Оставив военную карьеру, был послушником Оптиной пустыни. С 1857 г., по рукоположении в иеромонахи, находился в составе Русской Духовной миссии в Иерусалиме, с 1863 г. возглавил ее в сане архимандрита, с 1865 г. настоятель русской Посольской церкви в Константинополе.
В 1869 г. назначен настоятелем Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. В его лице обитель обрела мудрого наставника, рачительного хозяина и неутомимого исследователя. В 1870 г. он издал «Месяцеслов Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря» и «Описание соборного храма Воскресения Христова», в 1871 г. опубликовал по рукописи XVII в., сверенной с другими списками, «Известие о Житии» Святейшего Патриарха Никона, написанное Иоанном Шушериным, в 1872 г. издал на свои средства монастырскую рукопись 50-х гг. XVIII в. «Краткое историческое сказание о начале и устроении Воскресенского Новый Иерусалим именуемого монастыря», в 1876 г. вышел второй выпуск этой книги и в этом же году «Историческое описание Воскресенского Ставропигиального, Новый Иерусалим именуемого, монастыря» и статья о ценинном деле.
В 1870 г. внуками генералиссимуса А.В. Суворова-Рымникского, князьями Александром и Константином Александровичами Суворовыми, был возобновлен придел в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» земляной церкви свв. равноап. Константина и Елены, где были погребены их бабушка и отец, их же тщанием в 1872 г. возобновлен иконостас. 25 сентября 1869 г. архим. Леонид освятил придел во имя прп. Сергия Радонежского чудотворца в юго-восточной части трапезы церкви Рождества Христова, устроенный на пожертвования Анны Дмитриевны Татищевой, а 10 октября 1871 г. – придел во имя св. мц. Татианы в северо-восточной части трапезы этого храма, в память о благотворительнице Нового Иерусалима благоверной царевне и великой княжне Татиане Михайловне, для которого он сам разработал иконографическую программу иконостаса и на свои средства заказал иконы. В 1872 г. еп. Можайским Игнатием был освящен антиминс для главного престола Рождественского храма[1].
15 сентября 1874 г., в попразднство Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, митр. Московским Иннокентием в присутствии многих высокопоставленных лиц был освящен Воскресенский собор, обновленный усердием действительного статского советника Павла Григорьевича Цурикова. В Новом Иерусалиме существовал благочестивый обычай, сохранившийся со времен Патриарха Никона: в праздник Воздвижения Креста Господня после Литургии всем молящимся раздавали металлические или кипарисовые крестики, освященные на Голгофе, и цветки от подножия Голгофского распятия. В 1874 г. Цуриковым было прислано 4000 крестиков для раздачи молящимся. После освящения Воскресенского собора в продолжение целой недели в обитель продолжали прибывать богомольцы для осмотра обновленного храма и поклонения святыням.
В 1874 г. в трапезных палатах церкви Рождества Христова им устроен музей Патриарха Никона – один из первых церковных музеев России, в следующем году составлена опись музея. В 1875 г. составлена Главная церковная и ризничная опись Воскресенского монастыря[2]. В 1876 г. на пожертвования П.Г. Цурикова поновлялась Кувуклия Гроба Господня, при этом «из белого мрамора взамен простого камня»[3] было сделано новое подобие камня, отваленного от Гроба Господня.
При архим. Леониде не нашло своего продолжения дело о захвате городом монастырской земли, хотя ему было предписано представить в Синодальную контору мнение, какой он полагает дать дальнейший ход делу «о возобновлении межевых признаков земель Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и о воспрещении обывателям г. Воскресенска производить на этой земле постройки, впредь до разрешения вопроса об отчуждении ея и о вознаграждении за нее монастыря». Видимо, он «уклонился от ответа во избежание столкновения с П.Г. Цуриковым, благолепно возобновившим в то время Ново-Иерусалимский монастырь на свои средства, который в то же время перекупил и застраивал спорный участок земли против монастырского странноприимного дома», который в 1858 г. пытался отстоять архим. Амфилохий[4].
В 1877 г. архимандрит Леонид был назначен наместником Троице-Сергиевой лавры. В этом году он пожертвовал в Ново-Иерусалимский монастырь 1000 рублей серебром «на трапезу для странников 17 августа в день кончины Патриарха Никона»[5].
Скончался 22 октября 1891 г. и погребен у лаврской церкви Святого Духа.
На всех местах своего церковного служения архим. Леонид занимался изучением истории храмов и монастырей, рукописей и старопечатных книг, христианских древностей и святынь. В перечне его опубликованных работ свыше 270 наименований. Надпись на кресте над его могилой как нельзя лучше выражает сущность его жизненного подвига: «Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, в творениях руку Твоею поучахся» (Пс. 142, 5). В 1891 г., уже после кончины архим. Леонида, вышла его «Справочная книга по русской агиографии», в которой в числе 795 местночтимых святых назван и Патриарх Никон.
В 1869 г. назначен настоятелем Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. В его лице обитель обрела мудрого наставника, рачительного хозяина и неутомимого исследователя. В 1870 г. он издал «Месяцеслов Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря» и «Описание соборного храма Воскресения Христова», в 1871 г. опубликовал по рукописи XVII в., сверенной с другими списками, «Известие о Житии» Святейшего Патриарха Никона, написанное Иоанном Шушериным, в 1872 г. издал на свои средства монастырскую рукопись 50-х гг. XVIII в. «Краткое историческое сказание о начале и устроении Воскресенского Новый Иерусалим именуемого монастыря», в 1876 г. вышел второй выпуск этой книги и в этом же году «Историческое описание Воскресенского Ставропигиального, Новый Иерусалим именуемого, монастыря» и статья о ценинном деле.
В 1870 г. внуками генералиссимуса А.В. Суворова-Рымникского, князьями Александром и Константином Александровичами Суворовыми, был возобновлен придел в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» земляной церкви свв. равноап. Константина и Елены, где были погребены их бабушка и отец, их же тщанием в 1872 г. возобновлен иконостас. 25 сентября 1869 г. архим. Леонид освятил придел во имя прп. Сергия Радонежского чудотворца в юго-восточной части трапезы церкви Рождества Христова, устроенный на пожертвования Анны Дмитриевны Татищевой, а 10 октября 1871 г. – придел во имя св. мц. Татианы в северо-восточной части трапезы этого храма, в память о благотворительнице Нового Иерусалима благоверной царевне и великой княжне Татиане Михайловне, для которого он сам разработал иконографическую программу иконостаса и на свои средства заказал иконы. В 1872 г. еп. Можайским Игнатием был освящен антиминс для главного престола Рождественского храма[1].
15 сентября 1874 г., в попразднство Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, митр. Московским Иннокентием в присутствии многих высокопоставленных лиц был освящен Воскресенский собор, обновленный усердием действительного статского советника Павла Григорьевича Цурикова. В Новом Иерусалиме существовал благочестивый обычай, сохранившийся со времен Патриарха Никона: в праздник Воздвижения Креста Господня после Литургии всем молящимся раздавали металлические или кипарисовые крестики, освященные на Голгофе, и цветки от подножия Голгофского распятия. В 1874 г. Цуриковым было прислано 4000 крестиков для раздачи молящимся. После освящения Воскресенского собора в продолжение целой недели в обитель продолжали прибывать богомольцы для осмотра обновленного храма и поклонения святыням.
В 1874 г. в трапезных палатах церкви Рождества Христова им устроен музей Патриарха Никона – один из первых церковных музеев России, в следующем году составлена опись музея. В 1875 г. составлена Главная церковная и ризничная опись Воскресенского монастыря[2]. В 1876 г. на пожертвования П.Г. Цурикова поновлялась Кувуклия Гроба Господня, при этом «из белого мрамора взамен простого камня»[3] было сделано новое подобие камня, отваленного от Гроба Господня.
При архим. Леониде не нашло своего продолжения дело о захвате городом монастырской земли, хотя ему было предписано представить в Синодальную контору мнение, какой он полагает дать дальнейший ход делу «о возобновлении межевых признаков земель Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и о воспрещении обывателям г. Воскресенска производить на этой земле постройки, впредь до разрешения вопроса об отчуждении ея и о вознаграждении за нее монастыря». Видимо, он «уклонился от ответа во избежание столкновения с П.Г. Цуриковым, благолепно возобновившим в то время Ново-Иерусалимский монастырь на свои средства, который в то же время перекупил и застраивал спорный участок земли против монастырского странноприимного дома», который в 1858 г. пытался отстоять архим. Амфилохий[4].
В 1877 г. архимандрит Леонид был назначен наместником Троице-Сергиевой лавры. В этом году он пожертвовал в Ново-Иерусалимский монастырь 1000 рублей серебром «на трапезу для странников 17 августа в день кончины Патриарха Никона»[5].
Скончался 22 октября 1891 г. и погребен у лаврской церкви Святого Духа.
На всех местах своего церковного служения архим. Леонид занимался изучением истории храмов и монастырей, рукописей и старопечатных книг, христианских древностей и святынь. В перечне его опубликованных работ свыше 270 наименований. Надпись на кресте над его могилой как нельзя лучше выражает сущность его жизненного подвига: «Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, в творениях руку Твоею поучахся» (Пс. 142, 5). В 1891 г., уже после кончины архим. Леонида, вышла его «Справочная книга по русской агиографии», в которой в числе 795 местночтимых святых назван и Патриарх Никон.
- Там же. Ч. 46. 1905. Ед. хр. 144.
- Там же. Ф. 1625. Оп. 1. Д. 32.
- Монастырская опись 1875 года РГАДА. Ф. 1625. Оп. 1. Ед. хр. 34.
- РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1. Ч. 45. 1902. Ед. хр. 202.
- Там же. Ч. 46. 103. Ед. хр. 129а. Л. 4.