Окончил Владимирскую духовную семинарию (1862), преподавал в духовных училищах Владимирской и Симферопольской епархий. По прошению, по расстроенному здоровью, уволен от училищной службы и в 1880 г. определен в Синодальную церковь 12 Апостолов помощником синодального ризничего и в этом же году рукоположен во иеромонаха к той же церкви, определен к очередному стоянию при мощах митр. Московского Филиппа в Успенском соборе, в память чего пожалован медалями: бронзовой на Александровской ленте и серебряной большой без ленты, далее – синодальный ризничий, настоятель. В 1894 г. состоял членом Комиссии по переносу Патриаршей синодальной ризницы в Мироварную палату, распределении ее предметов в новом помещении, их ремонту и составлению новых описей им.
Настоятелем Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря назначен летом 1898 г. из архимандритов Заиконоспасского монастыря.
В сентябре 1898 г. архим. Владимир получил из Синодальной конторы чертежи и сметы новой монастырской гостиницы, представленные наместником, и дал свое заключение, что монастырю сейчас новая гостиница не нужна, так как и существующие три двухэтажные гостиницы не заполняются, и дело было прекращено. С открытием в 1900 г. Виндавской железной дороги, оживившей экономическую сторону жизни Воскресенска, облегчившей доступ к монастырю и увеличившей поток его посетителей, ситуация изменилась, и в ноябре 1902 г. по просьбе архим. Владимира было разрешено построить новую двухэтажную каменную гостиницу, уже по новому проекту – с полуподвалом, на 32 номера[1]. Она была завершена в мае 1904 г. архим. Серафимом.
В октябре 1898 г. архим. Владимир составил «Положение о местах для могил на кладбище в Воскресенском, Новый Иерусалим именуемом, монастыре», которое вводил с 1899 г., и выдал его для руководства казначею. Подробный доклад с обзором истории погребений в обители он направил 14 октября в Московскую синодальную контору.
«В старые годы, – писал он, – в Воскресенском монастыре, кроме братии, погребались около подземной церкви с северной и южной стороны только именитые возобновители, украсители, устроители новых приделов, вкладчики облачений, икон, резной церковной утвари и, наконец, – вкладчики деньгами, начиная с 1778 г., не менее 1000 руб. ассигнациями по тогдашнему времени. Роды их записаны в монастырских Синодиках и неопустительно поминаются. Когда за полтораста лет места здесь были заполнены, тогда с 70-х гг. XIX в. монастырское управление стало отводить места для погребения мирских людей в братском фруктовом саду на юг от соборного храма Воскресения Христова. Из надписей на могильных крестах и памятниках здесь погребенных, видно, что только с конца 80-х гг. начался усиленный захват могильных мест Воскресенскими мещанами и иными разночинцами по дешевым ценам, так что за последние 10 лет в монастыре могил стало больше, чем сколько их было за предыдущие 150 лет, а вкладов в пользу монастыря и на поминовение в пользу братии от внесших по 15 рублей за могильные места никаких не было. Соображая, что если так вести дело, то в скором времени не останется в монастыре места и для погребения умирающих из братии, я выдал казначею монастыря для руководства положение о местах для могил в ограде монастыря с разделением их на три разряда и квитационную книгу в 1899 году»[2].
Летом 1901 г. некие лица сделали архим. Владимиру предложение сдать по частям в аренду монастырскую рощу на юго-западе монастыря, за рекой Истрой, носящую название «Уриин сад». В октябре 1902 г. он обратился с этим предложением в Синодальную контору, посчитав его выгодным для монастыря, поскольку, с одной стороны, роща старая, а с другой, жители ближайшей деревни Сычевки понемногу похищают деревья для своей надобности, в ноябре разрешение было получено[3]. Но работы начались только осенью 1904 г., архим. Серафимом, когда был составлен план участков и начато устройство колодцев и подведение дороги. В ноябре 1902 г. архим. Владимир возбудил дело о возобновлении иска к городу Воскресенску о неправильном захвате монастырской земли и возвращении монастырю земель в соответствии с планом 1769 г. Он изучил имеющиеся в архиве Синодальной конторы документы и оказалось, что духовные власти неоднократно выражали протест против застройки и покупки спорной земли разными лицами, но гражданские власти обыкновенно отвечали ничего не объясняющими отписками, а обыватели тем временем обстроились на шести спорных участках, которые по плану генерального межевания 1768 г. принадлежат монастырю, а по плану на г. Воскресенск вошли под кварталы города без всякого монастырю вознаграждения. Заведующему Московской синодальной библиотекой Николаю Петровичу Попову Синодальной конторой было поручено навести в архивах справки о земельных владениях Воскресенского монастыря. В то же время архим. Владимир просил Синодальную контору, чтобы монастырь числился в Звенигородском уезде, а не в городе Воскресенске, «от которого монастырю совершенно ничего не дается», наоборот, городская управа сдает в аренду монастырскую землю возле странноприимного дома для торговли, а с монастырских гостиниц взимает налоги в пользу города[4].
12 апреля 1903 г. Воскресенский монастырь посетил Император Николай Александрович с супругой и членами царского семейства. В приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи Император «некоторое время пребыл в глубоком молчании, а потом изволил расспрашивать о веригах, висящих над гробницею, об иконе Владимирской Божией Матери, вышитой разными шелками, золотом и серебром, обращено было внимание и на изображение за престолом в приделе Иоанна Предтечи, в нише горняго места, так называемой Адамовой главы, которая находится под Голгофским камнем, и на которую, по иерусалимскому преданию, чрез расщелину Голгофской скалы падали капли крови Распятого Христа. По выходе из Предтечевского придела Их Величества и Их Высочеста прикладывались к чудотворной иконе Божией Матери Троеручицы.
<…> произведен осмотр всех 10 приделов на хорах и Ризницы. <…> Осмотрели возле придела во имя Марии Магдалины образ Явления ей Спасителя в вертограде, вырезанный из разных пород дерев и приобретенный еще Патриархом Никоном»[5]. В память этого посещения из монастырских сумм было пожертвовано 3000 рублей в фонд им. Императора Александра III[6].
В августе 1903 г. архим. Владимиром был получен указ Московской Синодальной конторы об открытии в монастыре школы для послушников, «установив программу и порядок преподавания в ней, применительно к таковым же школам Московской епархии»[7], но никаких распоряжений архим. Владимиром сделано не было, школа открыта не была. В ноябре 1903 г. архим. Владимир ходатайствовал об устройстве в монастырской роще на западе от монастыря, на холме «Фавор и Ермон», особого скита с общежительным уставом для ищущих «безмолвного и уединенного жития… с приютом при ските для престарелых монашествующих, с больницею и отделением для умалишенных, с кладбищем для братии и с рукодельными мастерскими для трудников», с храмом с главным престолом во имя Преображения Господня, и в декабре разрешение было дано[8].
В ноябре 1903 г. архим. Владимир просил о разрешении напечатать новым изданием в 3000 экз. книгу «Жизнь Святейшаго Никона, Патриарха Московскаго», с 9-ю рисунками (изд. Ново-Иерусалимского монастыря, 1879), так как предыдущий тираж почти весь израсходован[9]. В декабре он получил разрешение Синодальной конторы на переиздание.
5 февраля 1904 г. архим. Владимир был освобожден от должности и 22 февраля рукоположен во еп. Киренского, викария Иркутской епархии. С 22 марта 1908 г. – еп. Ковенский, викарий Литовской епархии, с 25 июня 1911 г. на покое. Скончался в конце 1916 г.
Настоятелем Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря назначен летом 1898 г. из архимандритов Заиконоспасского монастыря.
В сентябре 1898 г. архим. Владимир получил из Синодальной конторы чертежи и сметы новой монастырской гостиницы, представленные наместником, и дал свое заключение, что монастырю сейчас новая гостиница не нужна, так как и существующие три двухэтажные гостиницы не заполняются, и дело было прекращено. С открытием в 1900 г. Виндавской железной дороги, оживившей экономическую сторону жизни Воскресенска, облегчившей доступ к монастырю и увеличившей поток его посетителей, ситуация изменилась, и в ноябре 1902 г. по просьбе архим. Владимира было разрешено построить новую двухэтажную каменную гостиницу, уже по новому проекту – с полуподвалом, на 32 номера[1]. Она была завершена в мае 1904 г. архим. Серафимом.
В октябре 1898 г. архим. Владимир составил «Положение о местах для могил на кладбище в Воскресенском, Новый Иерусалим именуемом, монастыре», которое вводил с 1899 г., и выдал его для руководства казначею. Подробный доклад с обзором истории погребений в обители он направил 14 октября в Московскую синодальную контору.
«В старые годы, – писал он, – в Воскресенском монастыре, кроме братии, погребались около подземной церкви с северной и южной стороны только именитые возобновители, украсители, устроители новых приделов, вкладчики облачений, икон, резной церковной утвари и, наконец, – вкладчики деньгами, начиная с 1778 г., не менее 1000 руб. ассигнациями по тогдашнему времени. Роды их записаны в монастырских Синодиках и неопустительно поминаются. Когда за полтораста лет места здесь были заполнены, тогда с 70-х гг. XIX в. монастырское управление стало отводить места для погребения мирских людей в братском фруктовом саду на юг от соборного храма Воскресения Христова. Из надписей на могильных крестах и памятниках здесь погребенных, видно, что только с конца 80-х гг. начался усиленный захват могильных мест Воскресенскими мещанами и иными разночинцами по дешевым ценам, так что за последние 10 лет в монастыре могил стало больше, чем сколько их было за предыдущие 150 лет, а вкладов в пользу монастыря и на поминовение в пользу братии от внесших по 15 рублей за могильные места никаких не было. Соображая, что если так вести дело, то в скором времени не останется в монастыре места и для погребения умирающих из братии, я выдал казначею монастыря для руководства положение о местах для могил в ограде монастыря с разделением их на три разряда и квитационную книгу в 1899 году»[2].
Летом 1901 г. некие лица сделали архим. Владимиру предложение сдать по частям в аренду монастырскую рощу на юго-западе монастыря, за рекой Истрой, носящую название «Уриин сад». В октябре 1902 г. он обратился с этим предложением в Синодальную контору, посчитав его выгодным для монастыря, поскольку, с одной стороны, роща старая, а с другой, жители ближайшей деревни Сычевки понемногу похищают деревья для своей надобности, в ноябре разрешение было получено[3]. Но работы начались только осенью 1904 г., архим. Серафимом, когда был составлен план участков и начато устройство колодцев и подведение дороги. В ноябре 1902 г. архим. Владимир возбудил дело о возобновлении иска к городу Воскресенску о неправильном захвате монастырской земли и возвращении монастырю земель в соответствии с планом 1769 г. Он изучил имеющиеся в архиве Синодальной конторы документы и оказалось, что духовные власти неоднократно выражали протест против застройки и покупки спорной земли разными лицами, но гражданские власти обыкновенно отвечали ничего не объясняющими отписками, а обыватели тем временем обстроились на шести спорных участках, которые по плану генерального межевания 1768 г. принадлежат монастырю, а по плану на г. Воскресенск вошли под кварталы города без всякого монастырю вознаграждения. Заведующему Московской синодальной библиотекой Николаю Петровичу Попову Синодальной конторой было поручено навести в архивах справки о земельных владениях Воскресенского монастыря. В то же время архим. Владимир просил Синодальную контору, чтобы монастырь числился в Звенигородском уезде, а не в городе Воскресенске, «от которого монастырю совершенно ничего не дается», наоборот, городская управа сдает в аренду монастырскую землю возле странноприимного дома для торговли, а с монастырских гостиниц взимает налоги в пользу города[4].
12 апреля 1903 г. Воскресенский монастырь посетил Император Николай Александрович с супругой и членами царского семейства. В приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи Император «некоторое время пребыл в глубоком молчании, а потом изволил расспрашивать о веригах, висящих над гробницею, об иконе Владимирской Божией Матери, вышитой разными шелками, золотом и серебром, обращено было внимание и на изображение за престолом в приделе Иоанна Предтечи, в нише горняго места, так называемой Адамовой главы, которая находится под Голгофским камнем, и на которую, по иерусалимскому преданию, чрез расщелину Голгофской скалы падали капли крови Распятого Христа. По выходе из Предтечевского придела Их Величества и Их Высочеста прикладывались к чудотворной иконе Божией Матери Троеручицы.
<…> произведен осмотр всех 10 приделов на хорах и Ризницы. <…> Осмотрели возле придела во имя Марии Магдалины образ Явления ей Спасителя в вертограде, вырезанный из разных пород дерев и приобретенный еще Патриархом Никоном»[5]. В память этого посещения из монастырских сумм было пожертвовано 3000 рублей в фонд им. Императора Александра III[6].
В августе 1903 г. архим. Владимиром был получен указ Московской Синодальной конторы об открытии в монастыре школы для послушников, «установив программу и порядок преподавания в ней, применительно к таковым же школам Московской епархии»[7], но никаких распоряжений архим. Владимиром сделано не было, школа открыта не была. В ноябре 1903 г. архим. Владимир ходатайствовал об устройстве в монастырской роще на западе от монастыря, на холме «Фавор и Ермон», особого скита с общежительным уставом для ищущих «безмолвного и уединенного жития… с приютом при ските для престарелых монашествующих, с больницею и отделением для умалишенных, с кладбищем для братии и с рукодельными мастерскими для трудников», с храмом с главным престолом во имя Преображения Господня, и в декабре разрешение было дано[8].
В ноябре 1903 г. архим. Владимир просил о разрешении напечатать новым изданием в 3000 экз. книгу «Жизнь Святейшаго Никона, Патриарха Московскаго», с 9-ю рисунками (изд. Ново-Иерусалимского монастыря, 1879), так как предыдущий тираж почти весь израсходован[9]. В декабре он получил разрешение Синодальной конторы на переиздание.
5 февраля 1904 г. архим. Владимир был освобожден от должности и 22 февраля рукоположен во еп. Киренского, викария Иркутской епархии. С 22 марта 1908 г. – еп. Ковенский, викарий Литовской епархии, с 25 июня 1911 г. на покое. Скончался в конце 1916 г.
- РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1. Ч. 45. 1902. Ед. хр. 185.
- Там же. Ч. 45. Ед. хр. 197. 1900. Л. 5–5 об.
- Там же. Ч. 46. 1902. Ед. хр. 186.
- Там же. Ч. 45. 1902. Ед. хр. 202.
- Там же. Ч. 46. 1903. Ед. хр. 67.
- Там же. Ед. хр. 129а. Л. 34.
- Там же. Ед. хр. 115.
- Там же. Ед. хр. 152.
- Там же. Ед. хр. 154. В 1878 г. архимандритом Вениамином была издана книга «Жизнь Святейшаго Никона патриарха Всероссийскаго» (с 9-ю рис.).