Последний, назначенный самими Патриархом Никоном, настоятель монастыря. Был поставлен в архимандриты 25 декабря 1665 г. из казначеев Воскресенской обители. Архим. Акакию и наместнику Леониду Патриарх Никон доверил в сентябре 1666 г. доставить Царю подарок для новорожденного царевича Иоанна Алексеевича, написанную им икону Честной главы св. Иоанна Предтечи с вложенной святыней – частицей крови святого, и благодарственное письмо за пожалованные по случаю рождения царевича деньги.
30 ноября 1666 г. архим. Акакий сослужил Патриарху Никону при совершении им своей последней Божественной литургии в Голгофской церкви недостроенного Воскресенского собора, потом вместе со всей братией провожал Святейшего Патриарха до креста на Елеонской горе, где Святейший подал последнее благословение братии и простился с ней.
При архим. Акакии завершился первый строительный период в истории Воскресенского монастыря, который справедливо назвать «патриаршим», поскольку он проходил под непосредственным руководством и при непосредственном и живейшем участии Патриарха Никона, и который завершился с осуждением Патриарха 12 декабря 1666 г. Решением Собора Воскресенский монастырь запретили именовать Новым Иерусалимом, всякое строительство в нем прекратилось, лучшие мастера были взяты в Москву.
Архим. Акакий скончался в 1669 г. и погребен на братском кладбище за алтарем Воскресенского собора[1].
Опубликована расписка от 11 января 1670 г. о принятии в монастырскую казну казначеем монастыря иеромонахом Исаей «росписи каменью» от архим. Акакия[2]. Это может быть ошибкой, а может быть, смена архимандритов произошла не в 1669 г., как указано у арх. Леонида[3], а в 1670.
Монастырская Опись 1669 г. сохранила подробное описание монастырских зданий того времени. Вокруг монастыря с трех сторон насыпан и обложен мелким диким камнем невысокий вал, с четвертой стороны, там, где течет река Истра, вал природный, а на валу поставлена рубленая деревянная ограда в две стены, с восемью шатровыми башнями, «внутри города кругом перила», все покрыто тесом. С наружной стороны ограды выкопан ров, со стороны вала выложенный лесом и присыпанный землей, а с другой стороны обложенный дерном. Над въездными воротами, расположенными в четырехугольной башне, в треугольном киоте – икона Воскресения Христова, греческого письма, «среди башни поставлены деисусы, десять 10 икон», в башне – часы с перечасьем, «польское дело», в воротах пушки, перед воротами крытый тесом мост.
В монастыре деревянная соборная церковь Воскресения Христова, незавершенный каменный собор, строящийся по Иерусалимскому образцу, в котором освящены Патриархом Никоном три престола: Воздвижения Честнаго и Животворящяго Креста Господня, именуемого Голгофа, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, расположенного под Голгофой, и Успения Пресвятой Богородицы; 4 придела построены, но не освящены: 3 заалтарных и смежный с приделом Иоанна Предтечи; построены и не освящены приделы под колокольней, построена земляная церковь. На городской стене, у келий Патриарха Никона, церковь Трех Святителей. Кельи Патриарха Никона находились на левой стороне от ворот, рядом – две больничные кельи. Напротив патриарших сеней и крыльца был выкопан пруд, близ городовой стены располагался огород, недалеко был колодец, устроенный в каменной «палатке», покрытой тесовым шатром, со стороны Воскресенского собора на «палатке» был вырезан образ ангела, седящего на камне. Недалеко от колодца находились две братских кельи.
В монастыре были выстроены хозяйственные постройки, кельи казенная, строительская, приказная, архимандричья и кельи братские. У городовых ворот находилась деревянная караульня, а под ней – тюрьма.
За монастырской оградой с правой стороны располагался гостиный двор и конюшенный двор. За монастырем находилась каменная церковь «на островку», отходная пустынь Патриарха Никона. Вокруг монастыря были устроены пруды, мельницы и овощные сады или огороды[4].
30 ноября 1666 г. архим. Акакий сослужил Патриарху Никону при совершении им своей последней Божественной литургии в Голгофской церкви недостроенного Воскресенского собора, потом вместе со всей братией провожал Святейшего Патриарха до креста на Елеонской горе, где Святейший подал последнее благословение братии и простился с ней.
При архим. Акакии завершился первый строительный период в истории Воскресенского монастыря, который справедливо назвать «патриаршим», поскольку он проходил под непосредственным руководством и при непосредственном и живейшем участии Патриарха Никона, и который завершился с осуждением Патриарха 12 декабря 1666 г. Решением Собора Воскресенский монастырь запретили именовать Новым Иерусалимом, всякое строительство в нем прекратилось, лучшие мастера были взяты в Москву.
Архим. Акакий скончался в 1669 г. и погребен на братском кладбище за алтарем Воскресенского собора[1].
Опубликована расписка от 11 января 1670 г. о принятии в монастырскую казну казначеем монастыря иеромонахом Исаей «росписи каменью» от архим. Акакия[2]. Это может быть ошибкой, а может быть, смена архимандритов произошла не в 1669 г., как указано у арх. Леонида[3], а в 1670.
Монастырская Опись 1669 г. сохранила подробное описание монастырских зданий того времени. Вокруг монастыря с трех сторон насыпан и обложен мелким диким камнем невысокий вал, с четвертой стороны, там, где течет река Истра, вал природный, а на валу поставлена рубленая деревянная ограда в две стены, с восемью шатровыми башнями, «внутри города кругом перила», все покрыто тесом. С наружной стороны ограды выкопан ров, со стороны вала выложенный лесом и присыпанный землей, а с другой стороны обложенный дерном. Над въездными воротами, расположенными в четырехугольной башне, в треугольном киоте – икона Воскресения Христова, греческого письма, «среди башни поставлены деисусы, десять 10 икон», в башне – часы с перечасьем, «польское дело», в воротах пушки, перед воротами крытый тесом мост.
В монастыре деревянная соборная церковь Воскресения Христова, незавершенный каменный собор, строящийся по Иерусалимскому образцу, в котором освящены Патриархом Никоном три престола: Воздвижения Честнаго и Животворящяго Креста Господня, именуемого Голгофа, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, расположенного под Голгофой, и Успения Пресвятой Богородицы; 4 придела построены, но не освящены: 3 заалтарных и смежный с приделом Иоанна Предтечи; построены и не освящены приделы под колокольней, построена земляная церковь. На городской стене, у келий Патриарха Никона, церковь Трех Святителей. Кельи Патриарха Никона находились на левой стороне от ворот, рядом – две больничные кельи. Напротив патриарших сеней и крыльца был выкопан пруд, близ городовой стены располагался огород, недалеко был колодец, устроенный в каменной «палатке», покрытой тесовым шатром, со стороны Воскресенского собора на «палатке» был вырезан образ ангела, седящего на камне. Недалеко от колодца находились две братских кельи.
В монастыре были выстроены хозяйственные постройки, кельи казенная, строительская, приказная, архимандричья и кельи братские. У городовых ворот находилась деревянная караульня, а под ней – тюрьма.
За монастырской оградой с правой стороны располагался гостиный двор и конюшенный двор. За монастырем находилась каменная церковь «на островку», отходная пустынь Патриарха Никона. Вокруг монастыря были устроены пруды, мельницы и овощные сады или огороды[4].
- Леонид (Кавелин), архим. Историческое описание ставропигиальнаго Воскресенскаго Новый Иерусалим именуемаго монастыря. М., 1876. С. 145
- Записки Отделения русской и славянской археологии Императорского русского археологического общества. СПб., 1861. Т. 2. С. 611.
- Леонид (Кавелин), архим. Историческое описание ставропигиальнаго Воскресенскаго Новый Иерусалим именуемаго монастыря. С. 126–127.
- РГАДА. Ф. 1625. Оп. 1. Ед. хр. 71; Леонид (Кавелин), архим. Указ. соч. С. 146–153.