ВОСКРЕСЕНСКИЙ СОБОР
«На горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение», — возвещал пророк Иоиль (2:32), разумея духовный Иерусалим, Царство Божие. Патриарх Никон воплотил в архитектуре Воскресенского собора память о земном и Небесном Иерусалиме.

Каждый фасад храма имеет свое образное решение.

С востока ярусы собора уступами поднимаются снизу вверх и нисходят сверху вниз подобно городу, расположенному на горе. Разнообразные, стройные, гармонично уравновешенные формы, золото глав и крестов, изразцы, блистающие на фоне белых стен, словно самоцветы, — все это создает образ благодатной, неземной красоты Иерусалима Нового, сходящего от Бога с неба, приготовленного «как невеста, украшенная для мужа своего» (Откр. 21:2).
Центральная часть собора имеет в плане открытый крест, увенчанный большой шлемовидной главой на высоком круглом барабане диаметром 13,2 метра. Барабан украшен изразцовым убранством и опоясан фризом с надписью: «Начало основанию Нового Иерусалима 1656 года. Святейший Никон Патриарх в царство великого государя царя Алексея Михайловича застрой, в 1679 году царь Феодор Алексеевич до сводов воздвиже, в 1685 году великие государи цари Иоанн и Петр Алексеевичи совершиша».
На первом плане расположена церковь святых равноапостольных Константина и Елены. Подобно первообразу, она углублена в землю на 6 метров, что связано с обретением на этом месте в Иерусалиме Креста Господня.

Над подземной церковью возвышается закругленная стена с тремя главками на световых восьмигранных барабанах. Они венчают приделы Страстей Господних, размещенные, как и в Иерусалиме, за главным алтарем.

Следующий ярус собора — кровли южной и северной галерей. На них стоят симметрично друг другу два восьмигранных барабана с главками. Они не имеют прототипов в Иерусалимском храме Гроба Господня и были задуманы как самостоятельные приделы или часовни.
Южный фасад собора, вытянутый по горизонтали на 106 метров, наиболее близок к прототипу. Здесь расположен главный вход в храм, состоящий из двух «великих врат» — Красных и Судных. Справа от них — двухэтажная паперть с лестницей, ведущей к южному входу в Голгофскую церковь.

Аркада паперти и два окна Голгофской церкви обильно украшены изразцами, что позволяет, приближаясь к самому скорбному месту храма, ощутить духовное торжество, пасхальную радость Воскресения.
Западный вход на Голгофу заложен в конце XVII века четырьмя белокаменными плитами с резным стихотворным «Летописцем», составленным учеником Патриарха Никона архимандритом Никанором, настоятелем обители в 1686–1698 годах. По первым буквам строк основного текста читается акростих: «ВОСКРЕСЕНСКАГО СЕГО МОНАСТИРЯ ГРЕШНОЙ АРХИМАНДРИТ НИКАНОРИС НАПИСАЛ СИЮ СЛОЖНУЮ ТАБЛИЦУ ВСЕМ ПРОЧИТАЮЩИМ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ, КОГДА БЕ ОБИТЕЛ СИЯ И ЦЕРКОВ СТРОИТ НАЧЕТА И КТО СЕМУ СТРОИТЕЛ БЕ». Буквы «Летописца» раскрашены черной и красной красками, подобно печатному книжному тексту (фото см. на обороте обложки).

К западу от «великих врат» к собору примыкает колокольня, от которой после 1941 года уцелел только нижний ярус, где находилась церковь Всех Святых. Это единственный архитектурный объем храма, воссозданный в формах XVII века со всеми деталями изразцового убранства.

Высота шестиярусной колокольни без креста — 59 м, с крестом — 62,7 м. Ее нижняя часть построена по образцу кампанилы храма Гроба Господня в Иерусалиме и состоит из трех четырехгранных ярусов. В первом находится церковь, во втором и третьем расположены колокола, часть которых помещена в открытых арках слуховых проемов.
За колокольней открывается и с запада закрывает собой все объемы собора трехъярусная ротонда, чья круглая форма символизирует жизнь вечную. В центре ротонды расположена Кувуклия (часовня) Гроба Господня — главная святыня
Нового Иерусалима.

Патриарх Никон не успел закончить строительство ротонды. В первой половине 1680-х годов шатер был возведен из кирпича. Кладку пронизывали и весьма утяжеляли железные связи. Со временем под такой тяжестью колонны просели, и в 1723 году шатер обрушился. Случилось это в праздник Вознесения Господня, когда духовенство и богомольцы
ушли крестным ходом на Елеон. По милости Божией никто не пострадал, но храм получил многочисленные повреждения.

Новый шатер был сооружен из дерева по проекту выдающегося архитектора графа Бартоломео Растрелли в 1756–1759 годах. Шатер опоясывали в 3 яруса 60 окон-люкарн, между которыми находились живописные картины на темы Священного Писания. Это выдающееся произведение церковного искусства сгорело во время взрыва 1941 года.

В 1983–1993 годах над ротондой был смонтирован шатер из металлических ферм с фанерными окнами. В 2012 году эту конструкцию разобрали, и началась подготовка к возведению шатра по новому проекту, из сибирской лиственницы, в формах деревянного шатра XVIII века. В 2015 году работы на ротонде Воскресенского собора были полностью завершены.

8 мая 2016 года, в Неделю Антипасхи, Святейший Патриарх Кирилл, Священноархимандрит святой обители, в сослужении архипастырей и многочисленного числа духовенства совершил Великое освящение Воскресенского собора. По Первосвятительскому благословению первую часть Великого освящения храма совершили викарии Его Святейшества – Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност (Гузиков) и руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий (Чашин). Также были освящены престолы еще четырех соборных приделов: Преосвященным Тихоном (Зайцевым), епископом Подольским, — Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии; Преосвященным Саввой (Михеевым), епископом Воскресенским, — Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии; Преосвященным Тихоном (Шевкуновым), епископом Егорьевским, — Воспоминания явления на небе Креста Господня в Иерусалиме и Преосвященным Парамоном (Голубкой), епископом Бронницким, — равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены.

За Божественной литургией в новоосвященном храме молились высокие гости: Председатель Правительства РФ, Сопредседатель Попечительского совета Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря Д. А. Медведев с супругой, Председатель правления Благотворительного фонда по восстановлению Ново-Иерусалимского монастыря В. А. Зубков, министр культуры РФ В. Р. Мединский, полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов, губернатор Московской области А. Ю. Воробьев, президент ОАО РЖД О. В. Белозеров, вицегубернатор Санкт-Петербурга И. Б. Дивинский, члены Попечительского совета фонда по восстановлению Ново-Иерусалимского монастыря, другие официальные лица, строители и благотворители обители, прихожане и гости монастыря.

Подземная церковь расположена к востоку от главного алтаря Воскресенского собора и соединена с ним лестницей из 33-х ступеней — по числу лет земной жизни Спасителя. Подземная церковь повторяет первообраз — четырехстолпный одноглавый храм, сооруженный в Иерусалиме на месте обретения Креста Господня, сброшенного с Лобного места в глубокую цистерну к востоку от Голгофы.

Сооружение в Новом Иерусалиме «земляной церкви» велось в первой половине 1680-х годов, однако рвы под ее фундамент были вырыты еще при Патриархе Никоне. Toгда же здесь открылся Живоносный источник.

В храме сохранился медный чеканный иконостас середины XVIII века. В центре его второго яруса помещено изображение Голгофского Креста, которому предстоят в молении святые равноапостольные Константин и Елена.

В 2013 году в алтарной части церкви был обнаружен фрагмент основания первоначального изразцового иконостаса. Ныне же в интерьере храма преобладают архитектурные формы и убранство XVIII столетия. Особенно богато оформлены барочной лепниной своды и барабан главы, где находятся огражденные вызолоченным резным парапетом хоры, через которые можно выйти на кровлю храма, первоначально плоскую.

В южной части подземной церкви находится придел священномученика Кириака, Патриарха Иерусалимского († 363).
В южной стене главного алтаря устроен арочный проем и обрамленное изразцами «седалище» царицы Елены, обозначающее место, откуда она наблюдала за работами во время по исков близ Голгофы Животворящего Креста Господня. К югу от придела священномученика Кириака расположена пещера Обретения Животворящего Креста Господня. Здесь находится кладезь «Живонос ный источник», из которого можно взять святую воду. Ежегодно в пятницу Светлой седмицы, когда отмечается празднование иконе Божией Матери «Живоносный источник», в Новом Иерусалиме, согласно монастырской традиции, совершается в подземную церковь крестный ход с чином освящения воды в кладезе пещеры Обретения Креста Господня.
Если над колодцем поднять взор вверх, то через отверстие в потолке можно увидеть на стене Крест. Он являет собой напоминание о событии, произошедшем в дни Святой Пятидесятницы 7/20 мая 351 года в Святом Городе Иерусалиме. Церковная история доносит до нас повествование, как по кончине первого христианского благочестивого царя Константина Великого царский престол занял его сын Констанций I, который уклонился в ересь Ария, хулившего и унижавшего Божественное достоинство Христа Спасителя. Тогда, в посрамление еретиков и для утверждения православных, во Святом Граде явилось дивное знамение: в третьем часу дня на небе явилось изображение Честного Креста Господня, сиявшее неизреченным светом, сильнейшим солнечных лучей, что видел весь народ, пораженный великим ужасом и удивлением. Сие знамение Креста начиналось над Голгофой, где был распят Христос, и достигало до самого Елеона, откуда Спаситель спустя 40 дней после Своего Славного Воскресения был вознесен на Небо. Широта крестного знамения соответствовала его длине; красота же его, напоминавшая подобие разноцветной радуги, была столь велика, что привлекала к себе взоры всех. Толпы иерусалимлян, видя такое чудесное знамение, поспешили с глубоким умилением и сердечною теплотою в святую церковь, в которой единодушно громко прославляли Иисуса Христа, Господа нашего, Сына Божия единородного, Бога истинного от Бога истинного. Патриарх Иерусалимский Кирилл обратился к императору Констанцию с посланием, сообщив о явлении Креста и призвав обратиться к истинной вере. Тогда же был установлен праздник в воспоминание этого дивного явления. По свидетельству церковного историка Созомена (V в.), увидев знамение, многие эллины и иудеи приняли крещение.

В память об этом событии над пещерой Обретения и был устроен придел Небоявленного Креста Господня.
В северной части подземной церкви находится придел, устроенный в XIX веке семьей Суворовых в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Здесь погребены Варвара Ивановна Суворова-Рымникская (1750–1806), супруга великого русского полководца Александра Васильевича Суворова (1730–1800), и единственный их сын Аркадий (1786–1811).

Суворовы были вкладчиками Воскресенской обители, продолжая дело Алексея и Кирилла Разумовских, на чьи пожертвования создан в XVIII веке иконостас подземной церкви. Небесные покровители Разумовских были изображены на боковых вратах иконостаса.

Вкладчики Нового Иерусалима погребены в основном на территории монастырского некрополя, расположенного по сторонам подземной церкви.
К западу от «великих врат» к собору примыкает колокольня, от которой после 1941 года уцелел только нижний ярус, где находилась церковь Всех Святых. Это единственный архитектурный объем храма, воссозданный в формах XVII века со всеми деталями изразцового убранства.

Высота шестиярусной колокольни без креста — 59 м, с крестом — 62,7 м. Ее нижняя часть построена по образцу кампанилы храма Гроба Господня в Иерусалиме и состоит из трех четырехгранных ярусов. В первом находится церковь, во втором и третьем расположены колокола, часть которых помещена в открытых арках слуховых проемов.

Верх иерусалимской звонницы был разрушен землетрясением еще в 1562 году, что обусловило использование в монастырской колокольне традиций русского зодчества. Особо интересен четверик четвертого яруса. Его нижняя половина, скрытая за гульбищем с балясником и кровлей, визуально завершает нижние яруса. Верхняя же половина возвышается над гульбищем и служит основанием для двух восьмериков, где расположен часовой механизм и часовые колокола. «Часы железныя боевыя с перечасием» были установлены на этом месте в XVII веке и впоследствии не раз сменялись новыми. Итак, колокольня Нового Иерусалима представляет собой сложное столпообразное сооружение, совмещающее церковь, два яруса звона с колоколами и часобитню. Промыслом Божиим в храме Всех Святых сохранился алтарь с трехгранной, как в Иерусалиме, апсидой, изразцовый трехъярусный пятипролетный иконостас XVII века, погребения двух настоятелей обители — архимандритов Варсонофия († 1680) и Германа I († 1682), а также вмурованные в стены белокаменные плиты с резными эпитафиями над их могилами.

Иконостас в церкви Всех Святых устроен в первой половине 1680-х годов из изразцов, изготовленных при Патриархе Никоне. Его уникальная особенность — фриз над первым ярусом с изображением рога изобилия, наполненного плодами. Рог изобилия и созревшие фрукты — непременный декоративный атрибут барочных церквей, символизирующих нескончаемость райских блаженств, ожидающих верующих в Царстве Небесном.

На колокольню можно подняться по внутристенной каменной винтовой лестнице или с южной части хор Воскресенского собора. В двух ярусах звона размещен набор из пятнадцати колоколов, вылитых в 2012 году на Воронежском заводе
Валерия Анисимова, и Трехсвятительский колокол, созданный в 1666 году «мздою и трудами» Патриарха Никона.

Колокола Нового Иерусалима XVII века отличает сплошное заполнение тулова и венцов изображениями и текстами, а также близость орнаментальных мотивов изразцовому убранству Воскресенского собора. Этим особенностям следует художественная концепция новых колоколов, повторяющих первоначальный состав монастырских кимвалов.

Самый большой из них, Воскресенский, весит 8500 кг. Высота кимвала — 220 см, диаметр — 230 см. На колоколе вылиты изображения Воскресения Христова, царя Алексея Михайловича, царицы Марии Ильиничны, царевича Алексея и Патриарха Никона, который держит в одной руке модель храма, а в другой — модель колокола.

Повторяет кимвал XVII века и Всехсвятский колокол весом 3200 кг. Его высота — 181,5 см, диаметр — 163 см. На тулове вылиты 12 месячных Миней, где изображены 430 святых и 9 праздников. Рельефы выполнены скульпторами ЗАО
«Балт строй» по прорисям иконописцев из Палеха во главе с Л. И. Папиным.

Остальные лицевые колокола посвящены престольным праздникам монастырских храмов и придельных церквей. Так, на Господском колоколе вылиты иконы Рождества Христова, Богоявления, Преображения, Входа Господня в Иерусалим,
Распятия, Воскресения и Вознесения Господня.

На Богородичном колоколе изображены Рождество и Успение Пресвятой Богородицы, Тихвинская икона Божией Матери и образ Богородицы «Утоли моя печали».

На Предтеченском колоколе вылита икона усекновенной главы Иоанна Предтечи, повторяющая образ, написанный
в 1666 году Патриархом Никоном в дар новорожденному царевичу Иоанну Алексеевичу. Это одно из лучших колокольных
изображений выполнено московским иконописцем А. И. Якимовым и профессиональным скульптором священником Алексеем Пареньковым.

Крестовоздвиженский колокол благоукрашен иконой Воздвижения Креста Господня, Свято-Духов-апостольский —
образами Сошествия Святого Духа на апостолов и Собора двенадцати апостолов.

Царский колокол посвящен престолам, устроенным в храмах Нового Иерусалима в XVIII–XIX веках в честь Небесных
покровителей членов Августейшей семьи.

Новомученический колокол отражает современный период отечественной истории. На нем вылиты иконы святителей
Тихона (Никанорова; † 1920), Серафима (Чичагова; † 1937), Ионы (Лазарева; † 1937) и мученика Михаила Строева († 1938),
несших послушание в Воскресенском монастыре в начале XX века и пострадавших за веру Христову в годы репрессий.

Кроме десяти больших лицевых колоколов, вылиты пять малых, которые посвящены памяти всех молившихся и трудившихся в Воскресенском монастыре: настоятелей и братии; подмастерьев каменных дел и зодчих; мастеров церковных художеств и строительных ремесел; благоустроителей и благоукрасителей обители. Образцом для малых колоколов послужил колокол весом в 1 пуд, вылитый в 1666 году. Он сплошь украшен поясами с орнаментом и текстом исторической «летописи». Так же оформлены и новые малые колокола, кроме одного, посвященного Царственным страстотерпцам и всем паломникам Нового Иерусалима. На нем изображены святые царь Николай II, царица Александра, царевич Алексий, великие княжны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия († 1918).
Распятская часовня примыкает к южному фасаду подземной церкви. Её название обусловлено близостью святой Голгофы. В XIX- начале XX веков в часовне стоял деревянный Крест с Распятием. Старожилы вспоминают, что богомольцы начинали паломничество по святым местам храма с молитвы перед этим Крестом.

На стене находится табличка с надписью: "В сем месте был дом Зеведеев, ныне в Иерусалиме церковь, принадлежащая Греческому Патриархату". Ныне установлен современной работы Крест с резным изображением Распятием.
Гефсиманская часовня находится к северу от подземной церкви. Её название связано с близостью Успенской церкви Воскресенского собора.

В 1870 году часовня была расписана живописцем Степаном Ивановичем Строевым. Содержание росписи напоминало о Гефсиманском храме Успения Пресвятой Богородицы на горе Елеон - месте погребения Божией Матери и её родителей, праведных Иоакима и Анны. На стене против входа в часовню было написано почивающее на одре тело Пресвятой Богородицы с предстоящими апостолами. На своде находилось изображение Спасителя с душой Божией Матери на руках. Вокруг Него - святые апостолы, несомые ангелами по воздуху на облаках.

Ныне в восстановленную часовню в день Погребения Божией Матери совершается крестный ход.