Статьи о Патриархе Никоне

С.К. Севастьянова. Патриарх Никон и митрополит Филипп (Колычев): к вопросу о жизненных ориентирах и подобиях.

Культ митрополита Филиппа после оставления Никоном патриаршей кафедры


Для патриарха Никона мученическая смерть митрополита Филиппа за «овец Христовых», т.е. за свою паству, впоследствии получила своеобразное осмысление. Вероятно, около 1656 г., когда случились первые столкновения патриарха Никона с царем Алексеем Михайловичам по вопросам церковной обрядности74, Никон осознанно обратился к образу митрополита Филиппа, пострадавшему от светской власти, и спроецировал судьбу Филиппа на свою жизнь, проведя параллель между мученической кончиной московского святителя и своей собственной судьбой. Глубокое почитание Никоном митрополита Филиппа породило чувство духовного родства с ним; из всех достоинств святителя Филиппа, которые Никон прославлял годами и которым старался подражать, подвиг мученичества, принятый от светской власти, стал для патриарха Никона самым важным. Слова митрополита Филиппа в «соловецком» видении Никона («Прииди!», «Не отходи от мене»), стали для патриарха пророческими и, возможно, после оставления патриаршей кафедры были им буквально истолкованы. Это нашло, на мой взгляд, отражение в иконографии обоих иерархов.


Понимание Никоном себя и митрополита Филиппа как двух пастырей-мучеников, имеющих общую историческую судьбу, реализовалось в выполненной по заказу патриарха Никона в 1657 г. иконе «Спас на престоле с припадающими митрополитом Филиппом и патриархом Никоном»75 и 9 октября того же года привезенной из Москвы в Новый Иерусалим76. По описанию специалистов-искусствоведов, изучавших этот образ, хранящийся сегодня в подмосковном музее «Новый Иерусалим»77, к стопам Спасителя припадают слева Филипп митрополит, справа — патриарх Никон. Оба в крестчатых ризах, с омофорами, конец которых придерживают в руках, на головах — митры. Митрополит Филипп изображен чуть выше патриарха Никона с приподнятой головой и нимбом, Никон запечатлен в позе «смиреннаго», что, по мнению Л.Н. Савиной, продиктовано историческим подтекстом содержания иконы78. Патриарх Никон написан без портретного сходства и, в отличие от митрополита Филиппа, без нимба: так изображались в Древней Руси ктиторы храмов и монастырей79. Но в этом портрете патриарха есть важная особенность: Никон приносит Господу покаянную молитву — над его изображением написан кондак, читаемый в среду на Страстной седмице («Паче блудницы, Блаже, беззаконовах, Щедре, слез точение никакож Ти принесох, но молчанием моляся, припадаю Ти, и любовию лобызаю Пречистем Нозе Твои, да прощение ми, яко Владыко, даси грехов, яко да зову Ти: Спасе, от скверных дел моих избави мя, смиреннаго Никона, раба Своего»)80; этот текст, включенный в строй иконного образа, отражал идеи и настроение заказчика иконы — патриарха Никона. Тема спасительных страданий Христа и победы над смертью, по наблюдению Г.М. Зеленской, нашла отражение не только в изображении орудий страстей (крест, копие и трость написаны частично поверх крещатого нимба Спасителя), но и в облачении святителей.


Темно-красная фелонь митрополита Филиппа украшена золотыми крестами с надписями между ними «IИС ХС» «НИКА». На серебристо-голубой фелони и белом омофоре патриарха Никона — золотисто-желтые кресты. Цветовое решение облачений символично: оно означает и мученическую смерть, и свет Воскресения. В 1661 г. икона установлена в Голгофской церкви Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, справа от Царских врат81. Икона упоминается в описях Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря 1679 и 1685 гг. как местный образ иконостаса Голгофской церкви82. Здесь на Голгофе, у креста с Распятием и у иконы Господа Вседержителя, перед отъездом на церковный собор 30 ноября 1666 г. патриарх Никон отслужил свою последнюю божественную литургию. Поэтому не случайно после осуждения и ссылки патриарха Никона к окладу иконы «Спас на престоле» были привешены его панагии83.


Образы пастырей-мучеников митрополита Филиппа и патриарха Никона, в своих страданиях от светских властей проявивших подвиг, подобный подвигу христианского мученичества, возможно, под воздействием идей патриарха Никона воплотился в другой иконе, хранившейся в Воскресенском монастыре и числившейся там по описи 1679 г.: «дщица серебряная белая, на ней вырезан Спасов образ в молении Федор Стратилат, да у Спасова образа в подножии Господь Вседержитель с припадающими митрополитом Филиппом и патриархом Никоном. Фрагмент в молении: с правую сторону Филипп митрополит да персона святейшего Никона патриарха»84. Этот вариант иконографии иерархов-мучеников Филиппа и Никона мог быть выполнен по заказу патриарха Никона в начале 1660-х гг., когда сделанный Арсением Греком перевод жития-мартирия Феодора Стратилата из сборника «Сокровище» греческого писателя XVI в. Дамаскина Студита был опубликован в составе сборника «Анфологион» (М.: Печатный двор, 1660)85.


Осознание духовного родства с митрополитом Филиппом и готовность Никона повторить мученический подвиг московского святителя привели к тому, что патриарх Никон после оставления патриаршей кафедры в разговорах с современниками и в посланиях царю Алексею Михайловичу и сочувствовавшим судьбе Никона людям часто стал упоминать о своей скорой смерти. Так, в первом письме царю Алексею Михайловичу из Воскресенского монастыря Никон объяснил свой уход из Москвы физической немощью («По отшествии вашего болярина князя Алексея Никитича с товарыщи ждал от вас, великих государей, по моему прошению, милостиваго указу и не дождахся, и многих ради своих болезней велелъ отвестися в ваше, государево, богомолье, в Воскресенской монастырь»)86; а приехавшему в Воскресенский монастырь 12 июля 1658г. князю А.Н. Трубецкому патриарх Никон говорил, «что поехал он с Москвы вскоре, не известя великому государю... а убоялся того, что его постигла болезнь, и ему б в патриархах не умереть»87.


С первых дней пребывания в ссылке в Ферапонтовом монастыре положение патриарха Никона и его спутников было настолько тяжелым, что в конце декабря 1666 г. Никон написал строителю Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря Сергию, чтобы тот умолил царя разрешить похоронить тело Никона после смерти в монастыре, в Предтеченской церкви под святой Голгофой88.


Оставившего патриаршую кафедру Никона не покидало ощущение, что его непременно должны убить, и он примет мученическую смерть. Летом 1660 г. патриарх Никон написал из Крестного монастыря своему другу боярину Н.А. Зюзину о попытке крутицкого митрополита Питирима и чудовского архимандрита Павла, подославших к Никону дьякона Феодосия, отравить его89. В 1663 г., когда в Воскресенский монастырь по доносам Ивана Сытина и Романа Боборыкина приезжали следственные комиссии, между окольничим Осипом Сукиным и патриархом состоялся такой разговор: «И Осип Сукин говорил Никону патриарху, смотря в наказ государев: „Будет ты не станешь отвечать и с Ываном Сытиным и с Романом Бабарыкиным, и государь укажет по своему разсмотрению указ учинить. А для здэлки пришлет два приказа стрелцов и велит так учинить, как ему годно“... И говорил Никон Осипу, околничему: „Буде есть у тебя указ от царя такой, еже убити мя, Никона — Никон не боится“, и, открыв ребра своя, говорил околничему, давал — да убивает. И он говорил, коли де такой указ государев будет, — не посоромимся»90. На остановке в селе Чернево, когда патриарха Никона везли на церковный Собор 1666 г., архимандрит Новоспасского монастыря Иосиф, сопровождавший Никона, зачитал ему инструкции, в соответствии с которыми Никон должен был с малым числом своих людей прибыть в Москву 3 декабря либо рано утром, либо поздно вечером; Никон, услышав это, воскликнул: «Зачем приказываете мне приехать ночью с немногими людьми? Или хотите задушить меня, как некогда наедине задушили митрополита Филиппа?»91 На одном из заседаний Собора царь Алексей Михайлович спрашивал Никона, зачем, выезжая в Москву, он постился, исповедовался, соборовался и служил святую литургию, «будто бы готовясь к смерти»; Никон отвечал, что действительно все это сделал, ожидая от царя «не только страданий и мучений, но и самой смерти»92.


* * *


Мученическая смерть митрополита Филиппа сделала его святым после кончины, а в XVII в. на время примирила церковную и светскую власти. Преемственность патриаршей власти, «единомыслие» церковной и светской властей — вот идеи, декларировавшиеся и Никоном, и Алексеем Михайловичем во время торжественного перенесения мощей митрополита Филиппа. Впоследствии эти идеи составили основу проводимой Никоном в начале его патриаршества политики симфонии властей. Однако образ митрополита Филиппа, «второго Златоуста», символа Русской Церкви, который надежно укрепил права Церкви по отношению к государству и ненадолго связал царя и патриарха в «сугубую двоицу», после оставления Никоном патриаршей кафедры в его сознании постепенно ограничился мотивом непокорного митрополита, изгнанного царем и замученного в ссылке.



Примечания


74. 4 апреля 1656 г. в алтаре Успенского собора произошла первая ссора между патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем в связи с решением патриарха совершать лишь одно освящение воды в праздник Богоявления — накануне, так как царь узнал о несогласии антиохийского патриарха Макария с мнением патриарха Никона. Для разрешения спора царь вызвал Макария с дороги обратно тут же написанным письмом (антиохийский патриарх выехал из Москвы 25 марта) (Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию... Вып. 4. С.166–167, 169).


75. Серебряный, вызолоченный, с золотым венцом оклад на эту икону с исторической «летописью» на нижнем поле датируется 1657 годом — Рогожкина Е.И. Личные вещи и вклады Патриарх Никона из фонда драгоценных металлов музея «Новый Иерусалим» // Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим». Сб. ст. / Сост. и науч. ред. Г.М. Зеленская. М., 2002. С. 54–55.


76. РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Д. 43. Л. 223–223 об.; Писарев Н. Домашний быт русских патриархов. Казань, 1904. С.138.


77. Зеленская Г.М. Святыни Нового Иерусалима. М., 2002. С.192–193; Кейн К.М. Изображения Патриарха Никона в искусстве XVII – начала XX в. // Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим». Сб. статей / Сост. и науч. ред. Г.М.Зеленская. М., 2002. С.82. «Соловецкое море», 9 / 2010


78. Савина Л.Н. Икона «Спас на престоле с припадающими митрополитом Филиппом и патриархом Никоном» из собрания Московского областного краеведческого музея // Памятники культуры. Новые открытия: Письменность. Искусство. Археология. 1988. М., 1989. С.236.


79. Савина Л.Н. Икона «Спас на престоле с припадающими митрополитом Филиппом и патриархом Никоном»... С.243; Зеленская Г.М. Святыни Нового Иерусалима. С.192.


80. Текст кондака, воспроизведенный непосредственно с иконы, цит. по изд.: Зеленская Г.М. Святыни Нового Иерусалима. С. 192–193.


81. Леонид (Кавелин), архим. Историческое описание... С.298.


82. Зеленская Г.М. Святыни Нового Иерусалима. С.195. В середине XVIII в., когда Голгофский резной деревянный иконостас 1685 г. был заменен новым, образ Господа Вседержителя поместили с западной стороны центрального столпа «в новых рамах позлащенных и рассеребренных с цировкою»; к иконе были привешены белые коралловые четки патриарха Никона (Музей «Новый Иерусалим». Ф. 1. Оп. 1. Д. 216. Л. 137 об.). В XIX в. икона была перенесена в крестовую часть Воскресенского собора и помещена в киоте перед правым клиросом (Леонид (Кавелин), архим. Историческое описание... С.298).


83. Музей «Новый Иерусалим». Ф. 1. Оп. 1. Д. 1880. Л. 13 об.; Зеленская Г.М. Святыни Нового Иерусалима. С.195. Иконы, воспроизводящие варианты иконографии «Спас на престоле с припадающими митрополитом Филиппом и патриархом Никоном», были обнаружены в подмосковных церквах и Иверском монастыре патриарха Никона. По мнению Л.И.Денисова, в XIX в. копия с воскресенской иконы находилась в Троицком соборе Николаевской Берлюковской пустыни Богородицкого уезда Московской епархии (Православные монастыри Российской империи / Сост. Л.И. Денисов. М., 1908. С. 438 (No 476)). П.М. Силин, описывая в начале XX в. имущество Иверского Валдайского монастыря, отметил находящуюся в приделе Иверской иконы Богоматери соборного Успенского храма икону Христа Спасителя, изображенного сидящим на престоле с припадающими к Его стопам в молении справа патриархом Никоном, слева — митрополитом Филиппом. По заключению историка, эта икона написана в XVII в. старцами Оршанского Богоявленского Кутеинского монастыря по заказу патриарха Никона (П.М. Силин определил размеры иконы: высота 1 аршин 14 вершков, ширина 1 аршин 3 вершка, т.е. 132,6 ×84,2 см) (Силин П.М. Историческое описание Валдайского Иверского Святоезерского Богородицкого первоклассного монастыря. СПб., 1901. С. 26).


84. Леонид (Кавелин), архим. Историческое описание... С.261.


85. Творогов О.В. Мучение Феодора Стратилата // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1987. Вып. 1 (XI – первая половина XIV вв.). С.269. Можно также предположить, что икона могла быть изготовлена по заказу царя Федора Алексеевича; к сюжету иконы «Вседержитель с припадающими» добавлен образ святого Феодора Стратилата — небесного покровителя царя.


86. ГИМ. Синодальное собр. грамот. No 1056. Л. 32.


87. Историческое исследование дела патриарха Никона. Ч. 1. С.190.


88. Повесть о рождении, воспитании и жизни святейшего Никона, Патриарха Московского и всея России, написанная его клириком Иоанном Шушериным / Пер. на русский язык. М., 1997. С.149.


89. РГАДА. Ф. 27. Оп. 1. Д. 140. Ч. 1. Л. 259а; текст издан: Историческое исследование дела патриарха Никона. Ч. 1. С. 587–588.


90. Patriarch Nikon on Church and State. С.638.


91. Повесть о рождении, воспитании и жизни святейшего Никона... С.107.


92. Там же. С.124.



Источник: «Соловецкое море», 9 / 2010 С. 61-73