Блаженному Никону снилось, что он очутился в огромном каменном здании и тут увидел протоиерея Московского Успенского собора Михаила, который как бы извещал его об освящении некоей церкви. Вместе они пошли по палатам, дивясь красоте здания, и чем дальше шли, тем прекраснее оно становилось. Вдруг перед ними предстал благообразный юноша и сказал Патриарху Никону: «Что удивляешься, святче Божий, сему зданию?» Он ответил, мол, как же не удивляться такому величию и красоте; а юноша спросил: «Знаешь ли ты, чие суть здание сие?» Патриарх ответил: «Никакоже, Господин мой, не вем». Тогда юноша сказал: «Здание сие, яже ты зриши, твое суть, еже ты создал еси своим терпением; но потщися совершити путь своего течения»1.
Многими трудами стяжал терпение Патриарх Никон, и когда время его отшествия настало, он мог сказать вслед за святым апостолом Павлом: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный судия, в день оный» (2 Тим. 4, 7-8).
Кончина блаженного Никона была мирной и умилительной. Лежа на приготовленном одре, он благодарил Бога за всё, подал благословение своим ученикам, сложил руки на груди и предал душу свою Господу. Когда спустя 10 дней гроб с телом Патриарха-схимонаха привезли в Новый Иерусалим, плоть усопшего не была тронута тлением и не издавала злосмрадного духа.
Несение тела Святейшего Патриарха Никона на погребение от Елеонской горы в Воскресенский монастырь. Рисунок 1852 года
Погребение Патриарха Никона совершалось по архиерейскому чину. Благочестивый царь Феодор Алексеевич своими руками вместе с Новгородским митрополитом Корнилием предал гроб Святейшего Никона земле под Святой Голгофой, в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи. Русская история не знала подобных примеров, и современникам было удивительно видеть вложенную Богом в сердце юного государя любовь к Патриарху-страстотерпцу, которая подвигла его возобновить строительство Воскресенского собора и ходатайствовать перед Вселенскими Патриархами о разрешительных грамотах Святейшему Никону.
Грамоты восточных патриархов были привезены в Москву в сентябре 1682 года, когда царь Феодор Алексеевич уже скончался ( † 27 апреля 1682). Вселенские патриархи восстановили схимонаха Никона в патриаршем сане. По их словам, он был осужден «не яко неких вин ради душевных или телесных... ниже над Божественная догматы благочестий согреши, столп бо благочестия непоколебимый знаем бысть, и божественных и священных канонов оберегатель присноискуснейший, отеческих догмат, повелений же и преданий неизреченный ревнитель и заступник достойнейший»2.
Вскоре после погребения Патриарха Никона на его гробнице стали совершаться чудотворения. Люди по вере своей получали от Святителя помощь не только в болезнях, но и в жизненных невзгодах. И ныне молитвами Святейшего Никона все, приходящие ко гробу его и с верою просящие о своих нуждах, получают неоскудно.
Источник: Зеленская Г.М. НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ. Путеводитель. М., 2003. С 38-41.
1. Известие о рождении и воспитании и о житии Святейшего Никона, Патриарха Московского и вея России, написанное клириком Иоанном Шушериным. М.,1871. С 6. 1871. С. 86.
2. Грамота патриарха Константинопольского Иакова от 5 мая 1682 года
Кончина блаженного Никона была мирной и умилительной. Лежа на приготовленном одре, он благодарил Бога за всё, подал благословение своим ученикам, сложил руки на груди и предал душу свою Господу. Когда спустя 10 дней гроб с телом Патриарха-схимонаха привезли в Новый Иерусалим, плоть усопшего не была тронута тлением и не издавала злосмрадного духа.
Погребение Патриарха Никона совершалось по архиерейскому чину. Благочестивый царь Феодор Алексеевич своими руками вместе с Новгородским митрополитом Корнилием предал гроб Святейшего Никона земле под Святой Голгофой, в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи. Русская история не знала подобных примеров, и современникам было удивительно видеть вложенную Богом в сердце юного государя любовь к Патриарху-страстотерпцу, которая подвигла его возобновить строительство Воскресенского собора и ходатайствовать перед Вселенскими Патриархами о разрешительных грамотах Святейшему Никону.
Грамоты восточных патриархов были привезены в Москву в сентябре 1682 года, когда царь Феодор Алексеевич уже скончался (†27 апреля 1682). Вселенские патриархи восстановили схимонаха Никона в патриаршем сане. По их словам, он был осужден «не яко неких вин ради душевных или телесных... ниже над Божественная догматы благочестий согреши, столп бо благочестия непоколебимый знаем бысть, и божественных и священных канонов оберегатель присноискуснейший, отеческих догмат, повелений же и преданий неизреченный ревнитель и заступник достойнейший»44.
Вскоре после погребения Патриарха Никона на его гробнице стали совершаться чудотворения. Люди по вере своей получали от Святителя помощь не только в болезнях, но и в жизненных невзгодах. И ныне молитвами Святейшего Никона все, приходящие ко гробу его и с верою просящие о своих нуждах, получают неоскудно.