Деятельность сотрудников органов внутренних дел практически всегда связана с разрешением проблемы борьбы добра и зла, реализацией идеи справедливости. Отсюда вытекают и высокие требования к их духовно-нравственному потенциалу. Прежде всего, это чувство долга и патриотизма, развитие профессиональной чести и достоинства, уважение к человеку, его правам и свободам. При создании этого фундамента, на котором должна строиться профессиональная деятельность сотрудников полиции, на первый план выдвигается работа по формированию внутренней духовности каждого сотрудника.
С целью решения этой немаловажной задачи осенью прошлого года было подписано соглашение о сотрудничестве между Главным управлением МВД России по Московской области и епархиями Московской митрополии Русской Православной Церкви. Надо сказать, что принятое соглашение имеет важное значение не только для правоохранителей, но и для всех жителей Московского региона. С той непростой криминогенной обстановкой, которая у нас сегодня наблюдается, одним правоохранительным органам, без поддержки их со стороны различных социально-общественных и религиозных организаций, не справиться.
Понимая эту трудность, Святая Церковь во все времена своего служения стояла всегда рядом с представителями закона и вносила свою лепту в становление и развитие правильного благоустроения гражданского общества. Их работу объединяла одна цель. Если для министерства основной девиз: «Служа закону - служим народу», то Церковь в своей деятельности руководствуется заповедями Божьими - Законами, данными людям Богом, а также апостольским наставлением «Измите злаго от вас самех» (1Кор. 5,13). Таким образом, Церковь с МВД делает, по сути, общее дело, значит, они - союзники и сотрудники. Правоохранительные органы стоят на страже Конституции, других законов, обеспечивая их соблюдение гражданами страны. Церковь также создана и существует на основании Закона, данного Творцом в Его заповедях. Некоторые люди норовят обойти или нарушить законы. Правоохранительные органы призваны контролировать их исполнение и пресекать попытки нарушения. Законы, данные Богом-Творцом, казалось бы, намного проще, и их гораздо меньше: заповедей Моисея, например, всего десять. Но человечество не исполняет и их. Следствием этого является грех. Грех - это когда беззаконие вступает в противоречие с замыслом Творца и грозит разрушить гармонию мира. Люди, преступившие закон, прежде нарушают законы общечеловеческие и Божьи. Разве не нарушение заповеди «Почитай отца твоего и мать твою» часто является первым шагом на пути к совершению преступления? Разве не зависть, являющаяся следствием нарушения заповеди «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего... ничего, что у ближнего твоего», ведет к совершению кражи, разбоя, насилия? Поэтому и получается, что Церковь является тем нравственным ориентиром, который помогает людям не совершать греха, не нарушать порядок, установленный Богом и государством. Отсюда становится ясным насколько важна профилактическая работа Церкви, ее деятельность в области созидания здорового, основанного на традиционном культурном наследии и духовно-нравственных принципах гражданского общества.
В настоящее время продолжается поиск оптимального правового режима взаимоотношений религиозных объединений с государством, что в особенности относится к Русской Православной церкви как ведущей конфессии нашей страны. Сотрудничество между Церковью и МВД России - давняя и великая традиция, где свято выражение о том, что патриотизма без духовности не бывает. Отсюда возникает необходимость обращения к историческому опыту взаимодействия государства и Православной Церкви.
Формирование отношений между Русской Церковью и МВД России имеет глубокие исторические корни. МВД Российской империи - одно из важнейших звеньев государственного аппарата, созданного в ходе реформ начала XIX века. МВД с момента образования участвовало в решениях широкого круга вопросов, касавшихся разных сторон экономической, политической, общественной и духовной жизни страны. Ведь с уничтожением на Руси патриаршества при Петре I Церковь потеряла свое независимое положение, став частью государственного аппарата или превратившись, по термину одного из видных исследователей русской истории Ричарда Пайпса, в «служанку государства». Наряду с системой образования и цензурой она стала мощным орудием нравственного воспитания населения Российской империи и идеологического контроля. Эти функции осуществлялись при посредстве разветвленного аппарата церковного управления. Непосредственно церковными делами управлял Святейший правительственный Синод. Его членов - церковных иерархов и обер-прокурора, фактически возглавлявшего Синод, назначал император. Синод представлял собой фактически орган отраслевого государственного управления, своего рода министерство по делам Русской Православной Цекрви; делами других конфессий - христианских, но не православных (католической, протестантской и т.д.), а также мусульманской, иудейской, буддийской и др. ведал департамент духовных дел МВД.
Вся территория страны делилась на церковные округа - епархии, как правило, совпадавшие с губерниями, которыми управляли архиереи (епископы). Низшей административно-церковной единицей был церковный приход с приходским священником и штатом его помощников (дьяконов и церковных служителей). Приходской священник являлся нравственным наставником и воспитателем прихожан, неким таким моральным арбитром в их взаимоотношениях и семейных делах.
Но роль Церкви не ограничивалась отправлением одних лишь богослужений и проповедничеством. В Основных законах, утвержденных еще императором Павлом I, говорилось, что «христианская православная вера есть первенствующая и господствующая, а император, яко Христианский Государь, есть Верховный Защитник и Хранитель догматов господствующей веры и Блюститель правоверия и всякого в Церкви святого благочиния». Лишь отказ государя от православия мог освободить его российских подданных от присяги ему на верность.
Положения государственной религии предопределяло и возложение на церковь ряда государственных функций, а также финансирование ее из государственного бюджета. При поступлении на государственную службу (как военную, так и гражданскую) обязательна была религиозная присяга. На Церковь возлагалось ведение актов гражданского состояния, брак был религиозным и заключался с последующей его регистрацией в Церкви.
В России преступления против веры стояли на первом месте в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных и рассматривались как тяжелые государственные преступления.
Во всех учебных заведениях от начальных народных училищ до университетов обязательным было преподавание Закона Божия. Церковь содержала свои начальные церковно-приходские школы для низших слоев народа, а ассигнования на них шли из государственного бюджета. Церковь играла важнейшую роль в руководстве системой просвещения.
На Церковь возлагались и некоторые функции полицейского надзора, поскольку для всех подданных православного вероисповедания обязательна была регулярная исповедь перед священником. Свидетельство об исповеди обязательно требовалось перед поступлением на государственную службу, получении заграничного паспорта и т.д. Но в правиле о тайне исповеди было исключение: если священнику на исповеди становится известно о готовившемся государственном преступлении, он был обязан сообщить об этом властям. Свидетельство об исповеди фактически являлось справкой о благонадежности.
На рубеже XIX-XX вв. можно выделить несколько основных аспектов взаимодействия Церкви и МВД. Прежде всего душепопечительство. В тот период продолжается традиция, когда на территории тюрем открываться храмы. Священники, ведя душеспасительные беседы, помогали осужденным пережить испытания в заключении, готовили их к жизни на свободе, делая более терпимыми и законопослушными. Миссионеры - проповедники в каторжных тюрьмах проводили беседы с политическими и уголовными преступниками.
Руководство системы МВД понимало, что Церковь оказывала всяческую поддержку государству в борьбе с преступностью и беззаконием. Оно пыталось поддерживать тесное взаимодействие с Церковью.
В начале XX века МВД поручена разработка законодательных актов, которые ускорили бы проведение церковной реформы. Было принято: Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года, Уголовное уложение 1903 года, в которых большое внимание уделялось ответственности, наступающей за преступления против веры, об отступлении от веры, за ересь и раскол. Эти законодательные акты также определяли ответственность за осквернение сакральных мест, непристойное поведение, а также за несанкционированное изготовление и продажу писанных, гравированных и резных икон.
После революции 1917 года и смены политической власти в России, когда господствующая парадигма государственного управления и общественного устроения была заменена совсем другой системой взглядов и ценностей, Церковь была отделена от государства и взаимоотношений с МВД «канули в Лету».
Лишь в 90-е годы прошлого столетия исторический опыт тесного взаимодействия Русской Православной Церкви с правоохранительными органами, был принят на рассмотрение руководством. Учитывая возросший объем и значение решаемых задач по взаимодействию с Вооруженными Силами РФ, структурами МВД РФ и других силовых государственных ведомств, Священный Синод Русской Православной Церкви в 1995 году создал отдел Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями.
Особенно активно взаимодействие Церкви и МВД развивалось в годы первого чеченского кризиса 1994-1996 годов и контртеррористической операции, когда многие сотрудники направлялись в служебные командировки на Северный Кавказ. Тогда не по настоянию Церкви, но по предложению милицейского руководства, выражающего волю и желание своих подчиненных, была заложена основа для дальнейшего сотрудничества.
Кроме того, после падения «железного занавеса» в нашу страну хлынул огромный поток иностранных проповедников, которые, зачастую вербовали в ряды своих адептов отнюдь не на их духовное совершенствование. Это было обусловлено в значительной мере деморализацией, духовным голодом и криминализацией населения, происходящими в связи с распадом партийно-идеологической государственной структуры и, с другой стороны, забвением многовековых народных традиций. Пытаясь повлиять на отмеченные негативные процессы, многие отечественные идеологи, политики и журналисты приветствовали и стимулировали появление массы духовных иностранных проповедников и «учителей» для быстрого привлечения населения, в частности молодежи, к каким-то приемлемым принципам и правилам поведения. Зарубежные стадионные (и часто богатые) проповедники представлялись активными, красноречивыми, современными и привлекательными, способными умело общаться с массами. Только благодаря оперативности правоохранительных органов в законодательную базу страны был введен такой термин как «тоталитарная секта». Опасность тоталитарных сект вытекала из криминальных наклонностей их внутренней жизни, зомбирования своих членов, форм действий против традиционных религий и других сект, методов вербовки новообращенных. Такие секты как «Белое Братство», «Аум Синрикё» и др. несли опасность не меньшую, чем криминальные группировки. Поэтому нельзя не отметить важность деятельности органов внутренних дел в регулировании духовно-религиозных учреждений в России в начале 90-х годов и блокировании деятельности на ее территории тех тоталитарных сект, которые ставили под угрозу здоровье нации и безопасность государства.
К сожалению, сотрудники ОВД не обладают достаточными знаниями особенностей сект и их тоталитарных форм. Более того, они мало знают о традиционных религиозных конфессиях, у которых сложились устойчивые и конструктивные правовые отношения с государством. Это затрудняет своевременное распознавание сектантов. Сотрудники ОВД редко консультируются с представителями РПЦ по вопросам специфики сект. Проникновение сектантов или их сторонников в ОВД также опасно. Для того чтобы сформировать духовную культуру сотрудников полиции. необходима помощь Церкви.
Здесь нельзя не сказать, что в свете последних военных событий Русская Церковь, в лице ее Предстоятеля Святейшего Патриарха Кирилла, очень обеспокоена распространением язычества среди спецназовцев. Приведу его слова: "Когда мы стали получать информацию о том, что среди спортсменов сейчас становятся популярными некоторые языческие воззрения, то вначале отнеслись к этому как к некой странности, абсолютному исключению из правил. А потом, после того как был собран большой объем информации, мы поняли, что как в спортивной среде, так и среди военнослужащих, особенно тех, которые работают в сфере специальных операций (где присутствует постоянный риск для жизни), становятся популярными среди определенной части спортсменов и военнослужащих языческие идеи, идеи, проистекающие из языческого отношения к человеку". На это, подчеркнул он, нельзя смотреть безразлично. Потому что спортсмены и участвующие "в опасных для жизни военных операциях защитники Отечества" нуждаются в духовной поддержке. К тому же если они будут "мотивировать себя языческим мировоззрением, языческими культами", то "ничего хорошего из этого не выйдет". Как отметил Патриарх, бездействие со стороны Церкви приводит к тому, что пропаганда здорового образа жизни "нередко превращается в возрождение языческих культов, в том числе языческого отношения к человеческому телу".
Особую тревогу как у Русской Православной Церкви, так и у МВД России вызывают такие явления, как терроризм, экстремизм, коррупция, наркомания, безнравственность, рост беспризорности и правонарушений со стороны несовершеннолетних; а также другие негативные тенденции, основанные на ложном понимании свободы и прав человека как вседозволенности и распущенности.
В 90-е годы на внутренней территории России зарождается такое страшное явление как терроризм. Благодаря работе правовых институтов и Министерства Внутренних Дел России в отдельную уголовную статью и ответственность вводится такое преступление как «террористический акт». Особая опасность терроризма обусловлена тем, что совершение даже единичных актов наносит серьезный вред жизненно важным интересам отдельной личности, общества и государства. Посягая на высшую ценность любого цивилизованного общества - человеческие жизни, террористы получают реальную возможность оказания преступного воздействия на такое общество, на население региона или страны, органы государственной власти и управления с целью принятия ими незаконных решений.
Улучшение координации и повышение эффективности совместных усилий в решении таких социально значимых вопросов, как противодействие терроризму, экстремизму, детской преступности, поставлены в основные задачи совместного Соглашения о сотрудничестве между Русской Православной Церкви и Министерством Внутренних Дел России. Церковь берет на себя попечение о духовно-нравственном просвещении сотрудников ОВД. курсантов училищ, солдат срочной службы, а также морально-психологическую реабилитацию сотрудников. для которых выполнение служебного долга связано с работой в экстремальных условиях.
Современная законодательная правовая база и уровень церковно-государственных отношений позволили создать условия для церковного окормления военнослужащих и членов их семей практически во всех военных гарнизонах, воинских частях и подразделениях. Совершенствование работы правоохранительных органов, обеспечение безопасности граждан. охрана их личности, прав и законных интересов от преступных посягательств, укрепление степени доверия граждан к законодательным и исполнительным органам власти - важнейшая государственная задача и один из основных приоритетов внутренней государственной политики в России.
Как утверждал Заместитель Председателя Совета Федераций Федерального Собрания РФ Александр Порфирьевич Торшин, в условиях обострения криминогенной обстановки в стране особенно актуальными являются проблемы состояния духовности, нравственности и культуры граждан. Все это происходит на фоне падения в обществе рейтинга и престижа службы в органах внутренних дел, доверия населения к их работе... необходимо определить пути развития духовности и укрепления нравственности в органах внутренних дел. возродить традиции формирования у сотрудников МВД чести, совести доброты, милосердия и сострадания, без которых добиться эффективности борьбы с преступностью и восстановления справедливости в обществе довольно сложно.
Подобной мысли придерживался и Председатель Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Александрович Попов, когда говорил, что обращение к духовным, культурным, религиозным традициям при реализации мер по повышению авторитета органов внутренних дел - одна из основных задач, которая стоит перед современным российским обществом.
Сотрудничество МВД России с Церковью позволит использовать мощный духовный потенциал, которым обладает православие, для зашиты культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций, что. несомненно, будет способствовать укреплению стабильности, преодолению угрозы духовной деградации народа и снижению уровня преступности в стране.
Практически во всех регионах нашей страны представители духовенства являются постоянными участниками мероприятий по профилактике правонарушений и содействию правоохранительным органам. Служители религиозных конфессий при совершении религиозных обрядов, молебнов, чтении проповедей, проведении массовых религиозных мероприятий акцентируют внимание на духовно-нравственных аспектах социальной практики, нетерпимости к нарушению норм морали и права, напоминают прихожанам о необходимости соблюдения правил дорожного движения. Кстати, очень интересную информацию приводит ГИБДД в Башкортостане. Речь идет о молитве, которую читают представители духовенства на опасных участках дорог, где произошло то или иное ДТП. Так, в Благоварском районе на границе с Буздякским районом перед мостом есть аварийный участок, на котором каждый год погибало по пять человек. ДТП всегда были. Но после приглашения духовенства и совершения ими молитв в этом месте, на этом участке уже третий год нет никаких ДТП.
Актуальной остается сегодня для органов внутренних дел проблема духовно-нравственной и психологической реабилитации лиц, выполнявших оперативно-служебные задачи в экстремальных условиях, а также членов их семей. В целях ее преодоления проводятся богослужения и иные религиозные обряды для убывающих в служебные командировки по выполнению боевых заданий сотрудников органов внутренних дел, в самих горячих точках и зонах вооруженных конфликтов. Творческие коллективы религиозных организаций выступают в госпиталях, больницах, подразделениях органов внутренних дел, воинских частях внутренних войск.
Анализ отдельных сторон жизни и деятельности ОВД на этапах их развития убедительно подтверждает объективное проявление идейно-воспитательной функции ритуалов ОВД (в том числе возрождающихся ритуалов религиозного характера). Занимаясь разработкой программы подготовки кадров. МВД России обратилось к дореволюционному историческому опыту воспитания на основе религиозных традиций и воинских ритуалов.
Ритуал принятия присяги занимал особое место в системе как воинских ритуалов, так и ритуалов ОВД в XIX веке. Присяга, или торжественный обет, давалась каждый раз при вступлении на престол нового государя. Присягая, офицеры, солдаты, государственные служащие ОВД клялись в верности новому монарху и Отечеству в беспрекословном повиновении начальству. Созданные на основе воинских ритуалов, с учетом православной религии, ритуалы органов внутренних дел имели свою специфическую направленность - служение престолу и Отечеству в поддержании не только внутреннего порядка, но и политической благонадежности граждан. Ритуалы стали неотъемлемой и необходимой составляющей идейно-нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел, верных профессиональному долгу, службе на благо Отечества.
Многие современные ритуалы ОВД, как и воинские ритуалы, взяты из прошлого. Рукопожатия, поклоны, гербы и гимны, знамена и ордена, парадные и траурные шествия - сколько форм далекого прошлого вошло в нашу жизнь, обретя в ней совершенно новое значение.
Современные данные свидетельствуют о большем значении эмоционального воздействия ритуалов. Так. опрос, проведенный в лицее милиции, показывает. что самым ярким ритуалом за время учебы кадеты (более 90% личного состава) считают принятие заповедей кадета, происходившее в обстановке строгости и торжественности самого ритуала, строгой регламентированности, порядка, а также своеобразного эстетического оформления, в присутствии ветеранов, родных и близких, с выносом Государственного знамени России.
К возрождающемуся признаку ритуалов ОВД относится их духовность, то есть такое состояние личного состава, которое обеспечивает немедленные действия в соответствии с его убеждениями, чувствами и настроениями по предотвращению нарушений правопорядка и закона без дополнительной духовной подготовки. Среди разных идей, руководящих народами, важнейшую роль играли религиозные идеи. Религиозные верования всегда составляли существенный элемент духовных основ общества и, следовательно, занимали большое место в системе нравственного воспитания. Церковь во все времена играла важную роль в жизни слуг государевых. От Византийской империи к княжеским дружинам перешел обычай целовать крест во время присяги; вера служила гарантом исполнения обязательств, данных воином.
В настоящее время необходимы четкие духовно-нравственные установки как самому обществу, так и сотрудникам ОВД. т.е. тем, кто несет главную тяжесть борьбы с преступностью и в силу объективных причин испытывает наибольшее разрушительное преступное влияние.
Православие, являясь важным элементом культуры российского народа и общества, выдержало испытание и войнами, и десятилетиями богоборческого периода. Уже в силу этого бесспорного факта сотрудники ОВД. вне зависимости от своих личных убеждений и взглядов, обязаны иметь четкое представление о духовных ценностях и традициях православия, исповедуемого сегодня значительной частью российского общества.
Служа интересам государства и его граждан, российские полицейские проявляют мужество и стойкость, высокий уровень профессиональной подготовки, способность защищать закон, правопорядок и безопасность в нашей стране. В подвиге исполнения воинского долга проявляются самые сильные чувства, на которые способен человек. Нет другого такого служения, которое по сути своей требовало бы от людей готовности отдать свою жизнь или свое здоровье ради других. Для того, чтобы сотрудник правоохранительных органов имел мужество грудью защитить других, он должен быть очень сильным духовно.
Долг — это нравственное понятие. Никакими законами нельзя заставить человека идти навстречу огню — только внутреннее сознание необходимости выполнить долг, только упование на волю Божию и на Его помощь и помогает человеку не терять мужества в самых тяжких обстоятельствах, перед лицом смерти. Деятельность вашей организации – это яркий пример исполнения евангельской заповеди, данной человеку Богом: «Нет большей любви, кто душу свою полагает за «други своя» (Ин.15, 13). Главная задача силовых структур – защита мирных интересов россиян. Это высокий нравственный подвиг, который не забудется в веках, это великое дело перед судом истории и перед лицом Божьим. Все это и является причиной, по которой Церковь всегда была, есть и будет с правоохранительными органами, делая все для того, чтобы духовно поддержать, укрепить и воспитать военнослужащих в их преданном служении Родине, безупречной верности присяге, в готовности защитить свой народ даже ценой своей собственной жизни. Ведь от должной охраны правопорядка и эффективной защиты принципов законности в обществе во многом зависит не только мир, спокойствие и безопасность наших сограждан, но и внутренняя стабильность в стране в целом.
В беседе с правоохранительными сотрудниками не один раз убеждался, что пастырская забота оказалась востребованной среди военнослужащих. По их словам, она не только укрепляет моральные силы воинов, но и придает, если можно так сказать, более человечный характер военной службе, наполняя ее глубоким нравственным содержанием. Опыт взаимоотношений и совместная работа Церкви и правоохранительных органов позволяет говорить об эффективности использования духовного потенциала, которым обладает Православие, для защиты нашего культурного наследия, наших исторических традиций.
Низкий поклон и великая благодарность всем, кто сегодня присутствует в этом зале, а также тем, кто сейчас находится на своих постах и стоит на страже интересов российских граждан и общественного порядка!
Желаю всем сотрудникам органов внутренних дел полноты душевных и телесных сил, терпения и помощи Божией в ответственном служении на пользу Отечества. Спаси и сохрани вас всех Господь!
С целью решения этой немаловажной задачи осенью прошлого года было подписано соглашение о сотрудничестве между Главным управлением МВД России по Московской области и епархиями Московской митрополии Русской Православной Церкви. Надо сказать, что принятое соглашение имеет важное значение не только для правоохранителей, но и для всех жителей Московского региона. С той непростой криминогенной обстановкой, которая у нас сегодня наблюдается, одним правоохранительным органам, без поддержки их со стороны различных социально-общественных и религиозных организаций, не справиться.
Понимая эту трудность, Святая Церковь во все времена своего служения стояла всегда рядом с представителями закона и вносила свою лепту в становление и развитие правильного благоустроения гражданского общества. Их работу объединяла одна цель. Если для министерства основной девиз: «Служа закону - служим народу», то Церковь в своей деятельности руководствуется заповедями Божьими - Законами, данными людям Богом, а также апостольским наставлением «Измите злаго от вас самех» (1Кор. 5,13). Таким образом, Церковь с МВД делает, по сути, общее дело, значит, они - союзники и сотрудники. Правоохранительные органы стоят на страже Конституции, других законов, обеспечивая их соблюдение гражданами страны. Церковь также создана и существует на основании Закона, данного Творцом в Его заповедях. Некоторые люди норовят обойти или нарушить законы. Правоохранительные органы призваны контролировать их исполнение и пресекать попытки нарушения. Законы, данные Богом-Творцом, казалось бы, намного проще, и их гораздо меньше: заповедей Моисея, например, всего десять. Но человечество не исполняет и их. Следствием этого является грех. Грех - это когда беззаконие вступает в противоречие с замыслом Творца и грозит разрушить гармонию мира. Люди, преступившие закон, прежде нарушают законы общечеловеческие и Божьи. Разве не нарушение заповеди «Почитай отца твоего и мать твою» часто является первым шагом на пути к совершению преступления? Разве не зависть, являющаяся следствием нарушения заповеди «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего... ничего, что у ближнего твоего», ведет к совершению кражи, разбоя, насилия? Поэтому и получается, что Церковь является тем нравственным ориентиром, который помогает людям не совершать греха, не нарушать порядок, установленный Богом и государством. Отсюда становится ясным насколько важна профилактическая работа Церкви, ее деятельность в области созидания здорового, основанного на традиционном культурном наследии и духовно-нравственных принципах гражданского общества.
В настоящее время продолжается поиск оптимального правового режима взаимоотношений религиозных объединений с государством, что в особенности относится к Русской Православной церкви как ведущей конфессии нашей страны. Сотрудничество между Церковью и МВД России - давняя и великая традиция, где свято выражение о том, что патриотизма без духовности не бывает. Отсюда возникает необходимость обращения к историческому опыту взаимодействия государства и Православной Церкви.
Формирование отношений между Русской Церковью и МВД России имеет глубокие исторические корни. МВД Российской империи - одно из важнейших звеньев государственного аппарата, созданного в ходе реформ начала XIX века. МВД с момента образования участвовало в решениях широкого круга вопросов, касавшихся разных сторон экономической, политической, общественной и духовной жизни страны. Ведь с уничтожением на Руси патриаршества при Петре I Церковь потеряла свое независимое положение, став частью государственного аппарата или превратившись, по термину одного из видных исследователей русской истории Ричарда Пайпса, в «служанку государства». Наряду с системой образования и цензурой она стала мощным орудием нравственного воспитания населения Российской империи и идеологического контроля. Эти функции осуществлялись при посредстве разветвленного аппарата церковного управления. Непосредственно церковными делами управлял Святейший правительственный Синод. Его членов - церковных иерархов и обер-прокурора, фактически возглавлявшего Синод, назначал император. Синод представлял собой фактически орган отраслевого государственного управления, своего рода министерство по делам Русской Православной Цекрви; делами других конфессий - христианских, но не православных (католической, протестантской и т.д.), а также мусульманской, иудейской, буддийской и др. ведал департамент духовных дел МВД.
Вся территория страны делилась на церковные округа - епархии, как правило, совпадавшие с губерниями, которыми управляли архиереи (епископы). Низшей административно-церковной единицей был церковный приход с приходским священником и штатом его помощников (дьяконов и церковных служителей). Приходской священник являлся нравственным наставником и воспитателем прихожан, неким таким моральным арбитром в их взаимоотношениях и семейных делах.
Но роль Церкви не ограничивалась отправлением одних лишь богослужений и проповедничеством. В Основных законах, утвержденных еще императором Павлом I, говорилось, что «христианская православная вера есть первенствующая и господствующая, а император, яко Христианский Государь, есть Верховный Защитник и Хранитель догматов господствующей веры и Блюститель правоверия и всякого в Церкви святого благочиния». Лишь отказ государя от православия мог освободить его российских подданных от присяги ему на верность.
Положения государственной религии предопределяло и возложение на церковь ряда государственных функций, а также финансирование ее из государственного бюджета. При поступлении на государственную службу (как военную, так и гражданскую) обязательна была религиозная присяга. На Церковь возлагалось ведение актов гражданского состояния, брак был религиозным и заключался с последующей его регистрацией в Церкви.
В России преступления против веры стояли на первом месте в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных и рассматривались как тяжелые государственные преступления.
Во всех учебных заведениях от начальных народных училищ до университетов обязательным было преподавание Закона Божия. Церковь содержала свои начальные церковно-приходские школы для низших слоев народа, а ассигнования на них шли из государственного бюджета. Церковь играла важнейшую роль в руководстве системой просвещения.
На Церковь возлагались и некоторые функции полицейского надзора, поскольку для всех подданных православного вероисповедания обязательна была регулярная исповедь перед священником. Свидетельство об исповеди обязательно требовалось перед поступлением на государственную службу, получении заграничного паспорта и т.д. Но в правиле о тайне исповеди было исключение: если священнику на исповеди становится известно о готовившемся государственном преступлении, он был обязан сообщить об этом властям. Свидетельство об исповеди фактически являлось справкой о благонадежности.
На рубеже XIX-XX вв. можно выделить несколько основных аспектов взаимодействия Церкви и МВД. Прежде всего душепопечительство. В тот период продолжается традиция, когда на территории тюрем открываться храмы. Священники, ведя душеспасительные беседы, помогали осужденным пережить испытания в заключении, готовили их к жизни на свободе, делая более терпимыми и законопослушными. Миссионеры - проповедники в каторжных тюрьмах проводили беседы с политическими и уголовными преступниками.
Руководство системы МВД понимало, что Церковь оказывала всяческую поддержку государству в борьбе с преступностью и беззаконием. Оно пыталось поддерживать тесное взаимодействие с Церковью.
В начале XX века МВД поручена разработка законодательных актов, которые ускорили бы проведение церковной реформы. Было принято: Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года, Уголовное уложение 1903 года, в которых большое внимание уделялось ответственности, наступающей за преступления против веры, об отступлении от веры, за ересь и раскол. Эти законодательные акты также определяли ответственность за осквернение сакральных мест, непристойное поведение, а также за несанкционированное изготовление и продажу писанных, гравированных и резных икон.
После революции 1917 года и смены политической власти в России, когда господствующая парадигма государственного управления и общественного устроения была заменена совсем другой системой взглядов и ценностей, Церковь была отделена от государства и взаимоотношений с МВД «канули в Лету».
Лишь в 90-е годы прошлого столетия исторический опыт тесного взаимодействия Русской Православной Церкви с правоохранительными органами, был принят на рассмотрение руководством. Учитывая возросший объем и значение решаемых задач по взаимодействию с Вооруженными Силами РФ, структурами МВД РФ и других силовых государственных ведомств, Священный Синод Русской Православной Церкви в 1995 году создал отдел Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями.
Особенно активно взаимодействие Церкви и МВД развивалось в годы первого чеченского кризиса 1994-1996 годов и контртеррористической операции, когда многие сотрудники направлялись в служебные командировки на Северный Кавказ. Тогда не по настоянию Церкви, но по предложению милицейского руководства, выражающего волю и желание своих подчиненных, была заложена основа для дальнейшего сотрудничества.
Кроме того, после падения «железного занавеса» в нашу страну хлынул огромный поток иностранных проповедников, которые, зачастую вербовали в ряды своих адептов отнюдь не на их духовное совершенствование. Это было обусловлено в значительной мере деморализацией, духовным голодом и криминализацией населения, происходящими в связи с распадом партийно-идеологической государственной структуры и, с другой стороны, забвением многовековых народных традиций. Пытаясь повлиять на отмеченные негативные процессы, многие отечественные идеологи, политики и журналисты приветствовали и стимулировали появление массы духовных иностранных проповедников и «учителей» для быстрого привлечения населения, в частности молодежи, к каким-то приемлемым принципам и правилам поведения. Зарубежные стадионные (и часто богатые) проповедники представлялись активными, красноречивыми, современными и привлекательными, способными умело общаться с массами. Только благодаря оперативности правоохранительных органов в законодательную базу страны был введен такой термин как «тоталитарная секта». Опасность тоталитарных сект вытекала из криминальных наклонностей их внутренней жизни, зомбирования своих членов, форм действий против традиционных религий и других сект, методов вербовки новообращенных. Такие секты как «Белое Братство», «Аум Синрикё» и др. несли опасность не меньшую, чем криминальные группировки. Поэтому нельзя не отметить важность деятельности органов внутренних дел в регулировании духовно-религиозных учреждений в России в начале 90-х годов и блокировании деятельности на ее территории тех тоталитарных сект, которые ставили под угрозу здоровье нации и безопасность государства.
К сожалению, сотрудники ОВД не обладают достаточными знаниями особенностей сект и их тоталитарных форм. Более того, они мало знают о традиционных религиозных конфессиях, у которых сложились устойчивые и конструктивные правовые отношения с государством. Это затрудняет своевременное распознавание сектантов. Сотрудники ОВД редко консультируются с представителями РПЦ по вопросам специфики сект. Проникновение сектантов или их сторонников в ОВД также опасно. Для того чтобы сформировать духовную культуру сотрудников полиции. необходима помощь Церкви.
Здесь нельзя не сказать, что в свете последних военных событий Русская Церковь, в лице ее Предстоятеля Святейшего Патриарха Кирилла, очень обеспокоена распространением язычества среди спецназовцев. Приведу его слова: "Когда мы стали получать информацию о том, что среди спортсменов сейчас становятся популярными некоторые языческие воззрения, то вначале отнеслись к этому как к некой странности, абсолютному исключению из правил. А потом, после того как был собран большой объем информации, мы поняли, что как в спортивной среде, так и среди военнослужащих, особенно тех, которые работают в сфере специальных операций (где присутствует постоянный риск для жизни), становятся популярными среди определенной части спортсменов и военнослужащих языческие идеи, идеи, проистекающие из языческого отношения к человеку". На это, подчеркнул он, нельзя смотреть безразлично. Потому что спортсмены и участвующие "в опасных для жизни военных операциях защитники Отечества" нуждаются в духовной поддержке. К тому же если они будут "мотивировать себя языческим мировоззрением, языческими культами", то "ничего хорошего из этого не выйдет". Как отметил Патриарх, бездействие со стороны Церкви приводит к тому, что пропаганда здорового образа жизни "нередко превращается в возрождение языческих культов, в том числе языческого отношения к человеческому телу".
Особую тревогу как у Русской Православной Церкви, так и у МВД России вызывают такие явления, как терроризм, экстремизм, коррупция, наркомания, безнравственность, рост беспризорности и правонарушений со стороны несовершеннолетних; а также другие негативные тенденции, основанные на ложном понимании свободы и прав человека как вседозволенности и распущенности.
В 90-е годы на внутренней территории России зарождается такое страшное явление как терроризм. Благодаря работе правовых институтов и Министерства Внутренних Дел России в отдельную уголовную статью и ответственность вводится такое преступление как «террористический акт». Особая опасность терроризма обусловлена тем, что совершение даже единичных актов наносит серьезный вред жизненно важным интересам отдельной личности, общества и государства. Посягая на высшую ценность любого цивилизованного общества - человеческие жизни, террористы получают реальную возможность оказания преступного воздействия на такое общество, на население региона или страны, органы государственной власти и управления с целью принятия ими незаконных решений.
Улучшение координации и повышение эффективности совместных усилий в решении таких социально значимых вопросов, как противодействие терроризму, экстремизму, детской преступности, поставлены в основные задачи совместного Соглашения о сотрудничестве между Русской Православной Церкви и Министерством Внутренних Дел России. Церковь берет на себя попечение о духовно-нравственном просвещении сотрудников ОВД. курсантов училищ, солдат срочной службы, а также морально-психологическую реабилитацию сотрудников. для которых выполнение служебного долга связано с работой в экстремальных условиях.
Современная законодательная правовая база и уровень церковно-государственных отношений позволили создать условия для церковного окормления военнослужащих и членов их семей практически во всех военных гарнизонах, воинских частях и подразделениях. Совершенствование работы правоохранительных органов, обеспечение безопасности граждан. охрана их личности, прав и законных интересов от преступных посягательств, укрепление степени доверия граждан к законодательным и исполнительным органам власти - важнейшая государственная задача и один из основных приоритетов внутренней государственной политики в России.
Как утверждал Заместитель Председателя Совета Федераций Федерального Собрания РФ Александр Порфирьевич Торшин, в условиях обострения криминогенной обстановки в стране особенно актуальными являются проблемы состояния духовности, нравственности и культуры граждан. Все это происходит на фоне падения в обществе рейтинга и престижа службы в органах внутренних дел, доверия населения к их работе... необходимо определить пути развития духовности и укрепления нравственности в органах внутренних дел. возродить традиции формирования у сотрудников МВД чести, совести доброты, милосердия и сострадания, без которых добиться эффективности борьбы с преступностью и восстановления справедливости в обществе довольно сложно.
Подобной мысли придерживался и Председатель Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Александрович Попов, когда говорил, что обращение к духовным, культурным, религиозным традициям при реализации мер по повышению авторитета органов внутренних дел - одна из основных задач, которая стоит перед современным российским обществом.
Сотрудничество МВД России с Церковью позволит использовать мощный духовный потенциал, которым обладает православие, для зашиты культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций, что. несомненно, будет способствовать укреплению стабильности, преодолению угрозы духовной деградации народа и снижению уровня преступности в стране.
Практически во всех регионах нашей страны представители духовенства являются постоянными участниками мероприятий по профилактике правонарушений и содействию правоохранительным органам. Служители религиозных конфессий при совершении религиозных обрядов, молебнов, чтении проповедей, проведении массовых религиозных мероприятий акцентируют внимание на духовно-нравственных аспектах социальной практики, нетерпимости к нарушению норм морали и права, напоминают прихожанам о необходимости соблюдения правил дорожного движения. Кстати, очень интересную информацию приводит ГИБДД в Башкортостане. Речь идет о молитве, которую читают представители духовенства на опасных участках дорог, где произошло то или иное ДТП. Так, в Благоварском районе на границе с Буздякским районом перед мостом есть аварийный участок, на котором каждый год погибало по пять человек. ДТП всегда были. Но после приглашения духовенства и совершения ими молитв в этом месте, на этом участке уже третий год нет никаких ДТП.
Актуальной остается сегодня для органов внутренних дел проблема духовно-нравственной и психологической реабилитации лиц, выполнявших оперативно-служебные задачи в экстремальных условиях, а также членов их семей. В целях ее преодоления проводятся богослужения и иные религиозные обряды для убывающих в служебные командировки по выполнению боевых заданий сотрудников органов внутренних дел, в самих горячих точках и зонах вооруженных конфликтов. Творческие коллективы религиозных организаций выступают в госпиталях, больницах, подразделениях органов внутренних дел, воинских частях внутренних войск.
Анализ отдельных сторон жизни и деятельности ОВД на этапах их развития убедительно подтверждает объективное проявление идейно-воспитательной функции ритуалов ОВД (в том числе возрождающихся ритуалов религиозного характера). Занимаясь разработкой программы подготовки кадров. МВД России обратилось к дореволюционному историческому опыту воспитания на основе религиозных традиций и воинских ритуалов.
Ритуал принятия присяги занимал особое место в системе как воинских ритуалов, так и ритуалов ОВД в XIX веке. Присяга, или торжественный обет, давалась каждый раз при вступлении на престол нового государя. Присягая, офицеры, солдаты, государственные служащие ОВД клялись в верности новому монарху и Отечеству в беспрекословном повиновении начальству. Созданные на основе воинских ритуалов, с учетом православной религии, ритуалы органов внутренних дел имели свою специфическую направленность - служение престолу и Отечеству в поддержании не только внутреннего порядка, но и политической благонадежности граждан. Ритуалы стали неотъемлемой и необходимой составляющей идейно-нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел, верных профессиональному долгу, службе на благо Отечества.
Многие современные ритуалы ОВД, как и воинские ритуалы, взяты из прошлого. Рукопожатия, поклоны, гербы и гимны, знамена и ордена, парадные и траурные шествия - сколько форм далекого прошлого вошло в нашу жизнь, обретя в ней совершенно новое значение.
Современные данные свидетельствуют о большем значении эмоционального воздействия ритуалов. Так. опрос, проведенный в лицее милиции, показывает. что самым ярким ритуалом за время учебы кадеты (более 90% личного состава) считают принятие заповедей кадета, происходившее в обстановке строгости и торжественности самого ритуала, строгой регламентированности, порядка, а также своеобразного эстетического оформления, в присутствии ветеранов, родных и близких, с выносом Государственного знамени России.
К возрождающемуся признаку ритуалов ОВД относится их духовность, то есть такое состояние личного состава, которое обеспечивает немедленные действия в соответствии с его убеждениями, чувствами и настроениями по предотвращению нарушений правопорядка и закона без дополнительной духовной подготовки. Среди разных идей, руководящих народами, важнейшую роль играли религиозные идеи. Религиозные верования всегда составляли существенный элемент духовных основ общества и, следовательно, занимали большое место в системе нравственного воспитания. Церковь во все времена играла важную роль в жизни слуг государевых. От Византийской империи к княжеским дружинам перешел обычай целовать крест во время присяги; вера служила гарантом исполнения обязательств, данных воином.
В настоящее время необходимы четкие духовно-нравственные установки как самому обществу, так и сотрудникам ОВД. т.е. тем, кто несет главную тяжесть борьбы с преступностью и в силу объективных причин испытывает наибольшее разрушительное преступное влияние.
Православие, являясь важным элементом культуры российского народа и общества, выдержало испытание и войнами, и десятилетиями богоборческого периода. Уже в силу этого бесспорного факта сотрудники ОВД. вне зависимости от своих личных убеждений и взглядов, обязаны иметь четкое представление о духовных ценностях и традициях православия, исповедуемого сегодня значительной частью российского общества.
Служа интересам государства и его граждан, российские полицейские проявляют мужество и стойкость, высокий уровень профессиональной подготовки, способность защищать закон, правопорядок и безопасность в нашей стране. В подвиге исполнения воинского долга проявляются самые сильные чувства, на которые способен человек. Нет другого такого служения, которое по сути своей требовало бы от людей готовности отдать свою жизнь или свое здоровье ради других. Для того, чтобы сотрудник правоохранительных органов имел мужество грудью защитить других, он должен быть очень сильным духовно.
Долг — это нравственное понятие. Никакими законами нельзя заставить человека идти навстречу огню — только внутреннее сознание необходимости выполнить долг, только упование на волю Божию и на Его помощь и помогает человеку не терять мужества в самых тяжких обстоятельствах, перед лицом смерти. Деятельность вашей организации – это яркий пример исполнения евангельской заповеди, данной человеку Богом: «Нет большей любви, кто душу свою полагает за «други своя» (Ин.15, 13). Главная задача силовых структур – защита мирных интересов россиян. Это высокий нравственный подвиг, который не забудется в веках, это великое дело перед судом истории и перед лицом Божьим. Все это и является причиной, по которой Церковь всегда была, есть и будет с правоохранительными органами, делая все для того, чтобы духовно поддержать, укрепить и воспитать военнослужащих в их преданном служении Родине, безупречной верности присяге, в готовности защитить свой народ даже ценой своей собственной жизни. Ведь от должной охраны правопорядка и эффективной защиты принципов законности в обществе во многом зависит не только мир, спокойствие и безопасность наших сограждан, но и внутренняя стабильность в стране в целом.
В беседе с правоохранительными сотрудниками не один раз убеждался, что пастырская забота оказалась востребованной среди военнослужащих. По их словам, она не только укрепляет моральные силы воинов, но и придает, если можно так сказать, более человечный характер военной службе, наполняя ее глубоким нравственным содержанием. Опыт взаимоотношений и совместная работа Церкви и правоохранительных органов позволяет говорить об эффективности использования духовного потенциала, которым обладает Православие, для защиты нашего культурного наследия, наших исторических традиций.
Низкий поклон и великая благодарность всем, кто сегодня присутствует в этом зале, а также тем, кто сейчас находится на своих постах и стоит на страже интересов российских граждан и общественного порядка!
Желаю всем сотрудникам органов внутренних дел полноты душевных и телесных сил, терпения и помощи Божией в ответственном служении на пользу Отечества. Спаси и сохрани вас всех Господь!
Спасибо за внимание!