Настоятели и наместники

Архимандрит Андрей (Садовский) (1893–1898)

Закончил Нижегородскую духовную семинарию и священствовал с 1844 г. в Нижегородской епархии. С 1851 г. священник кафедрального собора и книгохранитель библейских и богослужебных книг, принадлежащих Московской синодальной типографии. С 1852 г. – член конторы Архиерейского дома, с 1862 г. – эконом Архиерейского дома. 27 ноября 1885 г. перемещен из Нижегородской в Московскую епархию и определен в братство московского Покровского Миссионерского монастыря, в котором 30 ноября этого же года пострижен в монашество, а 21 декабря назначен его настоятелем и возведен в сан архимандрита. С 1887 г. – действительный член Православного Палестинского общества. С 1889 г. – настоятель Симонова монастыря, а с 1890 – благочинный ставропигиальных монастырей. 26 апреля 1893 г. назначен в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, освобождая место для преосвященного Архангельского Александра, уволенного на покой по болезни в Симонов монастырь с поручением управления им. При этом Московской Синодальной конторой была выражена благодарность архим. Андрею «за попечение и заботливость об улучшении благосостояния Симонова монастыря».

Летом 1893 г. архим. Андреем был благоустроен новый странноприимный дом, выстроенный его предшественником рядом с монастырской гостиницей: оштукатурены внутренние деревянные стены, замощен двор, укреплены берега «устройством откоса и панелей»[1], – и 25 сентября освящен. «По завету Патриарха Никона» за год приютом в нем пользовались до 80 тысяч богомольцев с правом каждому 3 дня иметь стол, на содержание странноприимного дома ежегодно поступали 1200 рублей от вдовы Анны Сергеевны Цуриковой[2].

В 1893 г. Воскресенский монастырь посетил ректор Московской духовной академии архим. Антоний (Храповицкий) и об этом памятном в его жизни событии рассказал в статье «Новый Иерусалим», которую закончил знаменательными словами: «Новый Иерусалим преимущественно ненавистен врагам Христовым, как знамя православной русской культуры, простирающей свое влияние на русскую жизнь и призывающей наш народ к почитанию церковного приоритета. Столько же он ненавистен руководителям большевиков, не желающим признавать Нового Иерусалима, о котором писал ап. Иоанн, и желающим остаться при Иерусалиме Ветхом, тогда как эмблема Ново- Иерусалимского монастыря выражена в словах Исаии пророка, перешедших в наше Пасхальное богослужение: «Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия» (Ис. 60, 1). Слова эти написаны на свитке Никоновского портрета и на сердцах православного народа»[3].

В 1893 г. Центральное Управление духовного ведомства озаботилось «произволом в изнесении из обителей и церквей особо чтимых икон», и сделало соответствующие запросы. Архим. Андрей в декабря 1893 г. отвечал, что в Воскресенском монастыре «особо прославленных икон не имеется», но «при несчастиях – засухе, безведрии, болезни и т. п. случаются частные приглашения ближайшими жителями, имеющейся в Воскресенском монастыре иконы Пресвятой Богородицы именуемой Троеручицы, как местно лишь чтимой, к участию в местных крестных ходах… Район хождения не простирается далее 8 или 10 верст»[4].

В марте 1894 г. по инициативе архим. Андрея архитектором В.Е. Сретенским был составлен проект постройки нового двухэтажного каменного здания для школы, так как предназначенное для переустройства под школу старое здание странноприимного дома дало трещины во многих местах. В сентябре 1894 г. было получено разрешение на постройку нового здания на месте существующего старого при восточных вратах обители, начав слом старого здания этой же осенью, а постройку нового – весной 1895 г.[5], архим. Андрей был назначен предстоятелем строительной комиссии. Школа была достроена и освящена в 1897 г. В мае 1894 г. начались работы по переносу скотного двора и других хозяйственных построек от монастырской стены и гостиницы и в течение года завершены[6], в мае 1895 г. – малярные и штукатурные работы в монастыре[7].

Архим. Андрей скончался после продолжительной болезни 14 марта 1898 г., завещав 500 рублей серебром на украшение храмов, похоронить себя просил «рядом с могилою архим. Мелхиседека», в приделе Мучеников 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных, под церковью Рождества Христова.

В мае 1898 г. наместник монастыря архим. Антоний ходатайствовал перед Синодальной конторой о разрешении построить новое каменное здание для монастырской гостиницы и представил чертежи и сметы[8].
  1. РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1. Ч. 43. 1891. Ед. хр. 94. Л. 16–22.
  2. Там же. 1894. Ед. хр. 6. Л. 153, 165.
  3. Никон, архиепископ (Рклицкий). Митрополит Антоний (Храповицкий) и его время 1836–1936. Кн. I. С. 206–212.
  4. РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1. Ч. 43. 1893. Ед. хр. 84. Л. 1, 11.
  5. Там же. Ед. хр. 116.
  6. Там же. Ед. хр. 55.
  7. Там же. Ед. хр. 156.
  8. Там же. Ч. 45. 1902. Ед. хр. 185.
ХIХ век