Настоятели и наместники

Епископ Калужский и Боровский Александр (Головин) (1912–1916)

Выпускник Санкт-Петербургской духовной академии (1896). 27 июля 1903 г. хиротонисан во еп. Старицкого, викария Тверской епархии из начальников Русской Духовной миссии в Иерусалиме. «В воздаяние подобающей ему чести и любви Святейшей Матери Церкви, за ревностное и усердное пастырское служение в Иерусалиме» был пожалован Патриархом Иерусалимским Дамианом золотым наперсным крестом с подлинной частицей древа Животворящего Креста Христа Спасителя, в удостоверение чего была выдана патриаршая грамота[1].

С 1900 г. – пожизненный действительный член Православного Палестинского общества, с 1903 г. – товарищ председателя его Тверского отдела, с 1908 г. – председатель Орловского отдела. С 31 октября 1908 г. – еп. Орловский и Севский, с 31 декабря 1910 г. – еп. Калужский и Боровский. С 1911 г. – член Московского Археологического института, почетный член Орловского церковно- историко-археологического общества.

25 июня 1912 г. уволен от управления епархией и назначен настоятелем Воскресенского Ново- Иерусалимского монастыря, 9 августа прибыл в монастырь. Еп. Александр сразу обратил внимание, что обитель «далеко не имеет того цветущего вида, какой соответствовал бы ея высокому религиозному значению, и жизнь монашествующей братии протекает в очень неблагоприятных внешних условиях»[2], они лишены самых элементарных требований гигиены и малейших жизненных удобств, и он с первых же дней занялся разработкой плана постройки новых братских корпусов. 12 августа он представил в Синодальную контору доклад о состоянии монастыря с предложениями по постройке новых зданий «со всеми новейшими приспособлениями, т.е. с центральным водяным отоплением, вентиляцией, водопроводом, промывными теплыми ватерклозетами и электрическим освещением», а в настоящее время – проведению центрального водяного отопления в старые монастырские здания и установки всех новейших приспособлений в настоятельские покои[3]. 17 декабря монастырь осматривал академик архитектуры П.П. Покрышкин в сопровождении В.А. Попова, архитектора при Управлении синодальными недвижимыми имуществами в Москве и ее окрестностях[4]. 28 ноября 1913 г. на «реставрационном совещании» в Археологической комиссии, рассматривавшем проект новых братских корпусов, он дал заключение, что «вся масса проектируемых громоздких корпусов слишком нарушает спокойную гармонию общей группы монастырских зданий»[5]. После неоднократного пересоставления проекта, долгих согласований и доработок план построек и смета были одобрены Святейшим Синодом. Предполагалось снести два старых братских корпуса и построить новые двухэтажные, а находящийся между ними бывший дворец царевны Татианы Михайловны отремонтировать. Война задержала осуществление этих широких планов по переустройству монастыря, в апреле 1915 г. производство работ на столь значительную сумму «по соображениям финансового свойства» было признано до окончания войны несвоевременным[6].

15 сентября 1912 г., ходатайствуя по просьбе братии перед Синодальной конторой об увеличении денежного содержания, еп. Александр писал, что при необходимости 7 месяцев в году совершать церковные службы в промерзлом от зимней стужи, холодном, вообще, и всегда сыром соборе, с неизбежными сквозняками, к которому едва ли возможно применить какую-либо систему отопления, при скудости содержания и крайнем убожестве жилых помещений «надо только удивляться, что находятся еще люди, при невозможной обстановке желающие трудиться в этой обители». Разрешенное конторой увеличение содержания было незначительным, и еп. Александр просил, чтобы давая разрешение на увеличение личного состава монастыря, ему бы указывали, откуда брать содержание[7].

13 мая 1913 г. еп. Александр ходатайствовал об устройстве коллектора и полей орошения. Предполагаемое устройство в новых братских корпусах водопровода с канализацией побудило преосвященного обратиться к более современному и рациональному способу очистки отходных мест, так как в монастыре применялся «первобытный способ», для чего нанимались крестьяне деревни Макруши. Эти поля предполагалось устроить вдали от монастыря, на месте старой березовой рощи за монастырским скотным двором[8]. 12 июня 1913 г. местность, предназначенную для полей орошения, осматривал синодальный архитектор Попов[9], разрешение было получено, и в мае следующего года преосвященный уже ходатайствовал об устройстве «дворовой сточной канализационной магистрали на поля орошения от покоев епископа Александра и покоев епископа Петра»[10].

22 августа 1913 г. преосвященный Александр обратился в Синодальную контору с просьбой об устройстве каменных лестниц при своих покоях и покоях еп. Петра. Разрешение на переустройство двух парадных и двух черных лестниц было дано 31 мая 1914 г., после многократных переработок планов и смет, при этом было обращено внимание на то, чтобы в устройстве лестницы в церковь при покоях еп. Александра не вводить бетонных или иных частей, не отвечающих характеру всего здания, сделав их например из тесаного камня[11]. Чуть позднее, в конце июня, Археологическая комиссия уведомила, что на основании данных осмотра покоев еп. Александра, произведенного в декабре 1913 г. ее членом академиком архитектуры Покрышкиным, при перестройке лестниц в эти покоях «весьма желательно сохранить имеющуюся там баллюстраду начала XIX века, с типичными балясинами, постановкою ея в каком-либо ином помещении монастыря»[12].

В феврале 1913 г. Звенигородская уездная земская управа ходатайствовала об уступке в собственность земства двух участков земли возле Елеонской часовни, принадлежащих Воскресенскому монастырю, для расширения усадьбы «Дома Призрения» имени Цуриковых. Это были единственные участки «по направлению к Елеонской часовне, оставшиеся после бывших, в разное время, захватов монастырской земли г. Воскресенском и частными лицами». В рассматриваемый момент эти участки находились в пользовании Звенигородского земства на правах аренды до 1919 г. Управляющим монастырем еп. Александром предполагалось эти земли использовать для постройки на них зданий монастырского училища на 100 человек, с общежитием, помещениями для прислуги, троих учителей и регента с семьями, а также устроения при этом училище ремесленных классов, и перевести в эти новые здания училище, помещавшееся у ворот монастыря. В освободившемся здании предполагалось разместить богадельню с больницей для монастырской братии. Еп. Александр «ни под какими условиями» не согласился уступить эти участки земли, «составляющие единственное владение монастыря, по направлению к Елеонской часовне, оставшиеся после бывших, в разное время, захватов монастырской земли городом Воскресенском и частными лицами, и что нахождение этих участков в пользовании Звенигородского земства, на правах аренды до 1919 г., не позволяет управлению монастыря использовать в настоящее время эту землю для своей неотложной надобности»[13].

В мае 1913 г. «в виду возникшего спора Общества крестьян слободы Макруши Звенигородского уезда с Воскресенским Ново-Иерусалимским монастырем о земле при монастырской мельнице» было произведено размежевание спорных земель[14].

28 июня 1913 г. сгорел монастырский скотный двор. 5 июля 1913 г. комиссия осматривала сгоревшие постройки скотного двора, был составлен Акт[15]. Это происшествие имело своим последствием принятие по инициативе еп. Александра 20 августа управлением монастыря совместно с благочинным еп. Евфимием решения об устройстве электрического освящения как на скотном дворе так и в самом монастыре, в монастырских гостиницах и в странноприимном доме, «так как электрическое освящение, как холодное, менее способствует возгоранию воспламеняющихся предметов»[16].

19 декабря 1913 г. еп. Александр ходатайствовал о постройке на территории монастырской гостиницы деревянного двухэтажного дома для летнего помещения богомольцев, воспользовавшись для этого годным материалом мельничного амбара, построенного на месте бывшей монастырской мельницы и деревянных частей плотины, которые уже несколько лет стояли без всякой пользы для монастыря со времени разрушения мельницы и плотины в 1909–1910 гг. После доработок проекта и согласований разрешение на постройку было дано 8 февраля 1914 г.[17].

В 1913 г. в Воскресенске была осуществлена постановка оперы М.И. Глинки «Жизнь за Царя» в ознаменование 300-летия дома Романовых, инициатором которой стал скрипичный квинтет, в который входили преподаватели монастырской школы, исполнителями оперы были солисты и хор Ново-Иерусалимского монастыря.

По указу 21 марта 1914 г. монастырем было выделено 10 000 руб. на издание научного описания Патриаршей ризницы[18].

В апреле 1914 г. еп. Александр вернулся к вопросу об устройстве водяного отопления, и поскольку вопрос о переустройстве братских корпусов, а, следовательно, и общего для всех зданий отопления, все еще находился в процессе разработки, то он ходатайствовал об устройстве водяного отопления с вентиляцией только в помещении настоятеля[19]. В августе прокурор Синодальной конторы Ф.П. Степанов отвечал: «В виду предположенных к осуществлению больших жертв Ново-Иерусалимского Воскресенского монастыря на пользу больных и раненых воинов в нынешней войне, отказ от каковых мер представлялся бы весьма неудобным, не признаете ли возможным отложить дело до будущего лета»[20]. 2 июля 1914 г. он ходатайствовал об устройстве паркетных полов в покоях настоятеля и в сентябре получил разрешение на проведение работ[21].

В 1914 г. Россия вступила в Первую мировую войну. В день начала войны, 20 июля, еп. Дмитровский Трифон (Туркестанов) совершил молебен на Красной площади и осенил собравшихся образом «Явления Божией Матери Преподобному Сергию». Начало военной кампании было ознаменовано подъемом патриотических чувств, надеждами на справедливое устроение Европы, на создание нового славянского братства. На богослужении в московском Успенском соборе 5 августа 1914 г. в речи, обращенной к пребывшему в Москву Императору Николаю Александровичу, владыка Трифон так выразил эти чувства: «Эта война предпринята нами не из каких-либо властолюбивых, горделивых замыслов, не из-за корыстных целей, не из выгод житейских, не из зависти и злобы к нашим противникам. Нет, мы выступаем за наших единоверных и единокровных братьев, мы выступаем за поруганную правду, за гонимую веру нашу святую, за Крест Христов, за честь и славу нашей Родины»[22]. Указом Синодальной конторы от 21 августа 1914 г. монастырю было предписано вносить ежемесячно в течение войны по 2000 рублей на оборудование и содержание лазарета в Романовской больнице. Еп. Александр в связи с этим ходатайствовал и перед конторой и перед митр. Московским Макарием об освобождении, хотя бы временно, от других взносов, возложенных на монастырь: на содержание Экзарха Грузии, на нужды Синодальной, бывшей Патриаршей, библиотеки, на нужды Московской синодальной конторы, на воспитание несовершеннолетних преступников. В ходатайстве было отказано и сделано внушение, что «в нынешнее время напряжения всех сил страны, когда… все учреждения и частные и государственные обременены большими тяготами, безропотно несут многие непредвиденные большие, в такое время не соответственно было бы возбуждать какие-либо ходатайства о сложении таких тягот и расходов», и что имея внушительный монастырский капитал, «неблагоразумно было бы израсходовать его в настоящее военное время хотя бы и на постройку проектированных уже братских корпусов, разрешение каковой едва ли и ожидать можно в ближайшем времени»[23].

22 сентября 1914 г. еп. Александр просил Синодальную контору разрешить переливку 8 старых разбитых колоколов весом 25 пудов на 8 новых колоколов, с добавлением 25 пудов нового материала и старого била в 10 пудов, разрешение было получено, и в конце ноября 80 пудов колоколов с принадлежностями отправлены в Ярославль на завод Оловянишникова для переливки[24]. В то же время было разрешено купить новые мелкие колокола для колокольни.

В ноябре 1914 г. еп. Петр, пребывавший на покое в обители, был отправлен на лечение в лечебницу для нервнобольных на Девичьем поле в Москве. Пройдя курс стационарного лечения, еп. Петр продолжал его там же амбулаторно[25].

30 ноября 1914 г. Синод обратился с призывом «ко всем православным людям, обителям и всем церковным установлениям откликнуться своим содействием и выделить для нуждающихся в укреплении здоровья увечных воинов необходимые особые помещения»[26]. В Ново-Иерусалимском монастыре в помещении странноприимного дома был открыт лазарет для раненых воинов, монастырь также ежемесячно отчислял 2000 рублей на содержание лазарета для раненых воинов в Романовской больнице при Покровской женской общине[27].

В 1912–1914 гг. в монастыре построена новая водокачка; в 1913–1914 – замощены площадь скотного двора и проезда, в помещении гостиниц, училище и во дворе устроен водопровод и промывные ватер- клозеты; в 1914 г. построен флигель при гостинице, отремонтированы помещения в странноприимном доме; в 1913–1915 гг. устраиваются канализация и поля орошения, в 1915 г. куплены новые мелкие колокола для колокольни[28].

12 марта 1915 г. еп. Александр ходатайствовал о приспособлении каменного двухэтажного здания монастырской школы к устройству в нем богадельни и больницы для призрения братии монастыря, которая вынуждена за медицинской помощью обращаться в больницу губернского земства в двух верстах от монастыря, а для монастырской школы выстроить здание на Новиковской земле в городе Воскресенске, принадлежащей монастырю. Синодальная контора отозвалась предложением представить сначала соответствующие планы и сметы[29].

Еп. Александр скончался 4 февраля (ст. ст.) 1916 г. и был погребен в приделе св. Марии Магдалины Воскресенского собора.

Еп. Александр был «пастырь добрый», готовый «душу свою положить за овцы своя». Глубокая привязанность ко всему церковному, к святорусской старине, сказывалась на его отношении к духовному сословию, которое он высоко ставил и защищал, когда это было необходимо. При нем светские власти не имели влияния на дела епархиального управления. В пастырях он старался пробудить дух ревности, призывал их к проповедничеству. Для него характерны были отеческое отношение к учащимся, беззлобность и безгневность, желание сделать добро всякому человеку.

До назначения нового настоятеля его обязанности исполнял архим. Иона. 20 мая 1916 г. в обители ожидали приезда митр. Московского Макария, предполагавшего при обозрении монастырей своей епархии переночевать в Воскресенском монастыре и 21 мая служить здесь, но вследствие неисправности проезжей дороги приехать не смог, и 21–22 мая всенощное и Литургию служил благочинный ставропигиальных монастырей еп. Евфимий, приехавший в монастырь для встречи митр. Макария[30]195.


  1. РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1. Ч. 49. 1913. Ед. хр. 225.
  2. Там же. 1912. Ед. хр. 158.
  3. Там же.
  4. Там же. Л. 22, 44.
  5. Там же. Л. 62.
  6. Там же. Л. 81, 82.
  7. Там же. Ед. хр. 167.
  8. Там же. Ч. 49. 1913. Ед. хр. 104. Л. 14.
  9. Там же. Ч. 49. 1912. Ед. хр. 158. Л. 44.
  10. Там же. Ч. 49. 1913. Ед. хр. 104. Л. 34.
  11. Там же. Ед. хр. 188. Л. 13, 15.
  12. Там же. Л. 21.
  13. Там же. Ч. 49. 1913. Ед. хр. 65.
  14. Там же. Ед. хр. 117.
  15. Там же. Ч. 49. 1912. Ед. хр. 158. Л. 44.
  16. Там же. 1913. Ед. хр. 154.
  17. Там же. Ед. хр. 266.
  18. Там же. 1915. Ед. хр. 24.
  19. Там же. Ч. 49. 1914. Ед. хр. 204. Л. 1.
  20. Там же. Л. 7.
  21. Там же. Ед. хр. 206.
  22. Митрополит Трифон (Туркестанов). Храм Божий – это земное небо. Сост. Г.Г. Гуличкина. М., 2006. С. 35–36.
  23. РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1. Ч. 49. 1914. Ед. хр. 268.
  24. Там же. Ед. хр. 235.
  25. Там же. Ед. хр. 264.
  26. Там же. Ч. 49. 1915. Ед. хр. 15.
  27. Там же. Ед. хр. 24.
  28. Там же. Ед. хр. 24.; Ч. 49. 1916. Ед. хр. 20.
  29. Там же. Ч. 49. 1915. Ед. хр. 68.
  30. Там же. 1916. Ед. хр. 104. Л. 4.
ХХ век