2 мая 2023 года, в день памяти блаженной Матроны Московской, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Покровском ставропигиальном женском монастыре г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.
Когда задумываешься о подвиге святой праведной блаженной Матроны Московской, начинаешь понимать особый смысл человеческих страданий. Их подлинный смысл был открыт Самим Спасителем через Его крестную смерть. Невинного со всех точек зрения — закона, обычаев, правил — приговорили к смерти, самой позорной, и распяли вместе с разбойниками. Сейчас нет понятия «позорная казнь» — любая казнь воспринимается как трагедия; а в те времена отношение сильно зависело от того, как человек уходил из жизни. Один способ казни был предназначен рабам, разбойникам, душегубам, другой — римским гражданам; и жестокая, страшная, позорная смерть была уделом разбойников, отребья, тех, кто мучил людей и вызывал всеобщее презрение.
Представим человека, приговоренного сегодня к пожизненному заключению, о ком мы знаем, что этот душегуб убивал детей, взрослых, — конечно, такому нельзя ожидать сочувствия, а некоторые еще и скажут: «жаль, смертную казнь отменили, надо бы и с ним поступить так же, как он губил людей». Подобное отношение было и к тем, кого распинали на крестах, потому что римское право было очень жестким, но справедливым, и уж если римский прокуратор согласился и приговоренного распяли на кресте, значит, туда ему и дорога, сам виноват.
Вот почему распятие Спасителя, Его пребывание на Голгофе сопровождалось такой реакцией народа, который ликовал по поводу Его смерти. Все верили в то, что распятые — разбойники; не только те, кто одесную и ошуюю, а все, включая Того, Кто посередине. В глазах толпы между ними не было различия, люди считали, что все, в том числе ни в чем не повинный Спаситель, приговорены к позорной смерти законно, согласно строгости римского права и по справедливой воле прокуратора.
А что же получилось? Через страдания, через уничижения, через крест миру была явлена Божественная слава. И крест не только предмет поклонения, но крест есть сила, спасающая человека, и все это — через страдания и смерть, которые Господь Иисус Христос принял на Себя во спасение мира.
Когда размышляешь о жизненном пути Матроны Московской, понимаешь, что вся ее жизнь была крестом. Она родилась слепорожденной, уже предельно ограниченной в своих возможностях. Она была обездвижена, она была лишена всего того, что жизненно необходимо для каждого человека. Чего же можно было ожидать от несчастной, кроме того, что она могла стать, в лучшем случае, объектом нашего сострадания? Но Матрона стала светильником миру, великой Божией угодницей. Всех тех славных и великих, которые жили в ее время, кто-то помнит, кто-то проклинает, кто-то от них отворачивается, а для кого-то это просто сюжеты из нашей истории. А Матрона — предмет поклонения, предмет любви огромного количества людей.
О чем же следует задуматься? Скорби и страдания в жизни Матроны не сопровождались озлоблением, негодованием, ропотом на Бога и на окружающих. Скорбь воспринималась ею как некий удел, дарованный Богом для того, чтобы она прошла своим особенным жизненным путем. И это безропотное восприятие скорби, как бы повторение креста Господня, стало спасительным. Спаситель, ни в чем не повинный, подвергся невероятным скорбям и даже смерти, и Матрона, человек доброй жизни, никогда никому не делавшая зла, подверглась страшному испытанию. От кого? От Самого Бога! Что могло бы последовать? В первую очередь ропот: «Да что ж я такого сделала? Я же никому ничего не делала плохого! Да в чем же провинились мои родители?» и так далее. Но ведь ничего подобного не было! Матрона приняла этот крест как некое благословение Божие и в своей скорби обрела великую силу молитвы и любовь к людям.
А разве это не повторение того, что Господь совершил? Конечно, нельзя даже самый великий подвиг самого доброго и святого человека сравнить со спасительным жертвенным подвигом Спасителя, но подражание тому подвигу, несомненно, присутствовало в жизни святой старицы Матроны. Быть может, мы потому и храним молитвенную память о ней? Может быть, потому и прибегаем к ее раке с уверенностью, что она поможет? И ведь помогает — может быть, именно потому, что прожила страстотерпческую жизнь, не отвернувшись от Господа, не похулив Его, но с благодарением Богу приняв тяжелый жребий и в своих скорбях достигнув великой святости — такой, что признавалась еще при ее жизни многими и многими людьми, которые уже тогда приходили к ней за помощью, за советом, с просьбами о молитве.
Вот в чем заключается для нас замечательный пример святой праведной Матроны — для нас, людей старшего поколения, почти современницы. Пример человека, живущего в столице огромного государства в самые трудные времена атеистических гонений; пример смиренной, отдавшейся послушанию воле Божией русской женщины, которая страданиями своими, безропотным восприятием скорби стяжала в сердце любовь к людям — такую, что к ней потянулись тысячи, как тысячи тянутся и сегодня.
Святая праведная Матрона Московская являет очень яркий и сильный пример того, как крест Христов, символ страдания, становится орудием спасения. А может быть, это еще и проповедь, обращенная ко всем нам? Может быть, это обращение ко всем, кто скорбит, кто сегодня в тяжелом состоянии, душевном или физическом, кто ищет ответа на вопрос: «За что же, Господи? Почему мои соседи живут лучше? Почему у меня так все плохо? Почему мне ниспосылаются скорби? За что? За что? Господи, помоги!» Так вот, воспоминания о Матроне — это ответ нам с вами, тем, кто ищет у Господа ответа на вопрос «Почему мне все это досталось? Почему я скорблю, а кто-то другой радуется?» Никогда не надо сравнивать себя ни с кем другим! У каждого свой путь! Ведь не сравнивала себя с другими слепая Матрона, ставшая угодницей всея Руси, Божией угодницей.
Страдания открывают возможность идти двумя путями — по пути жизни или по пути смерти. Путь смерти — это озлобление, это ропот на людей и на Бога, это отчуждение от людей, это постоянное недовольство своей жизнью, это постоянное чувство зависти. А другой путь — путь приятия скорби как воли Божией. Ведь скорбь, особенно связанная с болезнями, не зависит от нас, от нашей воли, от нашего желания, она посылается свыше. И когда уж очень трудно становится тому, кто болеет, когда очень хочется сказать «какой же я несчастный» или «какая я несчастная», тогда особенно нужно вспомнить о великом подвиге святой Матроны, о том, что она никогда не роптала, никогда никого не осуждала, никогда никому не завидовала.
Примеры святых даются нам для того, чтобы мы становились сильнее. Можно приходить в эту обитель и просить матушку Матрону о чем-то своем — чтобы в институт помогла поступить, квартиру обменять, еще что-то. Мы знаем, что с такими просьбами сюда приходят, и знаем, что Матрона помогает. Но, может быть, в первую очередь нужно молиться ей о том, чтобы она дала нам духовную силу, силу веры, способность преодолевать скорби и болезни без ропота, во спасение души, а не в погибель. И тогда святая Матрона действительно поможет каждому из нас в самых трудных жизненных обстоятельствах не потерять веру, сохранить благодарение Господу и строить свою жизнь в соответствии с Божиим о нас замыслом.
Молитвами святой праведной Матроны Московской да укрепит Господь всех страждущих, больных, слепых, недугующих, всех тех, кто, выслушав тяжелый диагноз от врачей, теряет всякую надежду. Матрона — молитвенница о всех скорбящих, поэтому сегодня мое слово в первую очередь к тем, кто физически страдает, кто находится в болезнях, в стесненных обстоятельствах, когда и близкие отступают, и охватывает тяжелое чувство одиночества. Молитесь святой праведной Матроне. Она будет с вами, потому что прошла через все это в течение своей земной жизни, и ваша скорбь ей близка, и ваши тяжелые обстоятельства для нее очень близки и понятны. Может быть, потому и приходят в эту обитель люди в таком множестве, потому что Матрона их слышит и, вознося святые молитвы к престолу Божиему, помогает всем просящим.
Молитвами старицы Матроны да укрепит Господь веру православную в нашем народе, особенно в Первопрестольном граде. Да поможет людям колеблющимся оставить всякие колебания и твердо стать на путь спасения, особенно тем, кто в болезни, кто проходит через тяжкие испытания, связанные с потерей зрения или иным ущербом для здоровья. Чтобы эти люди обрели мир душевный, спокойствие и уверенность в том, что ничто не происходит без воли Божией, а значит, и скорбь, данная по таинственной и непонятной для нас причине, несомненно, необходима для спасения каждого, кто страждет. Молитвами святой праведной Матроны Московской да хранит Господь всех нас! Да сохраняет Он и сию святую обитель, в которой бережно оберегается память святой Матроны и возносится к ней горячая молитва.
Призываю благословение Божие на матушку игумению, благодарю ее за многие труды, которые видны большинству паломников и прихожан обители. Дай Бог, чтобы у вас и дальше хватало сил и крепости служить великому делу прославления святой Матроны, через которое многие приобщаются к вере в Господа. Молитвами святой праведной Матроны да хранит Господь всех нас в вере, единстве, любви и сострадании друг к другу, особенно к тем, кто пребывает. в скорбях. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Когда задумываешься о подвиге святой праведной блаженной Матроны Московской, начинаешь понимать особый смысл человеческих страданий. Их подлинный смысл был открыт Самим Спасителем через Его крестную смерть. Невинного со всех точек зрения — закона, обычаев, правил — приговорили к смерти, самой позорной, и распяли вместе с разбойниками. Сейчас нет понятия «позорная казнь» — любая казнь воспринимается как трагедия; а в те времена отношение сильно зависело от того, как человек уходил из жизни. Один способ казни был предназначен рабам, разбойникам, душегубам, другой — римским гражданам; и жестокая, страшная, позорная смерть была уделом разбойников, отребья, тех, кто мучил людей и вызывал всеобщее презрение.
Представим человека, приговоренного сегодня к пожизненному заключению, о ком мы знаем, что этот душегуб убивал детей, взрослых, — конечно, такому нельзя ожидать сочувствия, а некоторые еще и скажут: «жаль, смертную казнь отменили, надо бы и с ним поступить так же, как он губил людей». Подобное отношение было и к тем, кого распинали на крестах, потому что римское право было очень жестким, но справедливым, и уж если римский прокуратор согласился и приговоренного распяли на кресте, значит, туда ему и дорога, сам виноват.
Вот почему распятие Спасителя, Его пребывание на Голгофе сопровождалось такой реакцией народа, который ликовал по поводу Его смерти. Все верили в то, что распятые — разбойники; не только те, кто одесную и ошуюю, а все, включая Того, Кто посередине. В глазах толпы между ними не было различия, люди считали, что все, в том числе ни в чем не повинный Спаситель, приговорены к позорной смерти законно, согласно строгости римского права и по справедливой воле прокуратора.
А что же получилось? Через страдания, через уничижения, через крест миру была явлена Божественная слава. И крест не только предмет поклонения, но крест есть сила, спасающая человека, и все это — через страдания и смерть, которые Господь Иисус Христос принял на Себя во спасение мира.
Когда размышляешь о жизненном пути Матроны Московской, понимаешь, что вся ее жизнь была крестом. Она родилась слепорожденной, уже предельно ограниченной в своих возможностях. Она была обездвижена, она была лишена всего того, что жизненно необходимо для каждого человека. Чего же можно было ожидать от несчастной, кроме того, что она могла стать, в лучшем случае, объектом нашего сострадания? Но Матрона стала светильником миру, великой Божией угодницей. Всех тех славных и великих, которые жили в ее время, кто-то помнит, кто-то проклинает, кто-то от них отворачивается, а для кого-то это просто сюжеты из нашей истории. А Матрона — предмет поклонения, предмет любви огромного количества людей.
О чем же следует задуматься? Скорби и страдания в жизни Матроны не сопровождались озлоблением, негодованием, ропотом на Бога и на окружающих. Скорбь воспринималась ею как некий удел, дарованный Богом для того, чтобы она прошла своим особенным жизненным путем. И это безропотное восприятие скорби, как бы повторение креста Господня, стало спасительным. Спаситель, ни в чем не повинный, подвергся невероятным скорбям и даже смерти, и Матрона, человек доброй жизни, никогда никому не делавшая зла, подверглась страшному испытанию. От кого? От Самого Бога! Что могло бы последовать? В первую очередь ропот: «Да что ж я такого сделала? Я же никому ничего не делала плохого! Да в чем же провинились мои родители?» и так далее. Но ведь ничего подобного не было! Матрона приняла этот крест как некое благословение Божие и в своей скорби обрела великую силу молитвы и любовь к людям.
А разве это не повторение того, что Господь совершил? Конечно, нельзя даже самый великий подвиг самого доброго и святого человека сравнить со спасительным жертвенным подвигом Спасителя, но подражание тому подвигу, несомненно, присутствовало в жизни святой старицы Матроны. Быть может, мы потому и храним молитвенную память о ней? Может быть, потому и прибегаем к ее раке с уверенностью, что она поможет? И ведь помогает — может быть, именно потому, что прожила страстотерпческую жизнь, не отвернувшись от Господа, не похулив Его, но с благодарением Богу приняв тяжелый жребий и в своих скорбях достигнув великой святости — такой, что признавалась еще при ее жизни многими и многими людьми, которые уже тогда приходили к ней за помощью, за советом, с просьбами о молитве.
Вот в чем заключается для нас замечательный пример святой праведной Матроны — для нас, людей старшего поколения, почти современницы. Пример человека, живущего в столице огромного государства в самые трудные времена атеистических гонений; пример смиренной, отдавшейся послушанию воле Божией русской женщины, которая страданиями своими, безропотным восприятием скорби стяжала в сердце любовь к людям — такую, что к ней потянулись тысячи, как тысячи тянутся и сегодня.
Святая праведная Матрона Московская являет очень яркий и сильный пример того, как крест Христов, символ страдания, становится орудием спасения. А может быть, это еще и проповедь, обращенная ко всем нам? Может быть, это обращение ко всем, кто скорбит, кто сегодня в тяжелом состоянии, душевном или физическом, кто ищет ответа на вопрос: «За что же, Господи? Почему мои соседи живут лучше? Почему у меня так все плохо? Почему мне ниспосылаются скорби? За что? За что? Господи, помоги!» Так вот, воспоминания о Матроне — это ответ нам с вами, тем, кто ищет у Господа ответа на вопрос «Почему мне все это досталось? Почему я скорблю, а кто-то другой радуется?» Никогда не надо сравнивать себя ни с кем другим! У каждого свой путь! Ведь не сравнивала себя с другими слепая Матрона, ставшая угодницей всея Руси, Божией угодницей.
Страдания открывают возможность идти двумя путями — по пути жизни или по пути смерти. Путь смерти — это озлобление, это ропот на людей и на Бога, это отчуждение от людей, это постоянное недовольство своей жизнью, это постоянное чувство зависти. А другой путь — путь приятия скорби как воли Божией. Ведь скорбь, особенно связанная с болезнями, не зависит от нас, от нашей воли, от нашего желания, она посылается свыше. И когда уж очень трудно становится тому, кто болеет, когда очень хочется сказать «какой же я несчастный» или «какая я несчастная», тогда особенно нужно вспомнить о великом подвиге святой Матроны, о том, что она никогда не роптала, никогда никого не осуждала, никогда никому не завидовала.
Примеры святых даются нам для того, чтобы мы становились сильнее. Можно приходить в эту обитель и просить матушку Матрону о чем-то своем — чтобы в институт помогла поступить, квартиру обменять, еще что-то. Мы знаем, что с такими просьбами сюда приходят, и знаем, что Матрона помогает. Но, может быть, в первую очередь нужно молиться ей о том, чтобы она дала нам духовную силу, силу веры, способность преодолевать скорби и болезни без ропота, во спасение души, а не в погибель. И тогда святая Матрона действительно поможет каждому из нас в самых трудных жизненных обстоятельствах не потерять веру, сохранить благодарение Господу и строить свою жизнь в соответствии с Божиим о нас замыслом.
Молитвами святой праведной Матроны Московской да укрепит Господь всех страждущих, больных, слепых, недугующих, всех тех, кто, выслушав тяжелый диагноз от врачей, теряет всякую надежду. Матрона — молитвенница о всех скорбящих, поэтому сегодня мое слово в первую очередь к тем, кто физически страдает, кто находится в болезнях, в стесненных обстоятельствах, когда и близкие отступают, и охватывает тяжелое чувство одиночества. Молитесь святой праведной Матроне. Она будет с вами, потому что прошла через все это в течение своей земной жизни, и ваша скорбь ей близка, и ваши тяжелые обстоятельства для нее очень близки и понятны. Может быть, потому и приходят в эту обитель люди в таком множестве, потому что Матрона их слышит и, вознося святые молитвы к престолу Божиему, помогает всем просящим.
Молитвами старицы Матроны да укрепит Господь веру православную в нашем народе, особенно в Первопрестольном граде. Да поможет людям колеблющимся оставить всякие колебания и твердо стать на путь спасения, особенно тем, кто в болезни, кто проходит через тяжкие испытания, связанные с потерей зрения или иным ущербом для здоровья. Чтобы эти люди обрели мир душевный, спокойствие и уверенность в том, что ничто не происходит без воли Божией, а значит, и скорбь, данная по таинственной и непонятной для нас причине, несомненно, необходима для спасения каждого, кто страждет. Молитвами святой праведной Матроны Московской да хранит Господь всех нас! Да сохраняет Он и сию святую обитель, в которой бережно оберегается память святой Матроны и возносится к ней горячая молитва.
Призываю благословение Божие на матушку игумению, благодарю ее за многие труды, которые видны большинству паломников и прихожан обители. Дай Бог, чтобы у вас и дальше хватало сил и крепости служить великому делу прославления святой Матроны, через которое многие приобщаются к вере в Господа. Молитвами святой праведной Матроны да хранит Господь всех нас в вере, единстве, любви и сострадании друг к другу, особенно к тем, кто пребывает. в скорбях. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси