Статьи о Патриархе Никоне

С.К. Севастьянова. Патриарх Никон и митрополит Филипп (Колычев): к вопросу о жизненных ориентирах и подобиях.

Патриарх Никон о своих «первообразах»


Исследователи неоднократно писали о жизненных ориентирах патриарха Никона — исторических персонажах, поступками которых он объяснял свое поведение1..М.В.Плюханова считает, что патриарх был склонен к самоотождествлению прежде всего с апостолами и Христом: «внешнее поведение Никона было организовано таким образом, что у свидетелей... возникали евангельские ассоциации»2. В одном из писем царю Алексею Михайловичу Никон предупреждал государя: «Аще ли того ради мя хощетъ осудити еже собранный по твоему, государеву, указу соборъ, и по сложенному ихъ свитку, его же имамы образъ, для единаго отхождения нашего, то уже подобаетъ и самого Христа извергнути, еже множицею отходилъ зависти ради июдейской, и святаго Предтечю, и вся святыя апостолы, и пророки, и святыя вся, и святое Евангелие, и вся святыя книги»3. В другом послании царю патриарх выстроил ряд персонажей Священной и церковной истории, чьи судьбы были схожи с его судьбой: «Ввержен бысть Павел в темницу с сущими с ним, Аггелъ того и сущих изведе. И паки. Петръ посилен затворити, Аггелъ ю отверзе. Изгнан бысть Богослов в Патмос, тамо благодати лутчей сподобися Благовестие написати и Апокалипсис о последних временех. Изгнася Иоанн Златоустъ, паки на свой престол по смерти изгнавших возвратись и обиду вдовицы виноград по смерти определи. Изгнася Филип митрополит, но паки ста противу лицу оскорбивших его»4. В послании к газскому митрополиту Паисию Лигариду, объясняя причину оставления московской патриаршей кафедры, Никон дал другой ряд «первообразных»: «И наше отхождение... и божественно мнитца нам быти, по писанному во Евангелии, яко множицею и Христос от навета Иродова и июдейских тайно и явно отходил и бегал, тако же и апостоли, яко же Павел от Дамаска, и Петръ от темницы избеже, и прочии; такожде и в первосвятителех, яко же Григорий Богослов и Афонасей Великий являютца, отходя мучителских ради гонений»5. А в письме к другу, боярину Никите Алексеевичу Зюзину, Никон перечислил имена исторических персонажей, поведение которых определяло его собственные поступки: «а нам первообразных много: их же реестр се есть — Иоанн Златоуст, Афасей (!) Великий, Василий Великий и здешний Филип митроп[олит]»6.

Судя по тому, что патриарх Никон неоднократно называл имя митрополита Филиппа (Колычева) среди исторических персонажей, деяниями которых он руководствовался в своей жизни, московский митрополит стал для владыки той персоной, поступки которой определяли его поведение. О.С.Сапожникова писала, что в разное время историки указывали на различные линии поведения Никона по отношению к митрополиту Филиппу, которые формировали его церковно-национальные идеи7. «Для Никона образ Филиппа приобретал как важный политический, так и глубоко личностный смысл. Митрополит Филипп стал для него своего рода примером для подражания»,— считает современный историк Д.Ф. Полознев8. Церковный историк Г.П.Федотов писал, что «Никон имел личное желание... прославления» митрополита Филиппа9. О.С.Сапожникова доказывает, что образ митрополита Филиппа был для патриарха Никона символом «бесспорной правоты и вечного главенства церкви»10.

Патриарх Никон и митрополит Филипп: истоки духовных параллелей


Перенесение мощей митрополита Филиппа в московский Успенский собор в 1652 г. имело масштабный характер. Это событие не обошли вниманием и находящиеся в России иностранные агенты: 23 марта 1652 г. в донесении королеве Христине из Москвы шведский агент Иоганн де Родес сообщил о посольстве на Соловки за мощами Филиппа11. Голштинский посол Адам Олеарий в своих записках о путешествии по России и Персии в 1630-х гг. рассказал европейцам о ставшем ему известном в 1653 г. факте перенесения мощей митрополита Филиппа из Соловецкого монастыря в Москву12. Тот факт, что именно Никон переносил мощи митрополита Филиппа в Москву, как считает Е.К.Ромодановская, в значительной мере случаен, поскольку это входило в обязанности новгородского митрополита, пост которого в то время занимал Никон13. С.В.Лобачев пишет, что канонизацию митрополита Филиппа следует рассматривать в контексте процесса translatio religionis, который заметно оживился в начале царствования Алексея Михайловича: собирание православных святынь и перенесение в столицу мощей церковных святителей свидетельствовало о стремлении властей превратить Москву в центр православного христианского мира14.

Ряд исследователей справедливо полагают, что перенесение мощей митрополита Филиппа из Соловецкого монастыря в Москву стало заключительной частью начатой со второй половины 1630-х гг. высшей церковной властью «программы» настойчивого формирования культа митрополита Филиппа. В 1636 г., как известно, была издана Служба Филиппу в составе декабрьской Минеи15. Высшее руководство Русской Церковью с того времени все чаще стало привлекать внимание светских властей к фигуре митрополита, принявшего мученическую смерть, но до сих пор не удостоенного канонизации. В 1646 г. состоялось перенесение мощей митрополита Филиппа на Соловках из-под паперти Зосимо-Савватиевской церкви в южную часть Преображенского собора перед иконостасом святителя16. Установлена и дата местного празднования перенесения мощей митрополита — 31 мая. В Соловецком монастыре были созданы Службы и Похвальные Слова, посвященные этому событию17. Под руководством патриарха Иосифа в Москве над созданием Похвального Слова митрополиту Филиппу работал соловецкий книжник Сергий Шелонин, причем идея создания произведения, где бы Филипп был бы «явным» Златоустом, как предположила О.С.Сапожникова, исходила именно от патриарха18. Духовник царя Алексея Михайловича протопоп Стефан Вонифатьев образом митрополита Филиппа благословил Аввакума, когда тот еще «попом бысть»19, — в нарративных источниках это одно из первых упоминаний об иконном образе Филиппа.20 Житие митрополита Филиппа в его Хронографической редакции было включено как исторический источник в составленный при патриаршей кафедре Летописный свод 1652 г.21 Для патриаршего свода была составлена и летописная статья 1652 г. о перенесении Никоном мощей митрополита Филиппа, которая своим содержанием объясняла выбор царя Алексея Михайловича при избрании на патриаршую кафедру именно Никона — благодаря его заслуге в возвращении Русской Церкви митрополита Филиппа22.

Почитание митрополита Филиппа владыкой Никоном


Культ святителя Филиппа имел лично для Никона огромное значение. Ему, новгородскому митрополиту, из Соловецкого монастыря была привезена частица мощей московского святителя («з гортани костка»)23. В домовой казне патриарха Никона была книга с житием митрополита Филиппа «местами в лицах, а инде писаны речи в тетратех, не дописаны» и образ святого «писан на золоте»24. В описях подмосковного Ново-Иерусалимского монастыря неоднократно упомянуты иконы с изображениями митрополита Филиппа25. По заказу патриарха Никона в 1653–1654 гг. иконописец Леонтий Остафьев написал как минимум 10 икон митрополита Филиппа26. Другой художник, Г.А. Кондратьев, в 1654–1655 гг. писал иконы «стоять у раки чудотворца Филиппа»27. 26 июня 1657 г. мастер Афанасий Фомин по заказу патриарха «писал запасные образы» Филиппа митрополита «для государева благословения»28.

По мнению исследователей, с особым вниманием патриарх относился к тем датам церковной истории, которые были связаны с памятью Филиппа. Так, третья, последняя, служба в Холмогорах перед отправкой Никона и сопровождавших его людей на Соловки состоялась на память св. Николая Мирликийского (9 мая) в посвященном ему храме. По наблюдению Д.Ф. Полознева, перенесение мощей Филиппа должно было вызвать у современников прямую ассоциацию с перенесением мощей самого популярного в народе святого — Николы, которое осуществлялось морским путем и отмечалось как раз 9 мая29. Поставление Никона в патриархи — 25 июля 1652 г. — произведено в тот же день, когда на митрополию был поставлен Филипп30. По признанию самого Никона, 3 июля 1653 г. «на память пренесения мощей иже во святых отца нашего священномученика и исповедника Филиппа митрополита», на всенощной службе в Успенском соборе он принял окончательное решение о строительстве монастыря на Валдае31. В 1681 г., возвращаясь из ссылки из Ферапонтова монастыря, Никон велел везти себя вниз по Волге, повторив таким образом путь, которым сам некогда вез мощи Филиппа, придав символическое значение своему возвращению32.

В первой половине 1650-х гг. в Москве по инициативе патриарха Никона создаются архитектурные памятники, посвященные Филиппу. Церковь во имя Трех святителей на Патриаршем дворе к престолам московских святых Петра, Алексея и Ионы получает четвертый — во имя митрополита Филиппа33. В личных покоях патриарха Никона на Патриаршем дворе устроена теплая домовая церковь во имя апостола Филиппа, святого небесного заступника святителя Филиппа34.

По мнению исследователей, приверженность Никона к монументальному строительству берет начало от подражания Филиппу. Никон был зодчим трех основанных им монастырей — Крестного Кий-островского, Иверского Валдайского и Воскресенского Ново-Иерусалимского35. Ориентация на северные постройки, особенно ярко проявившаяся при сооружении Успенского собора Иверского монастыря, привела Никона к использованию некоторых принципов северного культового зодчества, примененных при строительстве Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря36, возведение которого, как известно, велось под наблюдением митрополита Филиппа37. Первые и главные храмы своих монастырей Никон посвящал святителю Филиппу. Уже в октябре 1653 г. в Иверском монастыре готовы к освящению две деревянные церкви: соборная холодная в честь Иверской иконы Богородицы и теплая с трапезной во имя митрополита Филиппа38. А 19 августа 1655 г. антиохийский патриарх Макарий совершил закладку трех престолов (водружены подпрестольные кресты) Успенского собора Иверского монастыря: главного — в честь Успения Пресвятой Богородицы, двух других — во имя святителя Филиппа и во имя св. Иакова Нового (Боровичского)39. Среди частиц мощей пятидесяти святых, собранных Никоном в этот монастырь40, особое место занимали части мощей митрополита Филиппа, привезенные в обитель самим Никоном в конце февраля 1654 г.41 Частица мощей московского святителя была вложена в один из ковчежцев Кийского креста-мощевика, водруженного патриархом Никоном в онежском Крестном монастыре42. Крестный же монастырь, как он поименован в царской грамоте 13 июня 1655 г. каргопольскому воеводе Ф.И.Малыгину, патриарх Никон возводил «...во имя Честного и Животворящего Креста и святого чудотворца Филиппа митрополита...»43 Таким образом, культ святителя Филиппа имел лично для Никона, митрополита и патриарха, огромное значение и укреплялся с годами, реализуясь в архитектурных сооружениях и иконографических изображениях, создаваемых под непосредственным наблюдением Никона.

Примечания


1. Терновский Ф. Изучение византийской истории и ее тенденциозное приложение в Древней Руси. Киев, 1876; Флоровский Георгий, протоиерей. Пути русского богословия. М., 1983; Тумина В.Б. Введение // Patriarch Nikon on Church and State: Nikon’s «Refutation» [«Возражение или разорение смиреннаго Никона, Божиею милостию патриарха, противо вопросов боярина Симеона Стрешнева, еже написа Газскому митрополиту Паисию Ликаридиусу и на ответы Паисиовы», 1664 г.] / Edited, with introduction and notes by Valerie A.Tumins and George Vernadsky. Berlin; New York; Amsterdam, 1982. С.18–76; Зызыкин М.В. Патриарх Никон. Его государственные и канонические идеи. М., 1995; Полознев Д.Ф. Канонизация митрополита Филиппа в идейной борьбе за упрочение авторитета церкви в середине XVII в. // Церковь, общество и государство в феодальной России: Сб. статей. М., 1990. С.283–293; Люстров М.Ю. Уход патриарха Никона как подражание образцам (к вопросу о самосознании московского патриарха) // Герменевтика древнерусской литературы. М., 2000. Сб. 10. С.447–460; Сапожникова О.С. Иоанн Златоуст и митрополит Филипп (к вопросу об образах, прообразах и моделях) // Книжные центры Древней Руси. Книжники и рукописи Соловецкого монастыря. СПб., 2004. С.209–213.

2. Плюханова М.В. О некоторых чертах личностного сознания в России XVII в. // Художественный язык средневековья. М., 1982. С.191.

3. РГАДА. Ф. 27. Оп. 1. Д. 140. Ч. 3. Л. 72.

4. РГАДА. Ф. 27. Оп. 1. Д. 140. Ч. 5. Л. 247.

5. РГАДА. Ф. 27. Оп. 1. Д. 140. Ч. 3. Л. 147 об.

6. РГАДА. Ф. 27. Оп. 1. Д. 140. Ч. 3. Л. 124; текст изд.: Историческое исследование дела патриарха Никона / Сост. по официальным документам Н.А. Гиббенет. СПб., 1882. Ч. 1. С.587.

7. Сапожникова О.С. Иоанн Златоуст и митрополит Филипп. С. 211.

8. Полознев Д.Ф. Канонизация митрополита Филиппа в идей-ной борьбе за упрочение авторитета церкви в середине XVII в. С. 288.

9. Федотов Г.П. Святой Филипп, митрополит московский. М., 2000. С.110.

10. Сапожникова О.С.Иоанн Златоуст и митрополит Филипп. С. 211.

11. Курц Б.Г. Состояние России в 1650–1655 гг. по донесениям Родеса. М., 1915. С.99.

12. Епатко А.Ю. Адам Олеарий о прп. Филиппе // Соловецкое море: Историко-литературный альманах. Архангельск; М., 2007. Вып. 6. С.161; Олеарий Адам. Подробное описание Голштинскаго посла в Московию и Персию в 1633, 1636 и 1639 гг., составленное секретарем посольства Адамом Олеарием // Там же. С.162.

13. Ромодановская Е.К. Повести о гордом царе в рукописной традиции XVII–XIX вв. Новосибирск, 1985. С.90.

14. Лобачев С.В. Патриарх Никон. СПб., 2003. С.102–103.

15. Сапожникова О.С.Иоанн Златоуст и митрополит Филипп. С. 197, сн. 21. Исследовательница ссылается на работу Н.В.Рамазановой («Русскаго светилника, Филиппа премудраго, восхвалим» (служба святому в источниках XVII–XVIII вв.) // Рукописные памятники: публикации и исследования. СПб., 1997) и подчеркивает, что в 1640-х гг. при переиздании декабрьской Минеи «Служба Филиппу в печатные издания не включалась».

16. Досифей (Немчинов), архим. Географическое, историческое и статистическое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. М., 1836. Т. 1. С.142–143; Сапожникова О.С.Слово на перенесение мощей митрополита Филиппа Сергия Шелонина // Книжные центры Древней Руси. Соловецкий монастырь. СПб., 2001. С.342–437; Мельник А.Г. Гробницы святого Филиппа, митрополита Московского, в XVII в. // Соловецкое море. Вып. 6. С.82.

17. Сапожникова О.С.Иоанн Златоуст и митрополит Филипп. С. 198.

18. Там же. С.204, сн. 30.

19. Ромодановская Е.К. Повести о гордом царе в рукописной традиции XVII–XIX вв. С.90 (сн. 12).

20. Сапожникова О.С.Иоанн Златоуст и митрополит Филипп. С. 198.

21. Лаврентьев А.В. 1. Летописный свод 1652 г. как источник для изучения русской средневековой повести XV–XVII вв. // Русская книжность XV–XIX вв. М., 1989. (Труды ГИМ. Вып.71.) С.164–182; 2. Летописный свод патриарший 1652 г. // Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб., 1993. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 2: И–О. С.282–284; Лобакова И.А. 1. «Житие митрополита Филиппа» в составе летописно-хронографических сводов XVII в. // ТОДРЛ. СПб., 2001. Т. 52. С.2001. С.657–666; 2. Житие митрополита Филиппа: Исследование и тексты. СПб., 2006. С.99–120.

22. Сапожникова О.С.Иоанн Златоуст и митрополит Филипп. С. 210.

23. Сапожникова О.С.Неизвестные сочинения соловецкого книжника Сергия Шелонина // Русь и славяне. Сборник статей к 100-летию со дня рождения В.А. Мошина (1894–1987). СПб., 1998. С.348.

24. Беляев И.Д. Переписная книга домовой казны патриарха Никона // Временник Императорского Московского ОИДР. М., 1852. Кн. 15. С.114, 113.

25. Леонид (Кавелин), архим. Историческое описание ставропигиального Воскресенского Новый Иерусалим именуемого монастыря. М., 1876. С.162, 261.

26. 4 марта 1653 г. иконописцу Леонтию Остафьеву заплачено из патриаршего Казенного приказа 13 алтын 2 деньги за икону свт. Филиппа, митр. Московского — РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Д. 34. Л. 157. 15 марта ему же заплачено из патриаршего Казенного приказа 22 алтына за 6 икон Владимирской Богоматери пятилистовых патриарху Никону «для благословения» и 31 алтын 4 деньги за 3 образа свт. Филиппа — РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Д. 34. Л. 157–157 об. С 20 апреля по 31 августа Леонтий Остафьев написал для патриарха Никона 94 иконы Владимирской Богоматери, 1 икону Богоматери с четырьми московскими святителями, 5 икон с изображением свт. Филиппа, митрополита Московского — РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Д. 34. Л. 159 об., 160 об.–161, 161 об., 162 об., 163 об., 164 об., 165. А с 9 сентября 1653 г. по 20 апреля 1654 г. он же написал для Никона для благословения и «в запас» «к Троицкому Сергиеву походу» 44 иконы Владимирской Богоматери, 1 икону Богоматери с четырьмя московскими святителями, 1 икону свт. Алексея, митрополита Московского, 1 икону свт. Филиппа, митрополита Московского, 1 икону свт. Петра, митрополита Московского — РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Д. 36. Л. 251 об., 252 об., 253, 259; Успенский А.И. Словарь патриарших иконописцев // Записки Московского Археологического института, изданные под ред. А.И. Успенского. М., 1917. Т. 30. С.66.

27. РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Д. 38. Л. 410 об., 413, 414; Успенский А.И. Словарь патриарших иконописцев. С.45–46.

28. РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Д. 41. Л. 156 об.; Успенский А.И. Словарь патриарших иконописцев. С.102.

29. Полознев Д.Ф. Канонизация митрополита Филиппа... С.287.

30. Полознев Д.Ф. К изучению датированных известий в источниках по истории патриарха Никона // Методология, историография, источниковедение истории СССР и всеобщей истории. Ярославль, 1986. С.23–24.

31. Рай мысленный. Иверский монастырь, 1658–1659. Л. 52, 53 об.

32. Бриллиантов И. Патриарх Никон в заточении на Белоозере: Исторический очерк. СПб., 1899. С. 117.

33. 33 Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII в., написанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским / Пер. с арабского Г. Муркоса. М., 1898. Вып.4. С.104, 105; Тиц А.А. Новые данные о патриаршем дворце // Архитектурное наследство. М., 1962. Вып. 14. С.84–85.

34. Романенко А.И. Один из этапов строительства патриарших палат // Государственные музеи Московского Кремля: Материалы и исследования. М., 1976. Т. 2. С.110–115.

35. Ильин М.А. Крестный монастырь на Кий-острове // Архитектурное наследство. М., 1962. Вып. 14. С.89–104; Алферова Г.В. К вопросу о строительной деятельности патриарха Никона // Архитектурное наследство. М., 1969. Вып.18. С. 30–44; Яковлева Н.П. К вопросу о никоновском строительстве // Проблемы религиеведения в музеях. Сб. науч. трудов. Л., 1989. С.60–88; Кольцова Т.М. 1. «Крестовый образ» Кийского Крестного монастыря // Научно-исследовательская работа в художественном музее. Архангельск, 1998. Вып. 1. С. 14–32; 2. Новые данные о строительной истории Крестного (Онежского) монастыря в XVII–XIX вв. (по письменным источникам) // Памятники архитектуры Русского Севера. Архангельск, 1998. С.266–292.

36. Савицкая О.Д. Архитектура Соловецкого монастыря // Архитектурные памятники Соловецких островов. М., 1980. С. 64–65; Яковлева Н.П. К вопросу о никоновском строительстве. С.80.

37. Скопин В.В. На Соловецких островах. М., 1990. С.44–49; Скопин В.В., Щенникова Л.А. Архитектурно-художественный ансамбль Соловецкого монастыря. М., 1982; Буров В.А. «Памяти Филиппу игумену»: к истории первых каменных храмов Соловецкого монастыря // Соловецкое море. Вып. 6. С. 61–78.

38. Леонид (Кавелин), архим. Исторический очерк Иверской Святоозерской обители в ее патриарший период (с 1653 по конец 1666 г.) // Русская историческая библиотека. Т. 5 (Акты Иверского Святоозерского монастыря: 1582–1706). СПб., 1878. С. 4; Алферова Г.В. К вопросу о строительной деятельности патриарха Никона. С.31.

39. Об этом событии сделана надпись на кресте: РГАДА. Ф. 153. Оп. 1. Д. 32.

40. Богословский Н. Материалы для истории, статистики и этнографии Новгородской губернии // Новгородский сборник. Новгород, 1865. Вып. 2. Отд. 1. Ч. 2. С.4, 15–16.

41. Рай мысленный. Л. 54–62.

42. Гнутова С.В. 1. Кийский Крест // Патриарх Никон. Облачения, личные вещи, автографы, вклады, портреты: из собраний Государственного Исторического музея, музея-заповедника «Московский Кремль», музея «Новый Иерусалим», Кирилло-Белозерского музея-заповедника, музея-заповедника «Коломенское», Российского государственного архива древних актов. М., 2002. С.72–73; 2. Крест в России. Альбом / Авт.-сост. С.В. Гнутова. М., 2004. С.270–275.

43. СПбИИ РАН. Колл. 172. Д. 211; РГАДА. Ф. 1195. Оп. 8. Д. 8, 9; Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1841. Т. 4. С.244 (No 102); Лаврентий (Далматов), архим. Краткое известие о Крестном Онежском Архангельской епархии монастыре. М., 1805. С.23–25; Ильин М.А. Крестный монастырь на Кий-острове. С.92.

Источник: «Соловецкое море», 9 / 2010 С. 61-73