Настоятели и наместники

Архимандрит Акакий (1665–1669)

Последний, назначенный самими Патриархом Никоном, настоятель монастыря. Был поставлен в архимандриты 25 декабря 1665 г. из казначеев Воскресенской обители. Архим. Акакию и наместнику Леониду Патриарх Никон доверил в сентябре 1666 г. доставить Царю подарок для новорожденного царевича Иоанна Алексеевича, написанную им икону Честной главы св. Иоанна Предтечи с вложенной святыней – частицей крови святого, и благодарственное письмо за пожалованные по случаю рождения царевича деньги.

30 ноября 1666 г. архим. Акакий сослужил Патриарху Никону при совершении им своей последней Божественной литургии в Голгофской церкви недостроенного Воскресенского собора, потом вместе со всей братией провожал Святейшего Патриарха до креста на Елеонской горе, где Святейший подал последнее благословение братии и простился с ней.

При архим. Акакии завершился первый строительный период в истории Воскресенского монастыря, который справедливо назвать «патриаршим», поскольку он проходил под непосредственным руководством и при непосредственном и живейшем участии Патриарха Никона, и который завершился с осуждением Патриарха 12 декабря 1666 г. Решением Собора Воскресенский монастырь запретили именовать Новым Иерусалимом, всякое строительство в нем прекратилось, лучшие мастера были взяты в Москву.

Архим. Акакий скончался в 1669 г. и погребен на братском кладбище за алтарем Воскресенского собора[1].

Опубликована расписка от 11 января 1670 г. о принятии в монастырскую казну казначеем монастыря иеромонахом Исаей «росписи каменью» от архим. Акакия[2]. Это может быть ошибкой, а может быть, смена архимандритов произошла не в 1669 г., как указано у арх. Леонида[3], а в 1670.

Монастырская Опись 1669 г. сохранила подробное описание монастырских зданий того времени. Вокруг монастыря с трех сторон насыпан и обложен мелким диким камнем невысокий вал, с четвертой стороны, там, где течет река Истра, вал природный, а на валу поставлена рубленая деревянная ограда в две стены, с восемью шатровыми башнями, «внутри города кругом перила», все покрыто тесом. С наружной стороны ограды выкопан ров, со стороны вала выложенный лесом и присыпанный землей, а с другой стороны обложенный дерном. Над въездными воротами, расположенными в четырехугольной башне, в треугольном киоте – икона Воскресения Христова, греческого письма, «среди башни поставлены деисусы, десять 10 икон», в башне – часы с перечасьем, «польское дело», в воротах пушки, перед воротами крытый тесом мост.

В монастыре деревянная соборная церковь Воскресения Христова, незавершенный каменный собор, строящийся по Иерусалимскому образцу, в котором освящены Патриархом Никоном три престола: Воздвижения Честнаго и Животворящяго Креста Господня, именуемого Голгофа, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, расположенного под Голгофой, и Успения Пресвятой Богородицы; 4 придела построены, но не освящены: 3 заалтарных и смежный с приделом Иоанна Предтечи; построены и не освящены приделы под колокольней, построена земляная церковь. На городской стене, у келий Патриарха Никона, церковь Трех Святителей. Кельи Патриарха Никона находились на левой стороне от ворот, рядом – две больничные кельи. Напротив патриарших сеней и крыльца был выкопан пруд, близ городовой стены располагался огород, недалеко был колодец, устроенный в каменной «палатке», покрытой тесовым шатром, со стороны Воскресенского собора на «палатке» был вырезан образ ангела, седящего на камне. Недалеко от колодца находились две братских кельи.

В монастыре были выстроены хозяйственные постройки, кельи казенная, строительская, приказная, архимандричья и кельи братские. У городовых ворот находилась деревянная караульня, а под ней – тюрьма.

За монастырской оградой с правой стороны располагался гостиный двор и конюшенный двор. За монастырем находилась каменная церковь «на островку», отходная пустынь Патриарха Никона. Вокруг монастыря были устроены пруды, мельницы и овощные сады или огороды[4].
  1. Леонид (Кавелин), архим. Историческое описание ставропигиальнаго Воскресенскаго Новый Иерусалим именуемаго монастыря. М., 1876. С. 145
  2. Записки Отделения русской и славянской археологии Императорского русского археологического общества. СПб., 1861. Т. 2. С. 611.
  3. Леонид (Кавелин), архим. Историческое описание ставропигиальнаго Воскресенскаго Новый Иерусалим именуемаго монастыря. С. 126–127.
  4. РГАДА. Ф. 1625. Оп. 1. Ед. хр. 71; Леонид (Кавелин), архим. Указ. соч. С. 146–153.
XVII век