23 января 2024 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре Москвы проходила работа направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXXII Международных Рождественских образовательных чтений. В этом году форум посвящен теме «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего».
Организаторами работы направления выступили Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви и Зачатьевский монастырь. Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополит Каширский Феогност, наместник Донского ставропигиального мужского монастыря Москвы, возглавил президиум пленарного заседания. В президиуме также присутствовали: епископ Видновский Тихон, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси; епископ Бахчисарайский Каллиник, викарий Симферопольской и Крымской епархии; архимандрит Стефан (Тараканов), заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству; игумен Дионисий (Шлёнов), наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря Москвы; игумения Иулиания (Каледа), заместитель председателя СОММ, настоятельница Зачатьевской обители.
Открывая пленарное заседание, Его Высокопреосвященство митрополит Феогност приветствовал участников и передал им благословение Святейшего Патриарха Кирилла на плодотворную работу.
Организаторами работы направления выступили Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви и Зачатьевский монастырь. Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополит Каширский Феогност, наместник Донского ставропигиального мужского монастыря Москвы, возглавил президиум пленарного заседания. В президиуме также присутствовали: епископ Видновский Тихон, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси; епископ Бахчисарайский Каллиник, викарий Симферопольской и Крымской епархии; архимандрит Стефан (Тараканов), заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству; игумен Дионисий (Шлёнов), наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря Москвы; игумения Иулиания (Каледа), заместитель председателя СОММ, настоятельница Зачатьевской обители.
Открывая пленарное заседание, Его Высокопреосвященство митрополит Феогност приветствовал участников и передал им благословение Святейшего Патриарха Кирилла на плодотворную работу.
Епископ Бахчисарайский Каллиник, викарий Симферопольской и Крымской епархии, наместник Свято-Климентовского Инкерманского мужского монастыря в своем докладе «Любовь во Христе и свобода от страстей как источник истинного творчества и культуры» напомнил, что творческие способности людей до грехопадения должны были деятельно осуществляться в богоподобной, богопричастной добродетели в отношении друг друга и окружающего творения и нести с собой умножающееся благодатное откровение величия и славы Божией. После же грехопадения природные способности человека реализуются с различного рода отклонениями как в отношении способов достижения цели, так и в отношении к самой цели. Секуляризация культуры, в ограниченном пространстве которой художники мыслят образами земного мира, берет свое начало с эпохи Возрождения и принципиально отличается от культуры христианской, неразрывно связанной с христианской духовностью. Ви́дение всего творения в Боге и чрез Бога отлично от ви́дения всего через ограничения плоти и духа в состоянии падения. Христианин имеет перед своим взором Божие совершенство, научившись различать понятия и ценности, тянется к совершенному, не желая осквернять образ Божий в человеке. «Наиболее очевидными для нас, – заметил владыка, – являются примеры событий, происходящих на Украине. В 1991 году власти Украины обещали развитие национальной культуры и возрождение духовности, но вместо этого пришли к радикал-национализму и гонениям на каноническую Церковь. Это говорит как о духовных заблуждениях, так и об упадке творчества в современном мире, причиной которым в системе христианских нравственных оценок является гордость. Христианин, каким бы ни занимался творчеством, видит своей целью прославление Христа, и поэтому для него самого так важен путь очищения от самолюбия и следующих из него чувств и желаний».
Особо остановился владыка на монашеской культуре. Архимандрит Софроний (Сахаров) справедливо называл ее высочайшей культурой, в основе которой лежит свобода от страстей. Монах посвящает все свои силы тому, чтобы очистить сердце от страстей и стяжать любовь, не отодвигая при этом на второй план все иные, земные, цели. Поэтому каждого инока, если он подлинно проходит монашеский подвиг умного делания, можно назвать творцом – независимо от того, создает ли он произведения искусства, например, иконы или тексты. Монах – творец, поскольку он созидает особую атмосферу жизни, проникнутую молитвой и евангельским духом, созидает образец отношения к ближним и миру. Таким образом он прославляет Бога, открывает Его миру, максимально приближаясь к той первоначальной цели, для которой создан человек, – возделывать и хранить богопознание и обожение.
Особо остановился владыка на монашеской культуре. Архимандрит Софроний (Сахаров) справедливо называл ее высочайшей культурой, в основе которой лежит свобода от страстей. Монах посвящает все свои силы тому, чтобы очистить сердце от страстей и стяжать любовь, не отодвигая при этом на второй план все иные, земные, цели. Поэтому каждого инока, если он подлинно проходит монашеский подвиг умного делания, можно назвать творцом – независимо от того, создает ли он произведения искусства, например, иконы или тексты. Монах – творец, поскольку он созидает особую атмосферу жизни, проникнутую молитвой и евангельским духом, созидает образец отношения к ближним и миру. Таким образом он прославляет Бога, открывает Его миру, максимально приближаясь к той первоначальной цели, для которой создан человек, – возделывать и хранить богопознание и обожение.
В докладе, посвященном изучению святоотеческого наследия оптинских старцев, духовник братии Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь игумен Лаврентий (Балаев) отличительной особенностью старчества, благодаря которой монастырь получил всемирную известность, назвал обращенность к миру. Конечно же, помимо своего прямого назначения – духовного окормления и воспитания братии. В общественном служении, духовной работе с мирянами, назрела тогда особая необходимость. Помимо простого народа, в Оптину стремились выдающиеся мыслители эпохи, философы, художники. Как заметил И.К. Смолич, «это был своеобразный прорыв сквозь преграды, которые воздвигла “государственная церковность” вокруг верующих людей и монахов». Именно Оптинские старцы показали своим примером, что «доля старца – быть на служении всему человечеству». Русский народ всегда любил и любит монастыри как свои святыни, и старцы отвечали на эту народную любовь. Докладчик также счел важным отметить и другие особенности старчества: преемственность, ведь целое столетие «не оскудевал обильный источник пророческого служения на благо всей Церкви Божией»; соборность – преподобные старцы Оптинские различались по происхождению, образованию, характеру, но всех их объединял единый дух преданности воле Божией и дух любви Божией; традиционность – изучение источников показывает строгое следование преподобных Оптинских старцев православному святоотеческому учению. Обращаясь к дню сегодняшнему, отец Лаврентий сказал, что братия монастыря стремится жить согласно заветам Оптинских страцев, с первых дней пребывания в монастыре воспитывая послушников в духе любви и братолюбия, обучая основам духовной жизни и духовной борьбы под руководством наставников, а также занимаясь социальным служением – принимая паломников, приезжающим за духовным советом. «Мы искренне стараемся делать всё, чтобы, как и раньше, по мере приближения к Оптиной пустыни «взгляды становились приветливее, поклоны ниже и участья к человеку больше», – заключил, процитировав Н.В. Гоголя, духовник оптинской братии.
Наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря, игумен Дионисий (Шлёнов) в докладе на тему «Изучение и восприятие святоотеческого наследия как путь богопознания» отметил, что если современным людям в большинстве своем некогда читать и размышлять, то для монашествующих, как и во все времена, потребность устремить ум и душу горé должна оставаться насущной. В своем выступлении отец Дионисий привел многочисленные святоотеческие цитаты, а также примеры из жизнеописаний преподобных отцов и монастырских уставов, подтверждающие необходимость чтения святоотеческой литературы. К древним монашеским традициям посредством этих свидетельств духовных писателей имеют возможность приобщиться и современные иноки, чтобы понять, что чтение является неотъемлемой составляющей пути спасения. Богословие, по мнению автора, – это возможность приобщиться к Божественному Свету, взойти на высоту Богопознания,
Именно о чтении, как о пути Богопознания говорит большинство авторов святоотеческих творений. Многообразие жанров духовной литературы помогает иноку воспринять опыт предшественников и усвоить его как аскетическое делание. Чтение духовной литературы не должно быть праздным, не должно быть чтением «для галочки» – эту мысль особо выделил докладчик, говоря о том, что мы должны стремиться исполнять то, что читаем. Заканчивая свое выступление, игумен Дионисий задал риторический вопрос залу: можно ли обойтись без наследия святых отцов? И, отвечая на него, в качестве сравнения привел как непредставимый образ изучения космоса, лишенный научного познания. Святоотеческое знание является современным и никогда не теряет своей актуальности, так как содержит в себе духовное назидание, необходимое для спасения души.
Именно о чтении, как о пути Богопознания говорит большинство авторов святоотеческих творений. Многообразие жанров духовной литературы помогает иноку воспринять опыт предшественников и усвоить его как аскетическое делание. Чтение духовной литературы не должно быть праздным, не должно быть чтением «для галочки» – эту мысль особо выделил докладчик, говоря о том, что мы должны стремиться исполнять то, что читаем. Заканчивая свое выступление, игумен Дионисий задал риторический вопрос залу: можно ли обойтись без наследия святых отцов? И, отвечая на него, в качестве сравнения привел как непредставимый образ изучения космоса, лишенный научного познания. Святоотеческое знание является современным и никогда не теряет своей актуальности, так как содержит в себе духовное назидание, необходимое для спасения души.
Игумения Иулиания (Каледа) в докладе «Подведение итогов региональных круглых столов “Почитание местных подвижников благочестия, новомучеников и исповедников Церкви Русской в монастырях”» напомнила собравшимся о том, что Святейший Патриарх Кирилл придает большое значение почитанию подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской для духовно-нравственного становления верующих, сохранения исторической памяти, осуществления преемства опыта жизни по вере, доказанного стоянием за Христа, даже ценой собственной жизни. Матушка также сообщила о том, что в прошедшем 2023 году по благословению Святейшего Патриарха региональные заседания круглых столов на тему «Почитание местных подвижников благочестия и новомучеников и исповедников Церкви Русской в монастырях» прошли в Ивановской, Тамбовской, Смоленской, Белгородской, Астраханской, Санкт-Петербургской, Иркутской, Нижегородской, Екатеринбургской, Хабаровской митрополиях и Луганской епархии. Синодальным отделом по монастырям и монашеству были проведены круглый стол для ставропигиальных монастырей и монастырей Московской митрополии и собрание с епархиальными ответственными за монастыри, где участники поделились опытом работы по увековечиванию памяти исповедников веры Христовой. На основании обобщенного опыта были выделены особо важные направления деятельности по почитанию подвига новомучеников, исповедников и подвижников благочестия и сформулированы рекомендации для работы, проводимой монастырями по увековечиванию памяти насельников святых обителей, подвизавшихся в период гонений на Церковь.
«Совершая молитвенное поминовение подвижников благочестия, прославляя пострадавших за веру во Христа во время гонений, изучая их жития, собирая по крупицам воспоминания уже совсем немногих очевидцев их подвига, мы приобщаемся их духовному опыту деятельной любви ко Христу, укрепляемся их силой и научаемся поступать достойно званию, к которому мы призваны», – сказала в завершение своего выступления заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству.
«Совершая молитвенное поминовение подвижников благочестия, прославляя пострадавших за веру во Христа во время гонений, изучая их жития, собирая по крупицам воспоминания уже совсем немногих очевидцев их подвига, мы приобщаемся их духовному опыту деятельной любви ко Христу, укрепляемся их силой и научаемся поступать достойно званию, к которому мы призваны», – сказала в завершение своего выступления заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству.
С большим интересом был воспринят участниками доклад кандидата исторических наук, заместителя главного редактора научного православного журнала «Традиции и современность» Г.А. Романова «“В память вечную будет праведник”. Опыт использования синодиков за богослужением». Автор имеет большой опыт изучения данной темы, при возрождении московского Сретенского монастыря в 1990-е годы он по благословению игумена обители иеромонаха Тихона (ныне митрополита Крымского) составил новый монастырский синодик с историческими справками о поминаемых – взамен синодика конца XVII века, утраченного в году советского лихолетья. В начале доклада Григорий Александрович дал развернутое объяснение распространению и влиянию синодиков в Русской Церкви, подчеркнув, что основанием этого явления была глубокая вера в силу церковного поминовения. Синодики были неотъемлемой принадлежностью богослужений в каждом храме, и важное их литургическое значение, без сомнения, осознавалось молящимися. Интересно было узнать, что старинные монастырские синодики представляют собой соединение трех типов книг-памятников: Вселенский синодик, или богослужебный чин Торжества Православия; помянник с именами усопших; литературные сборники-предисловия о пользе поминовения c назидательными историями о праведниках и грешниках. В монастырский и церковный богослужебный обиход синодик широко вошел во второй половине XVI века, после Стоглавого собора 1551 года. Различались синодики «вечные», «вседневные» и «кормовые» (в последних поминался весь род вкладчика, заказывавшего панихиду, после которой он угощал братию). Отрицательно сказались на бытовании синодиков не только советская эпоха, практически их уничтожившая, но и секуляризационная реформа XVIII века, – поэтому идея их восстановления возникала уже на рубеже XIX–XX столетий. Сейчас она вновь актуальна, и Г.А. Романов в последней части своего выступления дал ряд ценных советов о том, что необходимо для нового составления монастырского синодика.
Продолжением темы сохранения памяти о новомучениках и исповедниках ХХ столетия стало выступление И.В. Гарькавого, директора Мемориального центра «Бутово», члена Церковно-общественного совета по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской при Патриархе Московском и всея Руси: «Опыт создания музейных экспозиций, посвященных подвигу новомучеников и исповедников Церкви Русской». Игорь Владимирович, отметив, что некогда «протомузейные» формы рождались именно в монастырях и храмах, являвшихся хранилищами священных реликвий, сосредоточился на современных задачах, которые призвано решать музейное учреждение. Музей уже давно – это не просто экспозиция, а особый способ коммуникации. Полноценный музей включает в себя, помимо экспозиции и фондов, просветительскую работу. Музейное дело, таким образом, может быть одним из видов христианского служения. Через 90 лет после любого события память о нем стирается, если не зафиксировать ее в доступных восприятию формах, в определенном сценарии. Мемориальный центр «Бутово» – прежде всего музей памяти, призванный развенчать сталинистский миф о «правильности» репрессий, осуществлявшихся в стране на протяжении десятилетий. Об истории он рассказывает через конкретные человеческие судьбы, которые стали общей судьбой нескольких поколений. В перспективе авторы сегодняшней музейной концепции видят создание своеобразного общецерковного «музея музеев» «Русская Голгофа». Ради осуществления этой идеи необходимо объединить усилия многих небольших мемориальных музеев. И, конечно, как можно полнее знакомить соотечественников с их подлинным, не мифологическим, прошлым. Эту задачу выполняет в настоящий момент передвижная выставка «Русская Голгофа», которая побывала уже во многих российских городах и неизменно производит очень сильное впечатление на всех, кто ее посещает.
Перед перерывом в заседаниях состоялось вручение Представлений на право реализации базового богословского образования для монашествующих Русской Православной Церкви, а также документов об аккредитации уже действующих курсов представителям духовных учебных заведений и монастырей. Документы вручил архимандрит Стефан (Тараканов), заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству.
Курсы базовой подготовки в области богословия монашествующих в прошедшем 2023 году были открыты в следующих митрополиях, самостоятельных епархиях и ставропигиальных монастырях: Петрозаводской епархии, Оренбургской митрополии, Томской митрополии, Улан-Удэнской епархии, Кузбасской митрополии, Курганской митрополии, Ставропольской епархии, Челябинской митрополии, Сыктывкарской епархии, Якутской епархии, Архангельской епархии, Донской митрополии, Спасо-Преображенском Соловецком ставропигиальном мужском монастыре.
Курсы базовой подготовки в области богословия монашествующих в прошедшем 2023 году были открыты в следующих митрополиях, самостоятельных епархиях и ставропигиальных монастырях: Петрозаводской епархии, Оренбургской митрополии, Томской митрополии, Улан-Удэнской епархии, Кузбасской митрополии, Курганской митрополии, Ставропольской епархии, Челябинской митрополии, Сыктывкарской епархии, Якутской епархии, Архангельской епархии, Донской митрополии, Спасо-Преображенском Соловецком ставропигиальном мужском монастыре.
Успешно прошли аккредитацию в 2023 году Курсы, действующие в следующих митрополиях и епархиях: Волгоградской митрополии, Костромской митрополии, Липецкой митрополии, Орловской митрополии, Санкт-Петербургской митрополии, Тульской митрополии, Ярославская митрополии, Александровской епархии Владимирской митрополии, Муромской епархии Владимирской митрополии, Выксунской епархии Нижегородской митрополии.
Представителям упомянутых митрополий и епархий, присутствующим в зале, заместитель председателя СОММ вручил документы, подтверждающие их статус.
Представителям упомянутых митрополий и епархий, присутствующим в зале, заместитель председателя СОММ вручил документы, подтверждающие их статус.
Фото: Владимир Ходаков