ХРАМ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА.
ТРАПЕЗНЫЕ ПАЛАТЫ
Храм Рождества Христова возводился в 1686 – 1690 годах одновременно с тремя большими Трапезными палатами, примыкающими к нему на втором этаже с запада. Место для строительства было выбрано царевной Татианой Михайловной и правительницей Софьей Алексеевной в той части монастыря, где находились «старые каменные службы», сооруженные в период пребывания в монастыре Патриарха Никона. К югу от них стояла деревянная церковь Воскресения Христова, впоследствии разобранная.

28 июня 1686 года Патриарх Иоаким выдал монастырю грамоту на построение храма. Сооружение корпуса велось на средства царевны Татианы Михайловны и завершилось через три строительных сезона. Однако вскоре случился пожар, и освящение церкви с палатами было совершено Патриархом Адрианом только 13 декабря 1692 года.

Архитектура церкви Рождества Христова типична для русского зодчества конца XVII столетия. Второй этаж храма представляет собой четверик с двумя рядами окон и сомкнутым сводом, на котором поставлены два глухих восьмерика, завершенных главкой с крестом.

Первоначально вдоль восточного фасада палат и церкви находилась паперть с гульбищем, огражденным сверху сквозным парапетом с кирпичным балясником, подобным баляснику монастырской ограды. Лестница на гульбище располагалась против южной трапезной палаты. Поднявшись на нее, можно было войти в храм с южной стороны, а также обойти его снаружи.

Над убранством церкви и палат трудились монах-иконописец Соломон, живописец Иван Фадеев, что «писал к трапезе клиросы и скамьи», мастер Степан Иванов Полубес, изготовивший изразцы для трех печей в центральной палате.

В церкви Рождества Христова был устроен четырехъярусный тябловый иконостас. 12 декабря 1693 года царевна Татиана Михаловна вложила в храм Петровскую икону Божией Матери в золотом чеканном окладе, украшенном рубинами, сапфирами, изумрудами и жемчугом. Ныне этот образ хранится в музее «Новый Иерусалим».

Царевна-храмоздательница определила назначение каждой из трех больших палат. Центральная трапеза, соединенная арочными проемами с Рождественским храмом, использовалась как «общая всем человеком приходящим молитися», вторая предназначалась для трапез братии, третья была «гостиная мирским ясти всяких чинов людям».

В середине XVIII века вдоль восточного фасада корпуса была построена каменная галерея с деревянной кровлей и перилами, заменив прежнюю паперть с гульбищами. Большая и южная палаты были украшены росписью «под мрамор» зеленого и багряного цвета, лепниной в виде завеса с кистями над растесанными окнами и «балясами» вдоль стен. Это барочное убранство придало интерьеру палат светский, дворцовый характер.

23 мая 1792 года в монашеской кухне случился большой пожар, и от Трапезных палат остались только стены. Иконы и другие предметы церковного обихода удалось спасти, но «с великим повреждением». Восстановительные работы велись с 1792 по 1795 год при настоятеле обители архимандрите Варлааме (Головине) под руководством архитектора М. Ф. Казакова. В корпусе заново проложили проемные связи, сделали и покрыли листовым железом стропила со слуховыми окнами. К западному фасаду палат для укрепления стен пристроили кирпичные контрфорсы. Галерея вдоль восточного фасада Трапезных палат была оформлена в стиле классицизма штукатурной рустовкой и сдвоенными пилястрами с покраской в желто-белый цвет.

В 1810 году по распоряжению настоятеля обители архимандрита Мелхиседека II (Минервина) в храме Рождества Христова был устроен деревянный потолок на двух кирпичных столпах. В 1840 году стены и потолок были покрыты росписями на тему Евангельских событий и притч, выполненными под руководством Ивана Ивановича Строева.

К началу 1850-х годов назрела необходимость разобрать кирпичные столбы и потолок, которые затемняли храм и уменьшали его внутреннее пространство. Настоятель монастыря архимандрит Мелхиседек III (Сокольников) предложил вернуть церкви первоначальный вид, что и было сделано. Работы велись под наблюдением архитектора К. А. Тона, ученики которого — академики Иосиф Степанович Каминский и Яков Иванович Реймерс — создали для храма проект нового иконостаса, осуществленный в 1853 году на пожертвования П. Г. Цурикова.
По конструкции иконостас был тябловым, трехъярусным, завершенным фризом из кокошников. «Тело» иконостаса, а также деревянные резные клиросы и киоты, к ним примыкающие, были окрашены светло-голубой краской детали вызолочены. Иконографический состав иконостаса раскрывал значение храма Рождества Христова как Вифлеемской церкви. Своеобразием отличался праздничный чин, состоявший из девяти икон с изображением Евангельских событий, относящихся к Рождеству и детским годам Спасителя.

В киот за южным клиросом была помещена икона Божией Матери «Троеручица» — список с чудотворного образа, привезенного Патриарху Никону из сербской Хиландарской лавры на Святом Афоне 13 октября 1663 года. Древняя икона, украшенная в 1756 году серебряным вызолоченным окладом находилась летом в Воскресенском соборе, а на зиму переносилась в теплый храм Рождества Христова. В 1854 году с чудотворного образа был сделан точный список; новую икону облачили в оклад 1756 года и поместили в Рождественской церкви. Древний же образ был украшен новым окладом и оставлен в Воскресенском соборе. Промыслом Божиим список с чудотворной иконы сохранился. Ныне икона Божией Матери «Троеручица» в серебряном барочном окладе находится в музее «Новый Иерусалим».

После 1919 года церковные интерьеры в Трапезных палатах подверглись варварскому уничтожению. В 1922 году был сожжен в бывшей монастырской бане иконостас храма Рождества Христова.

В декабре 1941 года Рождественская церковь почти не пострадала, хотя в северной трапезной палате был разрушен свод, а кровли на остальных помещениях сгорели вместе с деревянными конструкциями. Реставрационные работы, начавшиеся в 1958 году, велись в последующее десятилетие Центральными научно-реставрационными мастерскими Госстроя СССР.
9 октября 1995 года церковь Рождества Христова была передана Русской Православной Церкви.

Освящение храма Рождества Христова было совершено 6 декабря 1997 года Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Первое после 305-летнего перерыва Патриаршее богослужение ознаменовало начало возрождения Ново-Иерусалимского Вифлеема.

В 2014-2017 годах на памятнике была проведена масштабная реставрация.