Окончил Владимирскую духовную семинарию (1862), преподавал в духовных училищах Владимирской и Симферопольской епархий. По прошению, по расстроенному здоровью, уволен от училищной службы и в 1880 г. определен в Синодальную церковь 12 Апостолов помощником синодального ризничего и в этом же году рукоположен во иеромонаха к той же церкви, определен к очередному стоянию при мощах митр. Московского Филиппа в Успенском соборе, в память чего пожалован медалями: бронзовой на Александровской ленте и серебряной большой без ленты, далее – синодальный ризничий, настоятель. В 1894 г. состоял членом Комиссии по переносу Патриаршей синодальной ризницы в Мироварную палату, распределении ее предметов в новом помещении, их ремонту и составлению новых описей им.
Настоятелем Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря назначен летом 1898 г. из архимандритов Заиконоспасского монастыря.
В сентябре 1898 г. архим. Владимир получил из Синодальной конторы чертежи и сметы новой монастырской гостиницы, представленные наместником, и дал свое заключение, что монастырю сейчас новая гостиница не нужна, так как и существующие три двухэтажные гостиницы не заполняются, и дело было прекращено. С открытием в 1900 г. Виндавской железной дороги, оживившей экономическую сторону жизни Воскресенска, облегчившей доступ к монастырю и увеличившей поток его посетителей, ситуация изменилась, и в ноябре 1902 г. по просьбе архим. Владимира было разрешено построить новую двухэтажную каменную гостиницу, уже по новому проекту – с полуподвалом, на 32 номера[1]. Она была завершена в мае 1904 г. архим. Серафимом.
В октябре 1898 г. архим. Владимир составил «Положение о местах для могил на кладбище в Воскресенском, Новый Иерусалим именуемом, монастыре», которое вводил с 1899 г., и выдал его для руководства казначею. Подробный доклад с обзором истории погребений в обители он направил 14 октября в Московскую синодальную контору.
«В старые годы, – писал он, – в Воскресенском монастыре, кроме братии, погребались около подземной церкви с северной и южной стороны только именитые возобновители, украсители, устроители новых приделов, вкладчики облачений, икон, резной церковной утвари и, наконец, – вкладчики деньгами, начиная с 1778 г., не менее 1000 руб. ассигнациями по тогдашнему времени. Роды их записаны в монастырских Синодиках и неопустительно поминаются. Когда за полтораста лет места здесь были заполнены, тогда с 70-х гг. XIX в. монастырское управление стало отводить места для погребения мирских людей в братском фруктовом саду на юг от соборного храма Воскресения Христова. Из надписей на могильных крестах и памятниках здесь погребенных, видно, что только с конца 80-х гг. начался усиленный захват могильных мест Воскресенскими мещанами и иными разночинцами по дешевым ценам, так что за последние 10 лет в монастыре могил стало больше, чем сколько их было за предыдущие 150 лет, а вкладов в пользу монастыря и на поминовение в пользу братии от внесших по 15 рублей за могильные места никаких не было. Соображая, что если так вести дело, то в скором времени не останется в монастыре места и для погребения умирающих из братии, я выдал казначею монастыря для руководства положение о местах для могил в ограде монастыря с разделением их на три разряда и квитационную книгу в 1899 году»[2].
Летом 1901 г. некие лица сделали архим. Владимиру предложение сдать по частям в аренду монастырскую рощу на юго-западе монастыря, за рекой Истрой, носящую название «Уриин сад». В октябре 1902 г. он обратился с этим предложением в Синодальную контору, посчитав его выгодным для монастыря, поскольку, с одной стороны, роща старая, а с другой, жители ближайшей деревни Сычевки понемногу похищают деревья для своей надобности, в ноябре разрешение было получено[3]. Но работы начались только осенью 1904 г., архим. Серафимом, когда был составлен план участков и начато устройство колодцев и подведение дороги. В ноябре 1902 г. архим. Владимир возбудил дело о возобновлении иска к городу Воскресенску о неправильном захвате монастырской земли и возвращении монастырю земель в соответствии с планом 1769 г. Он изучил имеющиеся в архиве Синодальной конторы документы и оказалось, что духовные власти неоднократно выражали протест против застройки и покупки спорной земли разными лицами, но гражданские власти обыкновенно отвечали ничего не объясняющими отписками, а обыватели тем временем обстроились на шести спорных участках, которые по плану генерального межевания 1768 г. принадлежат монастырю, а по плану на г. Воскресенск вошли под кварталы города без всякого монастырю вознаграждения. Заведующему Московской синодальной библиотекой Николаю Петровичу Попову Синодальной конторой было поручено навести в архивах справки о земельных владениях Воскресенского монастыря. В то же время архим. Владимир просил Синодальную контору, чтобы монастырь числился в Звенигородском уезде, а не в городе Воскресенске, «от которого монастырю совершенно ничего не дается», наоборот, городская управа сдает в аренду монастырскую землю возле странноприимного дома для торговли, а с монастырских гостиниц взимает налоги в пользу города[4].
12 апреля 1903 г. Воскресенский монастырь посетил Император Николай Александрович с супругой и членами царского семейства. В приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи Император «некоторое время пребыл в глубоком молчании, а потом изволил расспрашивать о веригах, висящих над гробницею, об иконе Владимирской Божией Матери, вышитой разными шелками, золотом и серебром, обращено было внимание и на изображение за престолом в приделе Иоанна Предтечи, в нише горняго места, так называемой Адамовой главы, которая находится под Голгофским камнем, и на которую, по иерусалимскому преданию, чрез расщелину Голгофской скалы падали капли крови Распятого Христа. По выходе из Предтечевского придела Их Величества и Их Высочеста прикладывались к чудотворной иконе Божией Матери Троеручицы.
<…> произведен осмотр всех 10 приделов на хорах и Ризницы. <…> Осмотрели возле придела во имя Марии Магдалины образ Явления ей Спасителя в вертограде, вырезанный из разных пород дерев и приобретенный еще Патриархом Никоном»[5]. В память этого посещения из монастырских сумм было пожертвовано 3000 рублей в фонд им. Императора Александра III[6].
В августе 1903 г. архим. Владимиром был получен указ Московской Синодальной конторы об открытии в монастыре школы для послушников, «установив программу и порядок преподавания в ней, применительно к таковым же школам Московской епархии»[7], но никаких распоряжений архим. Владимиром сделано не было, школа открыта не была. В ноябре 1903 г. архим. Владимир ходатайствовал об устройстве в монастырской роще на западе от монастыря, на холме «Фавор и Ермон», особого скита с общежительным уставом для ищущих «безмолвного и уединенного жития… с приютом при ските для престарелых монашествующих, с больницею и отделением для умалишенных, с кладбищем для братии и с рукодельными мастерскими для трудников», с храмом с главным престолом во имя Преображения Господня, и в декабре разрешение было дано[8].
В ноябре 1903 г. архим. Владимир просил о разрешении напечатать новым изданием в 3000 экз. книгу «Жизнь Святейшаго Никона, Патриарха Московскаго», с 9-ю рисунками (изд. Ново-Иерусалимского монастыря, 1879), так как предыдущий тираж почти весь израсходован[9]. В декабре он получил разрешение Синодальной конторы на переиздание.
5 февраля 1904 г. архим. Владимир был освобожден от должности и 22 февраля рукоположен во еп. Киренского, викария Иркутской епархии. С 22 марта 1908 г. – еп. Ковенский, викарий Литовской епархии, с 25 июня 1911 г. на покое. Скончался в конце 1916 г.
РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1. Ч. 45. 1902. Ед. хр. 185.
Там же. Ч. 45. Ед. хр. 197. 1900. Л. 5–5 об.
Там же. Ч. 46. 1902. Ед. хр. 186.
Там же. Ч. 45. 1902. Ед. хр. 202.
Там же. Ч. 46. 1903. Ед. хр. 67.
Там же. Ед. хр. 129а. Л. 34.
Там же. Ед. хр. 115.
Там же. Ед. хр. 152.
Там же. Ед. хр. 154. В 1878 г. архимандритом Вениамином была издана книга «Жизнь Святейшаго Никона патриарха Всероссийскаго» (с 9-ю рис.).