Настоятели и наместники

Архимандрит Мелхиседек III (Сокольников) (1851–1853)

Архим. Мелхиседек начинал свою иноческую жизнь во Введенской Оптиной пустыни. Настоятелем Воскресенского монастыря определен 26 марта 1851 г. из архимандритов московского Симонова монастыря, которым управлял 30 лет, сохраняя духовные связи с Оптиной. Настоятельствуя в Симоновом монастыре, он «не раз огорчал своими самовольными поступками, пользуясь, как ставропигиальный, своею независимостью», митр. Московского Филарета, но тот был великодушен к нему. Синод поручил митр. Филарету «иметь строгий надзор за действиями архимандрита, которого он старался однако всячески защищать, принимая многое на свою ответственность»[1].

Хотя, по словам А.Н. Муравьева, архим. Мелхиседек не мог равнодушно перенести перемены своей судьбы, но с ревностью однако принялся за новую свою обитель[2]. По его инициативе, интерьеру храма Рождества Христова, перепланированному в 1810 г., был возвращен первоначальный вид.

А.Н. Муравьев испросил у архим. Мелхиседека подлинную схиму Патриарха Никона, так как имел тогда намерение написать пространную историю Святейшего Патриарха. Митр. Московский Филарет, увидев у Муравьева эту схиму, взял ее для образца собственной схимы, которую себе приготовил, предпочитая ее тем, какие вошли в употребление у современных схимников[3].

Архим. Мелхиседек вошел в конфликт с неким вкладчиком, для которого его предшественником еп. Агапитом были вырыты могилы в погребе под царскими покоями, протестуя против этого решения бывшего настоятеля. Вкладчик отказался от соглашения с архимандритом и обратился в Синодальную контору с прошением «буквально сохранить право, данное ему как вкладчику». Архим. Мелхиседек написал объяснение, что могиле быть неприлично в зданиях, состоящих в связи с дворцом. Преосвященный Агапит был вызван для объяснений в присутствие Синодальной конторы, где с ним говорил митр. Филарет, но он объявил, что архимандрит пишет неправду, а митрополит его обижает. Между тем на архимандрита и некоторых из братии был сделан донос, которым «по порядку нельзя было пренебречь, а также и по предосторожности». Преосвященный Филарет принимал участие в скорби Мелхиседека, старался его успокоить и предостеречь, в связи с этим он писал А.Н. Муравьеву, огорченному происходящим: «Пишите, что не можете быть равнодушны к Новому Иерусалиму. В этом вы правы, однако не будьте безпокойны, и не тревожтесь, есть ли не все будет по вашему… Жаль, что некоторые люди, зная, что живут во дни недоверия, позволяют себе некоторые небрежности, которых в такое время надлежало бы остеречься, хотя в них нет существеннаго зла. Новоиерусалимскому настоятелю надобно быть великодушну и утверждаться на том, что есть ли Бог не предаст, зверь не съест; а есть ли Богу угодно попустить на человека испытание, то он может сотворить и избытие, а не наше нетерпение или бегство»[4].

В 1852 г. в Воскресенский монастырь Московским мещанским обществом была пожертвована икона Божией Матери Иверская, список с московской чудотворной иконы, облаченный в ее древний оклад: на средства Московского мещанского общества для московской «Иверской» был изготовлен новый оклад и вместе с тем сделан живописный список «в меру и подобие» прославленной святыни. Вновь написанная икона была облачена в древние драгоценные ризы с чудотворного образа и прислана в Новый Иерусалим. Икона была установлена в киот и поставлена слева от западного портала придела Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Архим. Мелхиседек скончался 6 января 1853 г. и был погребен в нижнем этаже храма Рождества Христова, в приделе Мучеников 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных, отпевание совершил преосвященный Агапит[5]. Над местом погребения была установлена мраморная плита с пространной эпитафией. В 1935 г. его могила была вскрыта, о чем был составлен соответствующий акт.

Архим. Мелхиседек не получил академического образования, но чтением приобрел энциклопедические знания. Плодами его ревности к проповеданию слова Божия были напечатанные в 1845 г. слова и приветственные речи, произнесенные им при разных торжественных случаях. Он оставил по себе добрую память во многих обителях, которые он как строитель и настоятель благоустроил.
  1. Письма митрополита Московского Филарета к А.Н.М. С. 98.
  2. Там же. С. 407.
  3. Муравьев А.Н. Описание предметов древности и святыни, собранных путешественником по святым местам. Киев, 1872. С. 30.
  4. Письма митрополита Московского Филарета к А.Н.М. С. 405.
  5. Там же. С. 408.
ХIХ век