Юлия Зайцева. Патриарх Никон хотел превратить Новый Иерусалим в «Сколково XVII века», свидетельствуют археологи
Москва, 15 августа 2013 г., Благовест-инфо. Результаты недавних археологических раскопок в подмосковном Новом Иерусалиме открыли много нового. «Археологические раскопки дают представление о том, как Патриарх Никон преобразовывал природу в этом месте, как он хотел превратить Новый Иерусалим в огромную творческую лабораторию, создать инновационную среду, такое «Сколково XVII века», приглашая мастеров из разных стран», -- сказал руководитель раскопок в Новом Иерусалиме, заведующий сектором Института археологии РАН, доктор исторических наук Леонид Беляев. Выступив 14 августа в пресс-центре РИА Новости на пресс-конференции, посвященной Дню археолога, он рассказал не только об открытиях этого сезона в Новом Иерусалиме, но и о раскопках Спасо-Преображенского собора в центре Твери.
По словам Л.Беляева, раскопки в Новом Иерусалиме идут уже 3 года, они дают массовые находки предметов материальной культуры: множество строительных материалов, керамики, стекла, металла и т.д. «Новый Иерусалим – объект, маркирующий вступление русской культуры в стадию цивилизации», -- сказал археолог, разумея под цивилизацией в данном случае именно массовость, «тиражирование» предметов. Кроме того, Новый Иерусалим раскрывает перед исследователями «своеобразную модель обновления России на церковный лад». «Изучая Новый Иерусалим, мы понимаем, что было бы, окажись на троне не Петр I, а его брат Иван или его сын, царевич Алексей, или если бы власть самого Никона упрочилась», -- продолжил Л.Беляев.
Из самых впечатляющих находок он выделил «хит сезона» -- хорошо сохранившуюся керамическую икону с ликом Христа-Пантократора и часть керамического же Распятия. Ранее считалось, что в XVII веке в России еще не было такой техники исполнения икон. Археологи предполагают, что эти изображения могли быть частью керамического иконостаса, задуманного Патриархом Никоном. Именно эти находки, наряду с другими, дают повод говорить об «инновациях» в Новом Иерусалиме.
Известно, что построенный в Новом Иерусалиме храм Гроба Господня является в плане самой точной в мире копией одноименного храма в Иерусалиме. Однако до сих пор считалось, что там не достает копии «Капеллы франков» -- небольшой купольной беседки, пристроенной к основному объему храма крестоносцами в XII - XIII вв. Недавно археологи обнаружили следы фундамента этой пристройки, которая позволяла бы подойти к Кувуклии коротким путем, не через весь храм. Однако оказалось, что Никон заложил это сооружение, но построить его не удалось.
В этом году удалось обнаружить следы еще одного «чуда техники» того времени – колодца с ангелом, который был известен по письменным источникам, но местоположение его было загадкой. Это сооружение, которое на самом деле воспринималось современниками как чудо, простояло недолго: вода, которая «вытекала сама», размыла опоры и изразцовая часовня провалилась внутрь. Кстати, еще одна новаторская для XVII в. деталь быта была раскрыта археологами – это фрагменты канализации, устроенной в монастыре.
Саркофаг Патриарха Никона уже дважды вскрывался прежде, однако открытием этого сезона стал вывод об особом составе камня, из которого было изготовлено последнее пристанище Патриарха: оказалось, что он сделан из редкого тогда гипса, тогда как прежде считалось, что все саркофаги этого и более древних захоронений вырезали из мячковского белого камня. Проверить качество камня ученых надоумило сообщение биографа Никона, «крестового дьяка» Ивана Шушарина – его захоронение, прежде неизвестное, также удалось обнаружить на территории Нового Иерусалима.
Множество интереснейших предметов: «шуточную» личную вещь Патриарха Никона -- изразцовую флягу в виде небольшой книги (время массового производства шутих-имитаций наступает гораздо позже), точно датированную глиняную форму для отливки крестов, автограф на сосуде для изготовления поливных изразцов и т.д. удалось найти археологам. Однако не менее поражают и открытия в области фортификации. Известно, что Никон велел преобразовать рельеф поймы Истры (переименованной им в Иордан) в этом месте, что холм, на котором был основан монастырь, был назван Сионом, укреплен и досыпан. Как именно это было сделано, выяснили археологи в этом году: весь склон был укреплен так называемыми «тарасами» - большими срубами, облицованными бревнами, засыпанными землей и задернованными камнями. Таким образом, выяснилось, что изначально Воскресенский монастырь мыслился его создателем не только как молитвенная обитель, но и как мощная крепость, способная отразить нападение.
На пресс-конференции Л.Беляев рассказал также о начале большого цикла работ в Твери: в центре города археологи пытаются добраться до белокаменного фундамента Спасо-Преображенского собора XIII в., который позже неоднократно перестраивался, а в ХХ в. был разрушен. Особенность этого сооружения состоит в том, что он считается первым каменным храмом, построенным после нашествия татаро-монгольских орд – в 1285 г. «О нем почти нет никаких письменных свидетельств. Археология только и может что-то рассказать», -- отметил выступавший.
Вкратце упомянув также о раскопках на территории московских монастырей – Зачатьевского и Новодевичьего, Л.Беляев отметил: «Считается, что археологам сложно работать в пространстве церковного мира. Но мы хорошо работаем со многими церковными и монастырскими общинами». Самым малоизученным и малодоступным для археологов в столице является Кремль. «Вот где надо активно работать. Там есть места, где как будто специально для нас оставлен месседж, хотя, конечно, тогда люди больше о Боге думали (а не о потомках-археологах – ред.)».