то блага материальные или политические.
Так вот, Покров — это не протекционизм. Царица Небесная покрыла омофором землю нашу Русскую, Церковь нашу, да и всех христиан, как это очевидно из видения, которое лежит в основе сегодняшнего праздника. Царица Небесная ничего для себя не требует, ничего для себя не просит. И Покров над нашей страной не требует от нас ничего, кроме одного — мы не должны отрекаться от Той, Которая простерла этот Покров над нашей землей. Мы не можем и не должны отрекаться от Ее Сына. Мы должны хранить веру православную — вот единственное, что требуется от нас в ответ на простертый над Россией Покров Пресвятой Богородицы.
И мы знаем, что произошло, когда народ наш, наученный зловредным, злоименным человеческим разумом, отказался от Бога, от Богородицы, предал все свои духовные ценности, устремляясь к построению счастливой жизни без Бога и без Его помощи, опираясь только на человеческую силу. Никакая человеческая сила, никакая государственная организация, никакие достижения науки не могут сделать человека счастливым — это аксиома. Это скажет величайший ученый, у которого что-то не получилось в личной жизни. Это скажет успешный государственный деятель, у которого совесть неспокойна от того, что происходило на его жизненном пути. И когда мы молимся пред Покровом Пресвятой Богородицы, мы должны знать, что этот Покров есть выражение любви Пресвятой Богородицы к народу Своему, к Церкви и к Отечеству нашему.
И народ наш на протяжении всей истории так чувствовал эту любовь Пресвятой Девы, что стал праздновать видение во Влахернском храме, что в Константинополе, как один из великих праздников. На основании своего исторического опыта, опыта общения с Богоматерью, на основании многочисленных явлений Ее любви к нашему народу, к нашей стране и утвердился в народе нашем и в Церкви этот замечательный праздник, который никак не запечатлелся в религиозной жизни византийцев, но стал очень значимым в духовной жизни Руси.
Итак, Покров — это символ любви Богоматери, это символ Ее заботы о всех, кто обращается к Ней с молитвой. Но ведь любовь предполагает взаимность — не бывает односторонней любви. По неизреченной милости Своей Царица Небесная обращает к нам Свою любовь, и вся история России об этом свидетельствует. Россия выходила из страшных катаклизмов, которые должны были неминуемо привести страну к гибели, а Церковь нашу — к разрушению и исчезновению. Но ведь ничего не получилось, и ни один историк не может до конца понять, почему это так. Вся мощь огромной страны, которая провозгласила своим идеалом безрелигиозную жизнь, отречение от Бога и борьбу с верой, ничего не смогла сделать с Церковью. Не смогли ни истребить веру, ни отлучить народ от веры, и те, кто пытался это сделать, ушли из истории, и память их погибла с шумом. А Церковь Божия существует, и память о великом чуде Богоматери сохраняется. И мы прославляем Пресвятое Преблагословенное имя Пречистой и Непорочной Девы Марии, Царицы Небесной, Матери Сына Божиего и Сына Человеческого, явившегося во плоти для спасения всех нас.
Единственный наш ответ на любовь Богоматери — еще раз хотел бы сказать, что любовь всегда требует ответа, — это хранение веры православной, почитание Пресвятой Девы Марии, обращение к Ней с молитвами, это воспитание детей в православной вере, это отказ от всякого пренебрежения той великой духовной традицией, которая сформировала наш народ, его ценности, его силу, ставшую необоримой, несмотря на страшные перипетии века двадцатого. Поэтому наш ответ на любовь Богоматери должен быть не чем иным, как ответной любовью.
Вообще, трудно любить того, кого не видишь, однако легко любить того, кто находится далеко от тебя, но заботу которого ты постоянно чувствуешь. Ведь так бывает, когда родители и дети отделяются, живут в разных местах, а живая связь сохраняется, потому что дети помнят о любви родителей, а любовь родителей к детям не пресекается, вне зависимости от того, как далеко они живут от семьи, в которой родились и воспитывались. И Пресвятая Богородица пребывает с нами, а доказательством тому — Ее участие в жизни нашей страны и, как мне хорошо известно, в личной истории множества людей, приходящих к Царице Небесной, молящихся Ей и получающих реальный ответ и реальную помощь.
Покуда будет сохраняться эта особая связь народа нашего с Пресвятой Богородицей, Россия будет непобедима. И если бы византийцы не предались жизни, которая стала отделять их от веры православной, не стали увлекаться различного рода философиями, порабощением других народов и всем тем, что никак не проистекает из христианской веры, то, может быть, и судьба Византии была бы другой. Но не нам размышлять о судьбах цивилизаций, которые ушли в небытие — наша задача работать над нашей собственной жизнью, над нашей общностью, объединенной узами родства духовного, которое так очевидно явлено в нашей любви к Отечеству и к народу нашему. И эта любовь должна быть наполнена верой, чтобы не превратиться в идолопоклонство. Она должна быть непременно направлена к престолу Божиему, к Его Пречистой Матери. Именно обращаясь к Господу и Его Матери, мы должны испрашивать благословения для жизни нашей, для Отечества нашего, для народа нашего и таким образом сохранять живую связь с Пречистой Преблагословенной Девой Марией. Пусть под Покровом Ее продолжается историческая жизнь народа нашего и бытие нашей Церкви, несущей величайшую ответственность за духовную жизнь народа, а значит, за его подлинное благополучие здесь, в дни земного жития, но более всего — за обретение жизни вечной, которое означает не что иное, как наследование Божественного Царства.
Всех вас, мои дорогие, поздравляю с праздником и еще и еще раз желаю, чтобы по молитвам нашим, по молитвам таких святых угодников, как Матрона Московская, Покров Пресвятой Богородицы почивал над всеми нами. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси