Постриженник Патриарха Никона, видимо, принадлежал к числу тех литовских юношей, которых Царь Алексей Михайлович отдал Патриарху Никону по возвращении из Польского похода. Патриарх воспитал их при себе и сделал чтецами и певцами. В 1667 г. он хранитель монастырского книгохранилища, затем строитель Ильинского подворья в Москве, в 1674 г. строитель Галилейской пустыни на озере Велье. В 1678 г., будучи уставщиком, принимал участие в написании Устава, бывшего при Патриархе Никоне, и написал предисловие к нему.
В настоятели назначен 17 января 1686 г. из казначеев обители. Был первым историком обители и стихотворцем. Им составлена «Летопись» об основании Воскресенского монастыря, вырезанная на камне при южных дверях Воскресенского собора, и надпись-акростих на могилу архим. Германа I. В 1686 г. он принимал в обители митрополита Леонтия, прибывшего с Афона в Москву ради милостыни, расспрашивал его об особенностях иконы Божией Матери «Троеручица» и записал афонское предание, дополнив его другими историческими сведениями.
По просьбе архим. Никанора с братией в марте 1686 г. Воскресенскому монастырю была дана царская жалованная вечно утвержденная грамота «…дабы та святая обитель в православии и в благочестии и в изобилии в век непременно и неподвижно паче сияла… и для вечного блаженного поминовения государей Российского царствия и за всех сущих в ней православных христиан… и в той святой обители положено тело великого господина Святейшего Никона Патриарха Московского и всея Руси»[1].
В 1690 г. было освящено несколько церквей: 6 апреля – церковь Всех Святых под колокольней, первоначально именовавшаяся во имя Андрея Первозванного[2]; 29 апреля – придел архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных в Воскресенском соборе, под Голгофой, в котором в 1689 г. был погребен иподиакон и жизнеописатель Патриарха Никона Иоанн Шушерин; 12 сентября – земляная церковь свв. равноап. Царей Константина и Елены. В этом же г. освящен придел во имя свт. Николая в южной части Воскресенского собора, к северу от колокольни, благоукрашенный на средства супруги Царя Иоанна Алексеевича Прасковии Феодоровны, и повторно освящена церковь Усекновения главы пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна, обновленная усердием царевны Татианы Михайловны после погребения в ней 26 августа 1681 г. Святейшего Патриарха Никона.
24 мая 1691 г., в день памяти прп. Никиты столпника Переяславского, в Воскресенском соборе сторожу Диомиду было видение Патриарха Никона, который преподал мир «всем на месте сем живущим» и, назвав себя «месту сему фундатором», повелел сказать «обителя сея порученному начальнику, чтоб в церкви Иоанна Предтечи над сим гробом моим во вся дни отправляли литургию и панихиды, пели бы память мою в сей день тезоименитаго моего угодника Никите Переславскому чудотворцу празднество, а близ гроба моего не погребали бы – утеснение мне чинят»[3]. При этом свечи лампады в соборе оказались воззженными. С того времени неопустительно стали ежедневно совершать Литургию и по субботам петь панихиды над гробом Патриарха, также и 24 мая отправлялась Литургия и панихида. В 1691 г. царевна Татиана Михайловна пожертвовала в Воскресенскую обитель «длань десныя руки» св. мчц. Татианы в серебряном ковчеге. Впоследствии этот ковчег с мощами, помещенный в большой киот с резной сенью, был установлен в северной части Воскресенского собора, вблизи придела Рождества Пресвятой Богородицы.
13 декабря 1692 г. Патриархом Адрианом в присутствии царевны Татианы Михайловны было совершено освящение церкви Рождества Христова, сооруженной одновременно с тремя большими Трапезными палатами, примыкавшими к ней на втором этаже с запада, в 1686–1690 гг. иждивением царевен Татианы Михайловны и племянницы ее, правительницы Софии Алексеевны. Освящение церкви задерживалось в связи со случившимся вскоре по завершении постройки пожаром. Накануне освящения Татиана Михайловна вложила в храм икону Божией Матери Петровскую в золотом чеканном окладе, украшенном рубинами, сапфирами, изумрудом и жемчугом, список чудотворного образа, написанного митр. Московским Петром. 14 декабря Патриарх Адриан служил панихиду по Патриарху Никону. В 1694 г. закончено строительство монастырской каменной ограды.
27 августа 1695 г. в Воскресенском монастыре «верховому комнатному истопнику» Ивану Ильину было видение Патриарха Никона, наказавшего его расслаблением, за то, что побывав в обители, тот не пел панихиды над гробом Святейшего. Ильин вернулся в монастырь и был исцелен после совершения панихиды[4].
В мае 1697 г. освящена надвратная каменная церковь Входа Господня в Иерусалим. В 1696 г. разобрана деревянная церковь Воскресения Христова, стоявшая к югу от Рождественского храма, и к 1698 г. здесь усердием царевны Татианы Михайловны возведены каменные больничные палаты с церковью Трех Святителей, прежде бывшей на деревянной городовой стене при хоромах Патриарха Никона, освящена 18 апреля 1698 г.
Дальнейшая судьба архим. Никанора неизвестна. Возможно, он был погребен в Воскресенском монастыре на братском кладбище за алтарем Воскресенского собора[5], но может быть и был переведен в Воронежский Акатов монастырь. Во всяком случае, П. Строев указывает в числе настоятелей Акатова монастыря в 1700 (?), 1703 и 1704 гг. Никанора[6].
По сведениям Е. Поселянина архим. Никанор в XVII в. перевез икону Божией Матери «Троеручица» в Воронеж, в Алексеевский Акатов монастырь, где она почиталась чудотворной, о чем свидетельствовали многочисленные привески к ней[7]. Если сведения верны, то архим. Никанор мог взять с собой эту икону при переводе в этот монастырь.
Леонид (Кавелин), архим. Указ. соч. С. 638–648.
РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1. Ч. 49. 1912. Ед. хр. 158. Л. 39.
РГБ. Ф. 310 (Собр. Ундольского). № 415. Л. 463–466.
РГБ. Ф. 310 (Собр. Ундольского). № 415. Л. 467–468.
Леонид (Кавелин), архим. Месяцеслов... С. 128, 146.
Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви. С. 840.
Поселянин Е. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. Кн. 1. М., 2002. С. 672.