Первый Священнархимандрит в новейшей истории Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, начавшейся с передачи его Русской Православной Церкви, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) в июле 1994 года назначил своим наместником в обители архимандрита Никиту (Латушко), бывшего начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.
Архимандрит Никита (в миру Сергей Петрович Латушко) родился 6 октября 1953 года на белорусской земле в пос. Лоев Гомельской области в священнической семье. Двое его братьев, протоиереи Георгий и Павел, являясь клириками Белорусской Православной Церкви, несут свои настоятельские послушания в храмах г. Минска.
Во время обучения в Ленинградских духовных школах (семинарии (1972-1974 гг.) и академии (1977-1983 гг.) Сергей нес послушание келейника и иподиакона митрополита Ленинградского и Новгородского Антония (Мельникова (†1986), который в 1979 году совершил его монашеский постриг с наречением имени Никита (в честь св. Никиты, епископа Новгородского, память – Собор всех святых в земле Русской просиявших) и последующие хиротонии во иеродиакона и иеромонаха.
6 сентября 1984 года решением Священного Синода иеромонах Никита был назначен секретарём Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. В 1985 году по представлению Председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополита Минского и Белорусского Филарета (Вахромеева) Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом он был удостоен сана игумена, а через год во внимание к церковным заслугам удостоен права ношения Креста с украшениями и палицы.
Архимандрит Никита (в миру Сергей Петрович Латушко) родился 6 октября 1953 года на белорусской земле в пос. Лоев Гомельской области в священнической семье. Двое его братьев, протоиереи Георгий и Павел, являясь клириками Белорусской Православной Церкви, несут свои настоятельские послушания в храмах г. Минска.
Во время обучения в Ленинградских духовных школах (семинарии (1972-1974 гг.) и академии (1977-1983 гг.) Сергей нес послушание келейника и иподиакона митрополита Ленинградского и Новгородского Антония (Мельникова (†1986), который в 1979 году совершил его монашеский постриг с наречением имени Никита (в честь св. Никиты, епископа Новгородского, память – Собор всех святых в земле Русской просиявших) и последующие хиротонии во иеродиакона и иеромонаха.
6 сентября 1984 года решением Священного Синода иеромонах Никита был назначен секретарём Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. В 1985 году по представлению Председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополита Минского и Белорусского Филарета (Вахромеева) Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом он был удостоен сана игумена, а через год во внимание к церковным заслугам удостоен права ношения Креста с украшениями и палицы.
29 июля 1986 года решением Священного Синода игумен Никита был назначен заместителем начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. 19 июля 1988 года решением Священного Синода назначен начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме с возведением в сан архимандрита.
26 апреля 1993 года решением Священного Синода в связи с истечением срока командировки освобождён от должности начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и направлен в распоряжение Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
26 апреля 1993 года решением Священного Синода в связи с истечением срока командировки освобождён от должности начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и направлен в распоряжение Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
10 ноября 1993 года Патриарх Алексий II подписал «Удостоверение» своему представителю архимандриту Никите (Латушко), которому поручалось ведение переговоров с властями Московской области, Истринского района и руководством музея «Новый Иерусалим» о возвращении Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.
Нельзя назвать случайным назначение Священноначалием архимандрита Никиты на такое ответственное послушание. Как бывшему начальнику Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, ему предстояло перенести опыт церковной и богослужебный жизни Святой Земли в Новый Иерусалим. Первое, с чего начал архимандрит Никита - организовал очистку Воскресенского собора от мусора, его было вывезено 350 грузовиков. Необходимо было подготовить храм для главного - совершения богослужений. Святая обитель должна была стать маяком, источником притяжения и тихой пристанью для российского общества, которое после 70-летнего насильственного насаждения атеистической идеологии, не только духовно дезориентировалось, оно было оторвано от своего исторического наследия.
Нельзя назвать случайным назначение Священноначалием архимандрита Никиты на такое ответственное послушание. Как бывшему начальнику Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, ему предстояло перенести опыт церковной и богослужебный жизни Святой Земли в Новый Иерусалим. Первое, с чего начал архимандрит Никита - организовал очистку Воскресенского собора от мусора, его было вывезено 350 грузовиков. Необходимо было подготовить храм для главного - совершения богослужений. Святая обитель должна была стать маяком, источником притяжения и тихой пристанью для российского общества, которое после 70-летнего насильственного насаждения атеистической идеологии, не только духовно дезориентировалось, оно было оторвано от своего исторического наследия.
25 августа 1994 г. Патриарх Алексия II совершил в Воскресенском соборе благодарственный молебен, а по его окончании – заупокойную литию на гробнице Патриарха Никона, ознаменовавших возрождение обители. 6 декабря 1995 г. Святейшим Патриархом была освящена церковь Рождества Христова, 16 декабря 1999 г. – придел во имя Успения Пресвятой Богородицы в Воскресенском соборе. В своем слове, обращенном к пастве, Патриарх Алексий проникновенно говорил о своем великом предшественнике – Святейшем Никоне как о страстотерпце, который «и сегодня наш молитвенник перед Богом».
6 декабря 1997 года состоялось освящение расположенного на втором этаже Комплекса Трапезных палат храма Рождества Христова. Освящение совершил Священноархимандрит святой обители Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Первое после 305-летнего перерыва Патриаршее богослужение ознаменовало начало возрождения Ново-Иерусалимского Вифлеема.
Архимандрит Никита был наместником Ново-Иерусалимского монастыря почти 15 лет. За это время были поновлены лишь приделы величественного Воскресенского собора – Успенский, Предтеченский и Архангельский; земляная церковь равноапостольных Константина и Елены, храм Рождества Христова в Трапезных палатах. Таким образом, жители города и паломники получили храм с постоянным богослужением и возможностью поклонения пребывающим в нем Святыням.
Первые годы жизни обители – период передачи ее Церкви и становления – удивительно теплое и благодатное живое христианское общение, исполненное любви, когда во всем ощущалась споспешествующая рука Божия.
При архимандрите Никите также были проведены такие немаловажные работы как уборка с крыши Воскресенского собора строительного мусора, а в ротонде разобраны деревянные леса и открыт Гроб Господень, что позволило в последние годы хорошо просушить собор.
Сегодня, наверное, можно сказать, что время настоятельства архимандрита Никиты было временем духовного вызревания церковного общества и образа Нового Иерусалима как зеркала церковной жизни, а его главная роль заключалась в сохранении древних реликвий и камней этой великой Святыни. Одно – судьбы человеческие, другое – Церкви и мира. И если говорить о первом настоятеле Нового Иерусалима, то главная его заслуга, главная его задача, которую он достойно выполнил – это открытие монастыря после 75 лет забвения. Для многих, кто был рядом с ним в эти такие трудные и такие радостные годы, он остается в памяти вдохновенным и умудренным открывателем вновь явленной святой Патриаршей обители Новый Иерусалим, «величественно и бесстрашно входившим в клетку со львами» по меткому замечанию участника тех событий.
6 декабря 1997 года состоялось освящение расположенного на втором этаже Комплекса Трапезных палат храма Рождества Христова. Освящение совершил Священноархимандрит святой обители Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Первое после 305-летнего перерыва Патриаршее богослужение ознаменовало начало возрождения Ново-Иерусалимского Вифлеема.
Архимандрит Никита был наместником Ново-Иерусалимского монастыря почти 15 лет. За это время были поновлены лишь приделы величественного Воскресенского собора – Успенский, Предтеченский и Архангельский; земляная церковь равноапостольных Константина и Елены, храм Рождества Христова в Трапезных палатах. Таким образом, жители города и паломники получили храм с постоянным богослужением и возможностью поклонения пребывающим в нем Святыням.
Первые годы жизни обители – период передачи ее Церкви и становления – удивительно теплое и благодатное живое христианское общение, исполненное любви, когда во всем ощущалась споспешествующая рука Божия.
При архимандрите Никите также были проведены такие немаловажные работы как уборка с крыши Воскресенского собора строительного мусора, а в ротонде разобраны деревянные леса и открыт Гроб Господень, что позволило в последние годы хорошо просушить собор.
Сегодня, наверное, можно сказать, что время настоятельства архимандрита Никиты было временем духовного вызревания церковного общества и образа Нового Иерусалима как зеркала церковной жизни, а его главная роль заключалась в сохранении древних реликвий и камней этой великой Святыни. Одно – судьбы человеческие, другое – Церкви и мира. И если говорить о первом настоятеле Нового Иерусалима, то главная его заслуга, главная его задача, которую он достойно выполнил – это открытие монастыря после 75 лет забвения. Для многих, кто был рядом с ним в эти такие трудные и такие радостные годы, он остается в памяти вдохновенным и умудренным открывателем вновь явленной святой Патриаршей обители Новый Иерусалим, «величественно и бесстрашно входившим в клетку со львами» по меткому замечанию участника тех событий.