Вечером 2 марта 2023 года, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.
На протяжении большей части человеческой истории, по крайней мере, той, которая отражена в дошедших до нас исторических текстах, прослеживается отчетливая тенденция, связанная с духовными и интеллектуальными поисками. Своими собственными силами, силами своего разума люди пытались найти смысл жизни. И от того, как та или иная философская школа, те или иные мудрецы отвечали на этот вопрос, зависело умонастроение большого количества людей, а иногда и ценностные ориентиры целой эпохи. Это хорошо можно увидеть из истории человеческой мысли, из античной философии и более поздних философских сочинений. Поиск истины, поиск смысла бытия играл очень важную интеллектуальную и духовную роль в жизни людей, потому что наиболее сильные слова и мысли к ним обращали те, кто сам для себя пытался ответить на этот сложнейший вопрос, — мыслители и философы прошлого.
Вот и сейчас люди нередко ищут некий смысл жизни. Казалось бы, уже все позади — итогом человеческих исканий стало огромное количество философских, а теперь и политических текстов, которые позволяют выбрать некую жизненную модель и связать с ней свое понимание цели бытия. Так ведь нет! До сих пор смысл жизни остается для многих загадкой, и существуют разные ответы на этот вопрос. И, наверное, самое убедительное доказательство истинности христианства и Божественного происхождении нашей веры — это тот факт, что во Христе мы находим ответ на вопрос о смысле жизни. И не столько даже в христианской философии, сколько в самом образе Господа и Спасителя, в Его словах, запечатленных в Евангелии. Становится ясно, что главной целью для человека является почитание Бога. «Я твой Бог», — с этой заповедью Господь обратился к древнему Израилю, потребовав, чтобы Его почитали, и этой верой спасался Израиль.
Это и есть главная ценность человеческая, которая служила духовному подъему, как и процветанию в личной, общественной жизни, — когда люди пытались строить свою жизнь в соответствии с Божественными замыслами. Но и до сегодняшнего дня именно с этим христианским целеполаганием жизни ведется скрытая, но реальная борьба. Через современную псевдокультуру, через отрицание Бога на философском и практическом уровнях, через многое другое, что может увести наше сознание от вопроса о Божественном присутствии в человеческой истории и в личности каждого. И все мы являемся свидетелями этой борьбы — не столько на страницах философских книг, сколько в быту, на практике, в массовой культуре, которая формируется без всякого участия духовного фактора и ориентирует на исключительно утилитарный, потребительский образ жизни.
И ведь все это происходит в XXI веке! Насколько же удивителен этот мировоззренческий разрыв между лучшими людьми древности, которые ставили перед собой важнейшие вопросы бытия, и нашими современниками, чья мысль ориентирована в первую очередь на создание благополучных и комфортных условий жизни!
Правда, не все так плохо, потому что и в наше время у многих пробуждается потребность бороться за справедливость, защищать слабых и даже жертвовать собой — именно потому, что совесть человека есть голос Божий. Перед нами много примеров самопожертвования. Мы не знаем, что происходит где-то далеко за рубежами нашей Родины, но знаем, что многие наши братья и сыновья отдают сегодня жизнь за ближних своих, утверждая это абсолютно не материалистическое отношение к жизни.
Действительно, безбожное материалистическое отношение предполагает, что этой жизнью все кончается, а потому физическая жизнь рассматривается как высшая ценность. И все были бы в этом убеждены, если бы в душе человека не было того, что посеяно Самим Господом, — веры в бессмертие, веры в Бога, иногда неосознанной, рационально не сформулированной, но присутствующей в совести, в глубине нашей души. Именно это чувство Божественного присутствия меняет людей, так что и в наш просвещенный, технически продвинутый век пробуждаются настолько сильные чувства, что человек обретает способность жизнь свою положить за ближних своих.
И мы видим, как многие и многие становятся сегодня героями на поле брани, потому что жизни своей не жалеют ради Родины, ради своих родных и близких, ради ценностей, которые отстаивает сегодня России. Имею в виду не какие-то политические принципы — имею в виду те духовно-нравственные ценности, которые сегодня стали нашими национальными ценностями. Удивительно: в то время, когда в иных странах еще идут поиски чего-то, нам ничего искать не надо. Глубоко убежден: мы все нашли, и не в книгах заморских философов, а в самой истории нашего народа, нашей вере, нашем непростом, подчас трагическом, но таком глубоком опыте, который передается из поколения в поколение. Другими словами, вера в Бога, вера в бессмертие не ослабевает, хотя все силы брошены на то, чтобы люди отвернулись от самой идеи Бога, потеряли веру и забыли свое предназначение.
Конечно, жизнь сейчас протекает в очень непростых условиях. Но, может быть, никогда так не обостряются религиозные чувства, как в ситуации, когда перед человеком стоит вопрос выбора жизни или смерти. Когда человеку предстоит решать — подняться ли в атаку, защищая свою Родину, своих близких, своих товарищей, или отлежаться там, где пуля не достанет.
Сегодня действительно особый период нашей отечественной истории. И для того чтобы мы все поняли, что это так, нам, верующим людям, которые по возрасту, по положению, по полу не могут участвовать в этих судьбоносных событиях, нужно очень сильно молиться за Отечество наше, за Президента нашего, за народ наш, за тех, кто с оружием в руках защищает духовные ценности Святой Руси.
И будем верить, что Господь приклонит милость свою, и скажу еще и еще раз: все, что происходит, мы должны воспринимать не как люди, не верящие в Бога и не понимающие логику развития, часто таинственную, человеческого бытия. Таинственную — потому что это развитие определяется Богом, и мы должны с доверием к Господу относиться к тому, что с нами происходит, принимая из Его рук Его благую волю.
Да поможет Господь всем нам в это непростое время укрепиться в вере. А что значит укрепиться в вере? Это значит, что вера не должна быть на периферии нашей жизни. Невозможно бόльшую часть жизни проводить как человек, который и в Бога не верует, а лишь в момент испытаний либо в силу народных обычаев заходит в храм — помолиться или просто поприсутствовать. Сегодня мы должны действительно возродить наше религиозное чувство.
Я сейчас обращаюсь даже не столько к вам, мои дорогие, кто стоит в этом храме, — ведь если бы не было у вас этого чувства, вы бы здесь не стояли. Я обращаю эти слова ко многим и многим нашим соотечественникам, которые еще не открыли для себя дорогу к храму, которые еще не почувствовали присутствие Божией благодати в их жизни, которые еще не поняли, что такое сила молитвы. И очень надеюсь, что, может быть, в нынешних обстоятельствах, как это бывало в прошлые трудные периоды нашей истории, люди найдут дорогу к храму, обретут радость общения с Богом.
Сегодня наша молитва об укреплении, сохранении и благополучии нашего Отечества. О властях и воинстве, о Церкви нашей и о каждом из нас, о каждом православном человеке, который сегодня должен по-особенному отнестись к своему призванию быть членом Церкви. Еще и еще раз: каждый из нас должен вспомнить, что нет веры без любви, нет веры без добрых дел, и, соединяя любовь к ближнему со свершением добрых дел, мы и сами будем возрастать в вере православной и, несомненно, укреплять спасительную веру среди наших современников.
Да хранит всех нас Господь! Да благословит Он Отечество наше, власти и воинство наше, да поможет в решении всех тех сложных проблем, которые сегодня перед всеми нами стоят! Да благословит Господь каждого взыскующего Его истины, Его правды и Его милости! Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
На протяжении большей части человеческой истории, по крайней мере, той, которая отражена в дошедших до нас исторических текстах, прослеживается отчетливая тенденция, связанная с духовными и интеллектуальными поисками. Своими собственными силами, силами своего разума люди пытались найти смысл жизни. И от того, как та или иная философская школа, те или иные мудрецы отвечали на этот вопрос, зависело умонастроение большого количества людей, а иногда и ценностные ориентиры целой эпохи. Это хорошо можно увидеть из истории человеческой мысли, из античной философии и более поздних философских сочинений. Поиск истины, поиск смысла бытия играл очень важную интеллектуальную и духовную роль в жизни людей, потому что наиболее сильные слова и мысли к ним обращали те, кто сам для себя пытался ответить на этот сложнейший вопрос, — мыслители и философы прошлого.
Вот и сейчас люди нередко ищут некий смысл жизни. Казалось бы, уже все позади — итогом человеческих исканий стало огромное количество философских, а теперь и политических текстов, которые позволяют выбрать некую жизненную модель и связать с ней свое понимание цели бытия. Так ведь нет! До сих пор смысл жизни остается для многих загадкой, и существуют разные ответы на этот вопрос. И, наверное, самое убедительное доказательство истинности христианства и Божественного происхождении нашей веры — это тот факт, что во Христе мы находим ответ на вопрос о смысле жизни. И не столько даже в христианской философии, сколько в самом образе Господа и Спасителя, в Его словах, запечатленных в Евангелии. Становится ясно, что главной целью для человека является почитание Бога. «Я твой Бог», — с этой заповедью Господь обратился к древнему Израилю, потребовав, чтобы Его почитали, и этой верой спасался Израиль.
Это и есть главная ценность человеческая, которая служила духовному подъему, как и процветанию в личной, общественной жизни, — когда люди пытались строить свою жизнь в соответствии с Божественными замыслами. Но и до сегодняшнего дня именно с этим христианским целеполаганием жизни ведется скрытая, но реальная борьба. Через современную псевдокультуру, через отрицание Бога на философском и практическом уровнях, через многое другое, что может увести наше сознание от вопроса о Божественном присутствии в человеческой истории и в личности каждого. И все мы являемся свидетелями этой борьбы — не столько на страницах философских книг, сколько в быту, на практике, в массовой культуре, которая формируется без всякого участия духовного фактора и ориентирует на исключительно утилитарный, потребительский образ жизни.
И ведь все это происходит в XXI веке! Насколько же удивителен этот мировоззренческий разрыв между лучшими людьми древности, которые ставили перед собой важнейшие вопросы бытия, и нашими современниками, чья мысль ориентирована в первую очередь на создание благополучных и комфортных условий жизни!
Правда, не все так плохо, потому что и в наше время у многих пробуждается потребность бороться за справедливость, защищать слабых и даже жертвовать собой — именно потому, что совесть человека есть голос Божий. Перед нами много примеров самопожертвования. Мы не знаем, что происходит где-то далеко за рубежами нашей Родины, но знаем, что многие наши братья и сыновья отдают сегодня жизнь за ближних своих, утверждая это абсолютно не материалистическое отношение к жизни.
Действительно, безбожное материалистическое отношение предполагает, что этой жизнью все кончается, а потому физическая жизнь рассматривается как высшая ценность. И все были бы в этом убеждены, если бы в душе человека не было того, что посеяно Самим Господом, — веры в бессмертие, веры в Бога, иногда неосознанной, рационально не сформулированной, но присутствующей в совести, в глубине нашей души. Именно это чувство Божественного присутствия меняет людей, так что и в наш просвещенный, технически продвинутый век пробуждаются настолько сильные чувства, что человек обретает способность жизнь свою положить за ближних своих.
И мы видим, как многие и многие становятся сегодня героями на поле брани, потому что жизни своей не жалеют ради Родины, ради своих родных и близких, ради ценностей, которые отстаивает сегодня России. Имею в виду не какие-то политические принципы — имею в виду те духовно-нравственные ценности, которые сегодня стали нашими национальными ценностями. Удивительно: в то время, когда в иных странах еще идут поиски чего-то, нам ничего искать не надо. Глубоко убежден: мы все нашли, и не в книгах заморских философов, а в самой истории нашего народа, нашей вере, нашем непростом, подчас трагическом, но таком глубоком опыте, который передается из поколения в поколение. Другими словами, вера в Бога, вера в бессмертие не ослабевает, хотя все силы брошены на то, чтобы люди отвернулись от самой идеи Бога, потеряли веру и забыли свое предназначение.
Конечно, жизнь сейчас протекает в очень непростых условиях. Но, может быть, никогда так не обостряются религиозные чувства, как в ситуации, когда перед человеком стоит вопрос выбора жизни или смерти. Когда человеку предстоит решать — подняться ли в атаку, защищая свою Родину, своих близких, своих товарищей, или отлежаться там, где пуля не достанет.
Сегодня действительно особый период нашей отечественной истории. И для того чтобы мы все поняли, что это так, нам, верующим людям, которые по возрасту, по положению, по полу не могут участвовать в этих судьбоносных событиях, нужно очень сильно молиться за Отечество наше, за Президента нашего, за народ наш, за тех, кто с оружием в руках защищает духовные ценности Святой Руси.
И будем верить, что Господь приклонит милость свою, и скажу еще и еще раз: все, что происходит, мы должны воспринимать не как люди, не верящие в Бога и не понимающие логику развития, часто таинственную, человеческого бытия. Таинственную — потому что это развитие определяется Богом, и мы должны с доверием к Господу относиться к тому, что с нами происходит, принимая из Его рук Его благую волю.
Да поможет Господь всем нам в это непростое время укрепиться в вере. А что значит укрепиться в вере? Это значит, что вера не должна быть на периферии нашей жизни. Невозможно бόльшую часть жизни проводить как человек, который и в Бога не верует, а лишь в момент испытаний либо в силу народных обычаев заходит в храм — помолиться или просто поприсутствовать. Сегодня мы должны действительно возродить наше религиозное чувство.
Я сейчас обращаюсь даже не столько к вам, мои дорогие, кто стоит в этом храме, — ведь если бы не было у вас этого чувства, вы бы здесь не стояли. Я обращаю эти слова ко многим и многим нашим соотечественникам, которые еще не открыли для себя дорогу к храму, которые еще не почувствовали присутствие Божией благодати в их жизни, которые еще не поняли, что такое сила молитвы. И очень надеюсь, что, может быть, в нынешних обстоятельствах, как это бывало в прошлые трудные периоды нашей истории, люди найдут дорогу к храму, обретут радость общения с Богом.
Сегодня наша молитва об укреплении, сохранении и благополучии нашего Отечества. О властях и воинстве, о Церкви нашей и о каждом из нас, о каждом православном человеке, который сегодня должен по-особенному отнестись к своему призванию быть членом Церкви. Еще и еще раз: каждый из нас должен вспомнить, что нет веры без любви, нет веры без добрых дел, и, соединяя любовь к ближнему со свершением добрых дел, мы и сами будем возрастать в вере православной и, несомненно, укреплять спасительную веру среди наших современников.
Да хранит всех нас Господь! Да благословит Он Отечество наше, власти и воинство наше, да поможет в решении всех тех сложных проблем, которые сегодня перед всеми нами стоят! Да благословит Господь каждого взыскующего Его истины, Его правды и Его милости! Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси