Настоятели и наместники

Архимандрит Никита (Латушко) (1994–2008)

Первый Священнархимандрит в новейшей истории Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, начавшейся с передачи его Русской Православной Церкви, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) в июле 1994 года назначил своим наместником в обители архимандрита Никиту (Латушко), бывшего начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.

Архимандрит Никита (в миру Сергей Петрович Латушко) родился 6 октября 1953 года на белорусской земле в пос. Лоев Гомельской области в священнической семье. Двое его братьев, протоиереи Георгий и Павел, являясь клириками Белорусской Православной Церкви, несут свои настоятельские послушания в храмах г. Минска.

Во время обучения в Ленинградских духовных школах (семинарии (1972-1974 гг.) и академии (1977-1983 гг.) Сергей нес послушание келейника и иподиакона митрополита Ленинградского и Новгородского Антония (Мельникова (†1986), который в 1979 году совершил его монашеский постриг с наречением имени Никита (в честь св. Никиты, епископа Новгородского, память – Собор всех святых в земле Русской просиявших) и последующие хиротонии во иеродиакона и иеромонаха.

6 сентября 1984 года решением Священного Синода иеромонах Никита был назначен секретарём Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. В 1985 году по представлению Председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополита Минского и Белорусского Филарета (Вахромеева) Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом он был удостоен сана игумена, а через год во внимание к церковным заслугам удостоен права ношения Креста с украшениями и палицы.
29 июля 1986 года решением Священного Синода игумен Никита был назначен заместителем начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. 19 июля 1988 года решением Священного Синода назначен начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме с возведением в сан архимандрита.

26 апреля 1993 года решением Священного Синода в связи с истечением срока командировки освобождён от должности начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и направлен в распоряжение Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
10 ноября 1993 года Патриарх Алексий II подписал «Удостоверение» своему представителю архимандриту Никите (Латушко), которому поручалось ведение переговоров с властями Московской области, Истринского района и руководством музея «Новый Иерусалим» о возвращении Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.

Нельзя назвать случайным назначение Священноначалием архимандрита Никиты на такое ответственное послушание. Как бывшему начальнику Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, ему предстояло перенести опыт церковной и богослужебный жизни Святой Земли в Новый Иерусалим. Первое, с чего начал архимандрит Никита - организовал очистку Воскресенского собора от мусора, его было вывезено 350 грузовиков. Необходимо было подготовить храм для главного - совершения богослужений. Святая обитель должна была стать маяком, источником притяжения и тихой пристанью для российского общества, которое после 70-летнего насильственного насаждения атеистической идеологии, не только духовно дезориентировалось, оно было оторвано от своего исторического наследия.
25 августа 1994 г. Патриарх Алексия II совершил в Воскресенском соборе благодарственный молебен, а по его окончании – заупокойную литию на гробнице Патриарха Никона, ознаменовавших возрождение обители. 6 декабря 1995 г. Святейшим Патриархом была освящена церковь Рождества Христова, 16 декабря 1999 г. – придел во имя Успения Пресвятой Богородицы в Воскресенском соборе. В своем слове, обращенном к пастве, Патриарх Алексий проникновенно говорил о своем великом предшественнике – Святейшем Никоне как о страстотерпце, который «и сегодня наш молитвенник перед Богом».

6 декабря 1997 года состоялось освящение расположенного на втором этаже Комплекса Трапезных палат храма Рождества Христова. Освящение совершил Священноархимандрит святой обители Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Первое после 305-летнего перерыва Патриаршее богослужение ознаменовало начало возрождения Ново-Иерусалимского Вифлеема.

Архимандрит Никита был наместником Ново-Иерусалимского монастыря почти 15 лет. За это время были поновлены лишь приделы величественного Воскресенского собора – Успенский, Предтеченский и Архангельский; земляная церковь равноапостольных Константина и Елены, храм Рождества Христова в Трапезных палатах. Таким образом, жители города и паломники получили храм с постоянным богослужением и возможностью поклонения пребывающим в нем Святыням.

Первые годы жизни обители – период передачи ее Церкви и становления – удивительно теплое и благодатное живое христианское общение, исполненное любви, когда во всем ощущалась споспешествующая рука Божия.

При архимандрите Никите также были проведены такие немаловажные работы как уборка с крыши Воскресенского собора строительного мусора, а в ротонде разобраны деревянные леса и открыт Гроб Господень, что позволило в последние годы хорошо просушить собор.

Сегодня, наверное, можно сказать, что время настоятельства архимандрита Никиты было временем духовного вызревания церковного общества и образа Нового Иерусалима как зеркала церковной жизни, а его главная роль заключалась в сохранении древних реликвий и камней этой великой Святыни. Одно – судьбы человеческие, другое – Церкви и мира. И если говорить о первом настоятеле Нового Иерусалима, то главная его заслуга, главная его задача, которую он достойно выполнил – это открытие монастыря после 75 лет забвения. Для многих, кто был рядом с ним в эти такие трудные и такие радостные годы, он остается в памяти вдохновенным и умудренным открывателем вновь явленной святой Патриаршей обители Новый Иерусалим, «величественно и бесстрашно входившим в клетку со львами» по меткому замечанию участника тех событий.
XXI век