25 мая 2023 года, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Вознесения Господня («Большое Вознесение») в Сторожах, у Никитских Ворот г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.
В Деяниях святых апостолов удивительный момент в истории пришествия в мир Спасителя — Его Вознесение на небо — описывается в очень человеческих, понятных категориях (Деян. 1:1-12). Святые апостолы, конечно, изумились, когда увидели возносящегося к небу Учителя. Но вот некто, явившийся им, говорит: «Что вы, мужи Галилейские, стоите и смотрите на небо?» Господь возносится — непостижимое, чудесное событие; и вдруг такие простые слова: «Ну что же вы смотрите?» А дальше все разъясняется: «Сей Иисус, Который сошел к вам с неба, Который пришел в вашу жизнь, — таким же образом, как Он сейчас возносится на небо, снова придет к вам».
Свидетельство о том, что Господь снова придет, что Он вознесся на небо на время, так вдохновило учеников, что они с радостью, воспевая славословия, покинули гору Елеонскую. Наверное, кто-то ждал, что это случится через несколько дней, может быть, к какому-то празднику, но со временем ожидания скорого возвращения прошли. И Церковь всегда отказывалась от того, чтобы определять время пришествия Спасителя, а когда появлялись некие лжеучителя, которые утверждали, что Господь придет тогда-то и тогда-то, Церковь выступала против подобных лжепророчеств, потому что никто не знает времени, когда Господь явится во славе.
Но это не отменяет самой веры христиан во второе пришествие Господа и Спасителя. А второму пришествию, как свидетельствует учение Церкви, будут предшествовать трудные времена — времена искушений, времена измены Спасителю, времена помрачения сознания людей настолько, что сама вера в Бога будет исключена из их жизни. Как утверждал литературный классик, «человек — это звучит гордо», не поясняя, в чем же смысл этой гордости. Но это человекопоклонение, проникая через разные языческие культы, а потом и через безбожную идеологию, стало разрушать и духовную жизнь нашего народа.
Ныне по милости Божией в народе нашем происходит духовное отрезвление от всех тех ложных учений, заблуждений, которые на какое-то время буквально парализовали сознание людей, заставили их отказаться от веры отцов, от той огромной духовной и культурной традиции, которая питала жизненными соками наш народ, которая действительно возбуждала в народе нашем самые светлые и сильные чувства вплоть до самопожертвования, до положения жизни своей во благо ближнего и во благо Отечества.
Времена, о которых сказали ангелы Божии апостолам, что Христос придет так же, как Он возносится ныне на небо, в какой-то момент наступят, никто не знает когда. Но незнание времени второго пришествия должно держать каждого христианина в состоянии некоего духовного трезвления, способности постоянно отвечать на вопрос, где добро, а где зло. Потому что и сегодня зло нередко рядится в ангела светла (см. 2 Кор. 11:14) и смешивает в сознании людей фундаментальные принципы человеческого бытия настолько, что и различия между добром и злом уже не найти. Бог дал свободу, но что же это за выбор в пользу зла? Это выбор, который ведет человека к гибели, а человеческое общество — к разрушению.
Вот и сегодня мы переживаем особое время нашей истории, которое требует непременной мобилизации всех духовных сил. И как важно сегодня подкреплять нашу жизненную позицию, наши убеждения не только неким политическим прагматизмом, но, в первую очередь, нашими религиозными убеждениями! Мы должны оставаться на светлой стороне истории, на той стороне, которая отрицает превращение греха в одну из допустимых альтернатив человеческого поведения. Нет больше понятия греха в светской философии, а есть вариативность человеческого поведения, то есть человек свободен, и единственное, чего он должен бояться, — это нарушение государственных законов. А разрушение семьи, предательство в браке, отказ от воспитания детей? По какому государственному закону судится в таком случае человек? Он может судиться только по закону совести и по Божественному закону. И Церковь сегодня, как и всегда, но сегодня, может быть, с особенной силой призывает жить по совести: даже если ты не знаешь Священного Писания, если ты человек нерелигиозный, то, по крайней мере, живи по совести. Потому что совесть есть не результат эволюции человеческого сознания, а результат того, что человек есть Божие творение, и никакой эволюцией невозможно объяснить готовность к самопожертвованию. Эволюция предполагает борьбу сильного за выживание, но это закон джунглей, по которому страшно жить. А христианская вера, вошедшая, в том числе, в законодательство, предлагает людям жить не по закону джунглей, а по закону жизни.
И дай Бог, чтобы так устраивалась сегодня наша жизнь, несмотря на тяжелые внешние обстоятельства, через которые мы проходим. Но может быть, прохождение нас как страны, как народа через эти трудные обстоятельства также свидетельствуют о том, что мы на светлой стороне истории? Ведь действительно ополчились многие на Русь Святую — давайте подумаем, а почему? Не потому ли, что мы всё менее походим на тех, кто живет в иных местах, где происходит полное смешение греха и добродетели и, как уже сказано было, вообще исчезло понятие греха?
Сегодняшний день обращает наш взор к будущему, о котором мы знаем через слово Божие, — к явлению Господа и Спасителя, грядущего совершить Свой справедливый суд над каждым из нас. Действительно, праздник Вознесения должен устремлять наш духовный взор в то эсхатологическое будущее, когда каждый из нас предстанет пред лицом Божиим и ответит за свою жизнь. И суд тот будет абсолютно справедливым и неподкупным и предопределит вечное бытие душ наших.
Да поможет нам Господь, укрепляясь в вере православной, возрастать и в способности сопротивляться искушениям и греховным соблазнам века сего. Обращение сегодня множества людей наших к вере православной дает уверенность в том, что Господь не оставил милостью Своею землю Русскую, и верим и надеемся, что Его благим и совершенным промыслом наша историческая жизнь будет зависеть и от нашей веры, и от благочестия, и от нашей молитвы, и от нашей способности совершать добрые дела. И да поможет каждому из нас Господь не сбиться с этого единственно спасительного пути. Да поможет Господь Отечеству нашему в эти времена испытаний сохранить себя, свои идеалы, верность вере своих предков и ту духовную самобытность, которую сегодня многие стремятся ослабить, но которая связывает нас, как якорь, не только с историей гражданской, но и с историей священной, в центре которой всегда была борьба добра со злом, греха с человеческой злобой. И дай Бог, чтобы в этой борьбе, по сути эсхатологической, мы как народ Божий, как Церковь Христова оставались всегда на светлой стороне истории — той стороне, которая питается божественной мудростью и вдохновляется божественной благодатью.
Всех вас, мои дорогие, сердечно поздравляю с великим праздником Вознесения Господня! Милостью Вознесшегося Спасителя и мы с вами да укрепляемся в вере, благочестии и чистоте. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В Деяниях святых апостолов удивительный момент в истории пришествия в мир Спасителя — Его Вознесение на небо — описывается в очень человеческих, понятных категориях (Деян. 1:1-12). Святые апостолы, конечно, изумились, когда увидели возносящегося к небу Учителя. Но вот некто, явившийся им, говорит: «Что вы, мужи Галилейские, стоите и смотрите на небо?» Господь возносится — непостижимое, чудесное событие; и вдруг такие простые слова: «Ну что же вы смотрите?» А дальше все разъясняется: «Сей Иисус, Который сошел к вам с неба, Который пришел в вашу жизнь, — таким же образом, как Он сейчас возносится на небо, снова придет к вам».
Свидетельство о том, что Господь снова придет, что Он вознесся на небо на время, так вдохновило учеников, что они с радостью, воспевая славословия, покинули гору Елеонскую. Наверное, кто-то ждал, что это случится через несколько дней, может быть, к какому-то празднику, но со временем ожидания скорого возвращения прошли. И Церковь всегда отказывалась от того, чтобы определять время пришествия Спасителя, а когда появлялись некие лжеучителя, которые утверждали, что Господь придет тогда-то и тогда-то, Церковь выступала против подобных лжепророчеств, потому что никто не знает времени, когда Господь явится во славе.
Но это не отменяет самой веры христиан во второе пришествие Господа и Спасителя. А второму пришествию, как свидетельствует учение Церкви, будут предшествовать трудные времена — времена искушений, времена измены Спасителю, времена помрачения сознания людей настолько, что сама вера в Бога будет исключена из их жизни. Как утверждал литературный классик, «человек — это звучит гордо», не поясняя, в чем же смысл этой гордости. Но это человекопоклонение, проникая через разные языческие культы, а потом и через безбожную идеологию, стало разрушать и духовную жизнь нашего народа.
Ныне по милости Божией в народе нашем происходит духовное отрезвление от всех тех ложных учений, заблуждений, которые на какое-то время буквально парализовали сознание людей, заставили их отказаться от веры отцов, от той огромной духовной и культурной традиции, которая питала жизненными соками наш народ, которая действительно возбуждала в народе нашем самые светлые и сильные чувства вплоть до самопожертвования, до положения жизни своей во благо ближнего и во благо Отечества.
Времена, о которых сказали ангелы Божии апостолам, что Христос придет так же, как Он возносится ныне на небо, в какой-то момент наступят, никто не знает когда. Но незнание времени второго пришествия должно держать каждого христианина в состоянии некоего духовного трезвления, способности постоянно отвечать на вопрос, где добро, а где зло. Потому что и сегодня зло нередко рядится в ангела светла (см. 2 Кор. 11:14) и смешивает в сознании людей фундаментальные принципы человеческого бытия настолько, что и различия между добром и злом уже не найти. Бог дал свободу, но что же это за выбор в пользу зла? Это выбор, который ведет человека к гибели, а человеческое общество — к разрушению.
Вот и сегодня мы переживаем особое время нашей истории, которое требует непременной мобилизации всех духовных сил. И как важно сегодня подкреплять нашу жизненную позицию, наши убеждения не только неким политическим прагматизмом, но, в первую очередь, нашими религиозными убеждениями! Мы должны оставаться на светлой стороне истории, на той стороне, которая отрицает превращение греха в одну из допустимых альтернатив человеческого поведения. Нет больше понятия греха в светской философии, а есть вариативность человеческого поведения, то есть человек свободен, и единственное, чего он должен бояться, — это нарушение государственных законов. А разрушение семьи, предательство в браке, отказ от воспитания детей? По какому государственному закону судится в таком случае человек? Он может судиться только по закону совести и по Божественному закону. И Церковь сегодня, как и всегда, но сегодня, может быть, с особенной силой призывает жить по совести: даже если ты не знаешь Священного Писания, если ты человек нерелигиозный, то, по крайней мере, живи по совести. Потому что совесть есть не результат эволюции человеческого сознания, а результат того, что человек есть Божие творение, и никакой эволюцией невозможно объяснить готовность к самопожертвованию. Эволюция предполагает борьбу сильного за выживание, но это закон джунглей, по которому страшно жить. А христианская вера, вошедшая, в том числе, в законодательство, предлагает людям жить не по закону джунглей, а по закону жизни.
И дай Бог, чтобы так устраивалась сегодня наша жизнь, несмотря на тяжелые внешние обстоятельства, через которые мы проходим. Но может быть, прохождение нас как страны, как народа через эти трудные обстоятельства также свидетельствуют о том, что мы на светлой стороне истории? Ведь действительно ополчились многие на Русь Святую — давайте подумаем, а почему? Не потому ли, что мы всё менее походим на тех, кто живет в иных местах, где происходит полное смешение греха и добродетели и, как уже сказано было, вообще исчезло понятие греха?
Сегодняшний день обращает наш взор к будущему, о котором мы знаем через слово Божие, — к явлению Господа и Спасителя, грядущего совершить Свой справедливый суд над каждым из нас. Действительно, праздник Вознесения должен устремлять наш духовный взор в то эсхатологическое будущее, когда каждый из нас предстанет пред лицом Божиим и ответит за свою жизнь. И суд тот будет абсолютно справедливым и неподкупным и предопределит вечное бытие душ наших.
Да поможет нам Господь, укрепляясь в вере православной, возрастать и в способности сопротивляться искушениям и греховным соблазнам века сего. Обращение сегодня множества людей наших к вере православной дает уверенность в том, что Господь не оставил милостью Своею землю Русскую, и верим и надеемся, что Его благим и совершенным промыслом наша историческая жизнь будет зависеть и от нашей веры, и от благочестия, и от нашей молитвы, и от нашей способности совершать добрые дела. И да поможет каждому из нас Господь не сбиться с этого единственно спасительного пути. Да поможет Господь Отечеству нашему в эти времена испытаний сохранить себя, свои идеалы, верность вере своих предков и ту духовную самобытность, которую сегодня многие стремятся ослабить, но которая связывает нас, как якорь, не только с историей гражданской, но и с историей священной, в центре которой всегда была борьба добра со злом, греха с человеческой злобой. И дай Бог, чтобы в этой борьбе, по сути эсхатологической, мы как народ Божий, как Церковь Христова оставались всегда на светлой стороне истории — той стороне, которая питается божественной мудростью и вдохновляется божественной благодатью.
Всех вас, мои дорогие, сердечно поздравляю с великим праздником Вознесения Господня! Милостью Вознесшегося Спасителя и мы с вами да укрепляемся в вере, благочестии и чистоте. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси