Обучался последовательно в школе Киевского Богоявленского монастыря, Львовской духовной академии, Московской славяно-греко-латинской академии.
5 апреля 1748 г. определен настоятелем Воскресенского монастыря и членом Святейшего Синода из иеромонахов Александро-Невской лавры, где он к тому времени был префектом Александро- Невской духовной семинарии. Архим. Амросий был назначен именным указом Императрицы Елизаветы Петровны как опытный строитель и знаток церковной архитектуры с целью восстановления Воскресенского собора. На архим. Амвросия первым из воскресенских архимандритов была возложена мантия со скрижалями.
Летом 1748 г. Императрица Елизавета Петровна посетила Воскресенский монастырь и повелела архим. Амвросию к следующему лету «восстановить шатер точным подобием прежнему»[1]. Разработку проекта нового шатра Императрица поручила архитектору В.В. Растрелли. Архим. Амвросий энергично приступил к делу. Для руководства строительными работами он испросил бывшего эконома Александро-Невской лавры Каллиста, для проведения живописных работ вызвал из Троице-Сергиевой лавры своего младшего брата Николая, будущего воскресенского архим. Никона, чтобы иметь собственных мастеров, организовал в монастыре школу «архитектурных, рисовальных и живописных дел».
19 июля 1749 г. именным указом Императрицы Елизаветы Петровны Воскресенскому монастырю возвращено имя Нового Иерусалима, велено называть и писать его ставропигиальным Воскресенским, Новый Иерусалим именуемым, монастырем. Указом от 8 октября велено «синодальному члену архим. Амвросию и впредь будущим по нем архимандритам божественное служение исправлять против Киево-Печерской лавры»[2].
В 1749 г. освящен ряд приделов Воскресенского собора: придел во имя свт. Иоанна Златоустого в северной части хор Воскресенского собора, устроенный иждивением Императрицы Елизаветы Петровны в память восшествия ее на престол; придел св. ап. Иакова, брата Господня по плоти, первоначально устроенный к северу от главного алтаря земляной церкви свв. Константина и Елены, а в середине XVIII в. перенесенный на второй ярус колокольни Воскресенского собора и благоукрашенный на средства граф Ивана Ивановича Шувалова; заалтарный придел Разделения риз Воскресенского собора, изразцовый иконостас которого был устроен при Патриархе Никоне, а окончательное устроение придела совершено иждивением графа Михаила Иларионовича Воронцова; освящен во имя свт. Андрея, архиеп. Критского, придел в заалтарном обходе Воскресенского собора, благоустроенный усердием графа Андрея Петровича Литты. В начале 50-х гг. придел обновлялся графиней Маврой Егоровной Шуваловой «по своему сугубому обещанию»; вторично освящен придел свт. Николая чудотворца в северной части Воскресенского собора, у колокольни, обновленный усердием графини Мавры Егоровны Шуваловой и графа Петра Ивановича Шувалова. Поскольку в Иерусалимском храме на этом месте находится придел в честь 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся, то для восполнения соответствия с храмом Гроба Господня при обновлении придела решено было «построить вновь един кивот с правой стороны на стене и в нем написать образ четыредесяти мучеников, чтобы было согласно с иерусалимскою историею» (из монастырской описи 1751 г.). В середине XVIII в. киот с образом Севастийских мучеников был установлен; 1 сентября освящен придел прп. Марии Египетской в южном притворе собора, отделанный щедротами Императрицы Елизаветы Петровны. Место для церкви было устроено в XVII в. в соответствии с топографией Иерусалимского храма – здесь прп. Мария, бывшая блудница, испытала раскаяние и навсегда ушла в пустыню. 5 сентября[3] в присутствии Императрицы Елизаветы Петровны, в день ее именин освящен придел во имя свв. праведных Захария и Елисаветы в северо-восточной части хор, устроенный Императрицей в честь своей небесной покровительницы.
В 1749–1750 гг. обновлена церковь Усекновения главы пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна попечением духовника Императрицы Елизаветы Петровны протоиерея Феодора Яковлевича Дубянского. В 1750 г. начата перестройка подземной церкви равноап. Константина и Елены и в 1751 г. освящена после обновления ее на средства Кирилла Григорьевича Разумовского[4]. Переустройство церкви продолжалось на пожертвования графа Алексея Григорьевича Разумовского и его сестры Веры. К 1754 г. взамен первоначального керамического был устроен медный, местами вызолоченный, чеканный иконостас в стиле барокко, иконы для него написал Николай Стефанович Зертис-Каменский. В 1751 г. обновлена Голгофская церковь на пожалования великого князя Петра Федоровича, будущего Императора Петра III, и его супруги, великой княгини Екатерины Алексеевны. В 1756 г. освящен во имя мч. Лонгина Сотника, иже при Кресте Господни, придел в северо-восточной части заалтарного обхода Воскресенского собора, изразцовый иконостас которого был устроен при Патриархе Никоне, а завершено устройство придела тщанием тайного советника и сенатора Ф.В. Наумова. В Иерусалимском храме на этом месте находится церковь, «в ней же титла написанная от Пилата»[5].
В 1750 г. «по разобрании до половины развалившегося шатра вновь начато его строение»[6]. В марте 1751 г. архим. Амвросий сообщал в Синод, что работы по восстановлению шатра подходят к концу.
В 1756 г. первый оклад иконы Божией Матери «Троеручицы», устроенный благоверной царевной Татианой Михайловной из басменного серебра, был заменен новым серебряным вызолоченным окладом из монастырского серебра и золота.
В 1756 г. наконец утвержден Императрицей проект нового деревянного шатра архитектора В.В. Растрелли. Для наблюдения за строительством нанят архитектор Карл Бланк, и в 1756–1759 г. Воскресенский собор окончательно завершен. В течение 10 лет Воскресенский собор был возобновлен. Деревянный шатер с «живописной симфонией» из 100 картин в итальянской манере, золоченая резьба, стенопись в картушах и пышный лепной декор оформили интерьер храма в стиле барокко.
В 1759 г. по соизволению Императрицы Елизаветы Петровны из Воскресенского монастыря деревянный дворец перенесен в монастырское село Чернево – Назарет, где поставлен на каменный фундамент и отделан для «высочайшего присутствия»[7].
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в северной галерее Воскресенского собора после обновления со значительными перестройками была вторично освящена в 1761 г.
В 1764 г. установлено Воскресенскому монасты рю быть первоклассным с 32 человеками братии монашествующих[8].
17 ноября 1753 г. архим. Амвросий был рукоположен во еп. Переславльского и Дмитровского с оставлением титла архимандрита Воскресенского монастыря и члена Святейшего Синода. 8 марта 1761 г. переведен в Сарскую и Подонскую епархию, в 1764 г. переименованную в Крутицкую и Можайскую, с 7 октября 1761 г. – архиепископ.
Преосвященный Амвросий управлял Воскресенским монастырем до 2 августа 1765 г. 18 января 1766 г. переведен на Московскую кафедру, с 1769 г. по поручению Императрицы Екатерины II начал обновлять соборы Московского Кремля. Он был знатоком латинского, греческого и еврейского языков, занимался переводами. Из его переводов известны «Псалтирь» (М., 1809), «12 посланий Игнатия Богоносца» (М., 1772), «Святого Кирилла Епископа Иерусалимского огласительные Поучения» (М., 1772), «Богословие или изложение Православной веры» св. Иоанна Дамаскина (М., 1774; 1785). Одно из лучших творений архиепископа – «Служба святому митрополиту Димитрию Ростовскому».
16 сентября 1771 г. архиеп. Амвросий был убит во время «чумного бунта» у стен Донского монастыря в Москве за предохранительные меры в прекращении суеверий. Погребен в «старом соборе» у левого клироса 4 октября.
5 апреля 1748 г. определен настоятелем Воскресенского монастыря и членом Святейшего Синода из иеромонахов Александро-Невской лавры, где он к тому времени был префектом Александро- Невской духовной семинарии. Архим. Амросий был назначен именным указом Императрицы Елизаветы Петровны как опытный строитель и знаток церковной архитектуры с целью восстановления Воскресенского собора. На архим. Амвросия первым из воскресенских архимандритов была возложена мантия со скрижалями.
Летом 1748 г. Императрица Елизавета Петровна посетила Воскресенский монастырь и повелела архим. Амвросию к следующему лету «восстановить шатер точным подобием прежнему»[1]. Разработку проекта нового шатра Императрица поручила архитектору В.В. Растрелли. Архим. Амвросий энергично приступил к делу. Для руководства строительными работами он испросил бывшего эконома Александро-Невской лавры Каллиста, для проведения живописных работ вызвал из Троице-Сергиевой лавры своего младшего брата Николая, будущего воскресенского архим. Никона, чтобы иметь собственных мастеров, организовал в монастыре школу «архитектурных, рисовальных и живописных дел».
19 июля 1749 г. именным указом Императрицы Елизаветы Петровны Воскресенскому монастырю возвращено имя Нового Иерусалима, велено называть и писать его ставропигиальным Воскресенским, Новый Иерусалим именуемым, монастырем. Указом от 8 октября велено «синодальному члену архим. Амвросию и впредь будущим по нем архимандритам божественное служение исправлять против Киево-Печерской лавры»[2].
В 1749 г. освящен ряд приделов Воскресенского собора: придел во имя свт. Иоанна Златоустого в северной части хор Воскресенского собора, устроенный иждивением Императрицы Елизаветы Петровны в память восшествия ее на престол; придел св. ап. Иакова, брата Господня по плоти, первоначально устроенный к северу от главного алтаря земляной церкви свв. Константина и Елены, а в середине XVIII в. перенесенный на второй ярус колокольни Воскресенского собора и благоукрашенный на средства граф Ивана Ивановича Шувалова; заалтарный придел Разделения риз Воскресенского собора, изразцовый иконостас которого был устроен при Патриархе Никоне, а окончательное устроение придела совершено иждивением графа Михаила Иларионовича Воронцова; освящен во имя свт. Андрея, архиеп. Критского, придел в заалтарном обходе Воскресенского собора, благоустроенный усердием графа Андрея Петровича Литты. В начале 50-х гг. придел обновлялся графиней Маврой Егоровной Шуваловой «по своему сугубому обещанию»; вторично освящен придел свт. Николая чудотворца в северной части Воскресенского собора, у колокольни, обновленный усердием графини Мавры Егоровны Шуваловой и графа Петра Ивановича Шувалова. Поскольку в Иерусалимском храме на этом месте находится придел в честь 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся, то для восполнения соответствия с храмом Гроба Господня при обновлении придела решено было «построить вновь един кивот с правой стороны на стене и в нем написать образ четыредесяти мучеников, чтобы было согласно с иерусалимскою историею» (из монастырской описи 1751 г.). В середине XVIII в. киот с образом Севастийских мучеников был установлен; 1 сентября освящен придел прп. Марии Египетской в южном притворе собора, отделанный щедротами Императрицы Елизаветы Петровны. Место для церкви было устроено в XVII в. в соответствии с топографией Иерусалимского храма – здесь прп. Мария, бывшая блудница, испытала раскаяние и навсегда ушла в пустыню. 5 сентября[3] в присутствии Императрицы Елизаветы Петровны, в день ее именин освящен придел во имя свв. праведных Захария и Елисаветы в северо-восточной части хор, устроенный Императрицей в честь своей небесной покровительницы.
В 1749–1750 гг. обновлена церковь Усекновения главы пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна попечением духовника Императрицы Елизаветы Петровны протоиерея Феодора Яковлевича Дубянского. В 1750 г. начата перестройка подземной церкви равноап. Константина и Елены и в 1751 г. освящена после обновления ее на средства Кирилла Григорьевича Разумовского[4]. Переустройство церкви продолжалось на пожертвования графа Алексея Григорьевича Разумовского и его сестры Веры. К 1754 г. взамен первоначального керамического был устроен медный, местами вызолоченный, чеканный иконостас в стиле барокко, иконы для него написал Николай Стефанович Зертис-Каменский. В 1751 г. обновлена Голгофская церковь на пожалования великого князя Петра Федоровича, будущего Императора Петра III, и его супруги, великой княгини Екатерины Алексеевны. В 1756 г. освящен во имя мч. Лонгина Сотника, иже при Кресте Господни, придел в северо-восточной части заалтарного обхода Воскресенского собора, изразцовый иконостас которого был устроен при Патриархе Никоне, а завершено устройство придела тщанием тайного советника и сенатора Ф.В. Наумова. В Иерусалимском храме на этом месте находится церковь, «в ней же титла написанная от Пилата»[5].
В 1750 г. «по разобрании до половины развалившегося шатра вновь начато его строение»[6]. В марте 1751 г. архим. Амвросий сообщал в Синод, что работы по восстановлению шатра подходят к концу.
В 1756 г. первый оклад иконы Божией Матери «Троеручицы», устроенный благоверной царевной Татианой Михайловной из басменного серебра, был заменен новым серебряным вызолоченным окладом из монастырского серебра и золота.
В 1756 г. наконец утвержден Императрицей проект нового деревянного шатра архитектора В.В. Растрелли. Для наблюдения за строительством нанят архитектор Карл Бланк, и в 1756–1759 г. Воскресенский собор окончательно завершен. В течение 10 лет Воскресенский собор был возобновлен. Деревянный шатер с «живописной симфонией» из 100 картин в итальянской манере, золоченая резьба, стенопись в картушах и пышный лепной декор оформили интерьер храма в стиле барокко.
В 1759 г. по соизволению Императрицы Елизаветы Петровны из Воскресенского монастыря деревянный дворец перенесен в монастырское село Чернево – Назарет, где поставлен на каменный фундамент и отделан для «высочайшего присутствия»[7].
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в северной галерее Воскресенского собора после обновления со значительными перестройками была вторично освящена в 1761 г.
В 1764 г. установлено Воскресенскому монасты рю быть первоклассным с 32 человеками братии монашествующих[8].
17 ноября 1753 г. архим. Амвросий был рукоположен во еп. Переславльского и Дмитровского с оставлением титла архимандрита Воскресенского монастыря и члена Святейшего Синода. 8 марта 1761 г. переведен в Сарскую и Подонскую епархию, в 1764 г. переименованную в Крутицкую и Можайскую, с 7 октября 1761 г. – архиепископ.
Преосвященный Амвросий управлял Воскресенским монастырем до 2 августа 1765 г. 18 января 1766 г. переведен на Московскую кафедру, с 1769 г. по поручению Императрицы Екатерины II начал обновлять соборы Московского Кремля. Он был знатоком латинского, греческого и еврейского языков, занимался переводами. Из его переводов известны «Псалтирь» (М., 1809), «12 посланий Игнатия Богоносца» (М., 1772), «Святого Кирилла Епископа Иерусалимского огласительные Поучения» (М., 1772), «Богословие или изложение Православной веры» св. Иоанна Дамаскина (М., 1774; 1785). Одно из лучших творений архиепископа – «Служба святому митрополиту Димитрию Ростовскому».
16 сентября 1771 г. архиеп. Амвросий был убит во время «чумного бунта» у стен Донского монастыря в Москве за предохранительные меры в прекращении суеверий. Погребен в «старом соборе» у левого клироса 4 октября.
- Михайлова Н.М. Указ. соч. Глаголы жизни. 1992. № 2. С. 44.
- РГАДА. Ф. 1625. Оп. 1. Ед. хр. 71. Л. 3 об.
- Зеленская Г. Новый Иерусалим: Путеводитель. С. 288. В «Месяцеслове» Воскресенского монастыря – придел освещен в 1743 г. (с. 14).
- Леонид (Кавелин), архим. Месяцеслов... С. 11.
- Леонид (Кавелин), архим. Указ. соч. С. 85.
- Краткое историческое сказание о начале и устроении Воскресенского Новый Иерусалим именуемого монастыря. М., 1872. С. 31.
- РГАДА. Ф. 1625. Оп. 1. Ед. хр. 71. Л. 38.
- Там же. Л. 3об.