Иеромонах Филофей исправлял должность казначея при Патриархе Никоне, заведывал патриаршей келейной рухлядью и собственной казной, в 1664–1666 гг. был строителем московского Воскресенского подворья. В управление монастырем вступил в декабре 1673 г.
В октябре 1674 г. архим. Филофею приказано было прислать в Москву «книги письменные, и харатейные, и латинские, и греко-латинские, пересмотря, и мощи преподобных отец Печерских, да саккос Цареградский»[1]. По этому указанию из монастыря и его московского подворья было взято в патриаршую ризную казну около 500 книг, в число которых вошли рукописи, привезенные Сухановым с Афона и посланные в 1658 г. к Патриарху Никону в Воскресенский монастырь, а также значительная часть книжных вкладов Патриарха. Верный ученик Патриарха Никона Герман, бывший в то время строителем монастыря, видимо, протестовал против такого разорения, потому что архим. Филофею велено было сыскать строителя Германа с товарищи «в бою и о срыве казенной печати и о ключах», и оба по патриаршему указу были наказаны плетью и шелепами за «учиненные бесчинства»[2].
Он принимал в обители Царя Феодора Алексеевича с царским семейством трижды. Первый раз – 5–8 сентября 1678 г., когда государь изволил распорядиться о восстановлении нарушенного с осуждением Патриарха Никона устава церковного и чина монастырского, завещанного им своим духовным чадам «хранить и впредь твердо и нерушимо» и повелел список устава прислать к нему. Второй раз – 5 декабря 1678 г., когда Царь Феодор Алексеевич пожаловал монастырю церковные сосуды и жалованную грамоту на две соляные варницы в Камских усольях, ему же был подан изложенный письменно «Устав обители и весь чин церковный», и он приказал архим. Филофею, строителю Герману и казначею Сергию «имянно», чтобы они хранили твердо и неизменно весь чин монастырский, как было при Патриархе Никоне. Третий раз – с 29 ноября по 1 декабря 1679 г. Плодом этого посещения было решительное объявление царской воли о продолжении начатого Патриархом Никоном строительства соборного храма Воскресения Христова по Иерусалимскому образцу. Вести это строительство пришлось уже другому настоятелю. 13 сентября 1679 г. по указу Царя Феодора Алексеевича дьяком Федором Тютчевым все церковное и монастырское имущество и книгохранилище было переписано.
Приезжая в Воскресенский монастырь, Царь останавливался в деревянных кельях Патриарха Никона, почему с этого времени они стали именоваться «царскими хоромами»[3].
В январе 1680 г. архим. Филофей по царскому указу был уволен и оставлен за старостью в монастыре на покое. 15 февраля 1683 г. бывший архим. Филофей принимал в обители, оставшейся на тотмомент без настоятеля, Патриарха Московского Иоакима, приехавшего впервые совершить поминовение Патриарха Никона после получения в сентябре 1682 г. разрешительных грамот Восточных Патриархов. Патриарх Иоаким пел панихиду у гроба Патриарха перед Литургией, которую он совершил на Голгофе, одновременно в приделе Иоанна Предтечи Литургию служил архимандрит московского Богоявленского монастыря за ветошным рядом Амвросий. После Литургии Патриарх трапезничал с братией и жаловал всех милостыней.
Архим. Филофей скончался в монастыре и был погребен, вероятно, на братском кладбище за алтарем Воскресенского собора[4].
В октябре 1674 г. архим. Филофею приказано было прислать в Москву «книги письменные, и харатейные, и латинские, и греко-латинские, пересмотря, и мощи преподобных отец Печерских, да саккос Цареградский»[1]. По этому указанию из монастыря и его московского подворья было взято в патриаршую ризную казну около 500 книг, в число которых вошли рукописи, привезенные Сухановым с Афона и посланные в 1658 г. к Патриарху Никону в Воскресенский монастырь, а также значительная часть книжных вкладов Патриарха. Верный ученик Патриарха Никона Герман, бывший в то время строителем монастыря, видимо, протестовал против такого разорения, потому что архим. Филофею велено было сыскать строителя Германа с товарищи «в бою и о срыве казенной печати и о ключах», и оба по патриаршему указу были наказаны плетью и шелепами за «учиненные бесчинства»[2].
Он принимал в обители Царя Феодора Алексеевича с царским семейством трижды. Первый раз – 5–8 сентября 1678 г., когда государь изволил распорядиться о восстановлении нарушенного с осуждением Патриарха Никона устава церковного и чина монастырского, завещанного им своим духовным чадам «хранить и впредь твердо и нерушимо» и повелел список устава прислать к нему. Второй раз – 5 декабря 1678 г., когда Царь Феодор Алексеевич пожаловал монастырю церковные сосуды и жалованную грамоту на две соляные варницы в Камских усольях, ему же был подан изложенный письменно «Устав обители и весь чин церковный», и он приказал архим. Филофею, строителю Герману и казначею Сергию «имянно», чтобы они хранили твердо и неизменно весь чин монастырский, как было при Патриархе Никоне. Третий раз – с 29 ноября по 1 декабря 1679 г. Плодом этого посещения было решительное объявление царской воли о продолжении начатого Патриархом Никоном строительства соборного храма Воскресения Христова по Иерусалимскому образцу. Вести это строительство пришлось уже другому настоятелю. 13 сентября 1679 г. по указу Царя Феодора Алексеевича дьяком Федором Тютчевым все церковное и монастырское имущество и книгохранилище было переписано.
Приезжая в Воскресенский монастырь, Царь останавливался в деревянных кельях Патриарха Никона, почему с этого времени они стали именоваться «царскими хоромами»[3].
В январе 1680 г. архим. Филофей по царскому указу был уволен и оставлен за старостью в монастыре на покое. 15 февраля 1683 г. бывший архим. Филофей принимал в обители, оставшейся на тотмомент без настоятеля, Патриарха Московского Иоакима, приехавшего впервые совершить поминовение Патриарха Никона после получения в сентябре 1682 г. разрешительных грамот Восточных Патриархов. Патриарх Иоаким пел панихиду у гроба Патриарха перед Литургией, которую он совершил на Голгофе, одновременно в приделе Иоанна Предтечи Литургию служил архимандрит московского Богоявленского монастыря за ветошным рядом Амвросий. После Литургии Патриарх трапезничал с братией и жаловал всех милостыней.
Архим. Филофей скончался в монастыре и был погребен, вероятно, на братском кладбище за алтарем Воскресенского собора[4].
- Леонид (Кавелин), архим. Указ. соч. С. 553.
- Там же.
- Леонид (Кавелин), архим. Месяцеслов Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря. М., 1870. С. 33.
- Леонид (Кавелин), архим. Месяцеслов... С. 146.