Архим. Герасим был ближайшим сподвижником Патриарха Никона, и управлял обителью в звании патриаршего наместника, поскольку Патриарх Никон все годы его настоятельства жил в Воскресенском монастыре, изображен на парсуне «Патриарх Никон с клиром».
Осенью 1659 г. «работы по Воскресенскому монастырю остановились», поскольку «начатого строения окончить было некем и нечем»[1], сам же Патриарх Никон выехал в свои монастыри Иверский и Крестный.
Архим. Герасим нес в обители многообразные труды по устроению монашеской жизни и духовному окормлению братии. В его настоятельство под начальством Святейшего Патриарха Никона собрались монашествующие и бельцы со всех концов России и из-за рубежа – греки и поляки, черкасы (малороссияне) и белорусы, новокрещеные немцы и евреи.
В январе 1661 г. архим. Герасимом было записано бывшее Патриарху Никону видение московских святителей в Успенском соборе. После возвращения Патриарха Никона из Иверского и Крестного монастырей, весной 1661 г. начинается переустройство отходной пустыни и завершается освящением в 1662 г. церкви свв. апостолов Петра и Павла, совершенном Патриархом Никоном.
23 октября 1661 г. закончено написание «Церковного устава и монастырского чина» Воскресенского монастыря – по замыслу Патриарха в обители должен был соблюдаться Иерусалимский устав с отправлением некоторых чинов, которые совершаются только в храме Гроба Господня. При архим. Герасиме окончен вчерне почти весь Воскресенский собор – доведен до сводов, в 1662 г. Патриархом Никоном освящены три придела Воскресенского собора: Голгофский, Иоанна Предтечи и Успения Пресвятой Богородицы. 16 октября 1662 (7171) г. в монастырь принесена чудотворная икона Божией Матери «Троеручица».
Как настоятель монастыря архим. Герасим принимал непосредственное участие в тяжбах, которые пришлось в этот период вести Патриарху Никону с соседями-вотчинниками.
На Благовещение 1665 г. Патриарх Никон вызвал опытных мастеров-плотников из Иверского монастыря, и они за одно лето возвели вокруг строящегося Воскресенского монастыря деревянный «город» с восемью башнями, четырьмя воротами, брусяной церковью на «градской стене» во имя Трех Святителей. Эти же мастера построили патриаршие кельи-хоромы.
В 1665 г. под наружной лестницей на Голгофу Патриархом Никоном были погребены иподиакон Никита Никитин, пострадавший за передачу в декабре 1664 г. Святейшему Патриарху писем от боярина Н.А. Зюзина, и мастер Петр Заборский, «рукодельных хитростей изрядный ремесленный изыскатель», потрудившийся в украшении соборного храма Воскресения «в ценинных и иных делах немалое время»[2].
Архим. Герасим скончался в монастыре 5 декабря 1665 г. и был погребен, вероятно, на братском кладбище за алтарем Воскресенского собора[3].
Осенью 1659 г. «работы по Воскресенскому монастырю остановились», поскольку «начатого строения окончить было некем и нечем»[1], сам же Патриарх Никон выехал в свои монастыри Иверский и Крестный.
Архим. Герасим нес в обители многообразные труды по устроению монашеской жизни и духовному окормлению братии. В его настоятельство под начальством Святейшего Патриарха Никона собрались монашествующие и бельцы со всех концов России и из-за рубежа – греки и поляки, черкасы (малороссияне) и белорусы, новокрещеные немцы и евреи.
В январе 1661 г. архим. Герасимом было записано бывшее Патриарху Никону видение московских святителей в Успенском соборе. После возвращения Патриарха Никона из Иверского и Крестного монастырей, весной 1661 г. начинается переустройство отходной пустыни и завершается освящением в 1662 г. церкви свв. апостолов Петра и Павла, совершенном Патриархом Никоном.
23 октября 1661 г. закончено написание «Церковного устава и монастырского чина» Воскресенского монастыря – по замыслу Патриарха в обители должен был соблюдаться Иерусалимский устав с отправлением некоторых чинов, которые совершаются только в храме Гроба Господня. При архим. Герасиме окончен вчерне почти весь Воскресенский собор – доведен до сводов, в 1662 г. Патриархом Никоном освящены три придела Воскресенского собора: Голгофский, Иоанна Предтечи и Успения Пресвятой Богородицы. 16 октября 1662 (7171) г. в монастырь принесена чудотворная икона Божией Матери «Троеручица».
Как настоятель монастыря архим. Герасим принимал непосредственное участие в тяжбах, которые пришлось в этот период вести Патриарху Никону с соседями-вотчинниками.
На Благовещение 1665 г. Патриарх Никон вызвал опытных мастеров-плотников из Иверского монастыря, и они за одно лето возвели вокруг строящегося Воскресенского монастыря деревянный «город» с восемью башнями, четырьмя воротами, брусяной церковью на «градской стене» во имя Трех Святителей. Эти же мастера построили патриаршие кельи-хоромы.
В 1665 г. под наружной лестницей на Голгофу Патриархом Никоном были погребены иподиакон Никита Никитин, пострадавший за передачу в декабре 1664 г. Святейшему Патриарху писем от боярина Н.А. Зюзина, и мастер Петр Заборский, «рукодельных хитростей изрядный ремесленный изыскатель», потрудившийся в украшении соборного храма Воскресения «в ценинных и иных делах немалое время»[2].
Архим. Герасим скончался в монастыре 5 декабря 1665 г. и был погребен, вероятно, на братском кладбище за алтарем Воскресенского собора[3].
- Гиббенет Н. Историческое изследование дела Патриарха Никона: В 2 ч. Ч. 1. СПб., 1882. С. 48
- Леонид (Кавелин), архим. Историческое описание ставропигиальнаго Воскресенскаго Новый Иерусалим именуемаго монастыря. М., 1876. С. 146
- Там же.