Настоятели и наместники

Архимандрит Климент (Мажаров) (1853–1856)

Выпускник Санкт-Петербургский духовной академии. С 1839 г. ректор Орловской семинарии и настоятель Петропавловского, под Мценском, монастыря, в 1844 г. переведен в Казанский Спасо-Преображенский монастырь, был ректором Казанской семинарии.

Архим. Климент переведен в Воскресенский монастырь из настоятелей Казанского Спасо-Преображенского монастыря[1]. По поводу назначения нового настоятеля в Новый Иерусалим митр. Московский Филарет писал 18 февраля 1853 г.:

«Наместника Невской Лавры (архим. Вениамина, бывшего начальника Пекинской миссии) иметь сослуживцем я мог бы с удовольствием, есть ли бы все устроилось, Но я не имею, что предложить ему теперь. Для чего не назначили его в Воскресенский? Климента здесь не ожидали. Посмотрим, что будет. Но кажется, в нескольких епархиях преосвященные рекомендовали его от себя, а не для себя»[2].

В 50-х гг. XIX в. под наблюдением архитектора К.А. Тона перестраивался храм Рождества Христова, в 1853 г. на средства П.Г. Цурикова в нем был устроен новый иконостас. В 1854 г. усердием того же Цурикова устроен новый оклад для чудотворной иконы Божией Матери «Троеручицы», и икона в великолепном деревянном киоте помещена у западного входа в придел Усекновения главы Иоанна Предтечи. Прежняя риза с иконы, пожалованная Императрицей Елизаветой Петровной в 1756 г., украсила копию «Троеручицы», которую поставили у южного клироса в храме Рождества Христова.

В 1855 г. готовились к торжественной церемонии коронации Императора Александра II. Императрица во время пребывания в Москве неоднократно упоминала, что «ей угодно было бы посетить Воскресенский монастырь, если бы достало времени и если бы погода не затруднила неустройство дороги». В связи с тем, что после коронации «обыкновенно бывает Высочайшее посещение сего монастыря», митр. Московский Филарет обратил внимание Синода на то, «кто примет сие посещение. Нынешний воскресенский архимандрит, – писал он 21 октября 1855 г. А.И. Карасевскому, исполнявшему обязанности обер-прокурора Святейшего Синода, – имеет странности. Однажды на царский день он написал проповедь, дав ей содержание наиболее политическое и недовольно овладев предметом. Обращаясь с ставропигиальными не так, как с епархиальными, я сказал ему, что я не взялся бы говорить о таком предмете и не стал бы говорить такой проповеди; и что для нас безопаснее и надежнее, так и сообразнее с нашим долгом работать на своем поле, говорить о вере и нравственности. Он не обратил на сие внимания, говорил проповедь, и меня осуждали за то, что я допустил.

В июле 1856 г. от архим. Климента «еще было приключение»: 1 июля, в день рождения Императрицы Александры Феодоровны, по назначению синодальной конторы он должен был при архиерейском служении произнести слово, но не явился, «не предварил о сем, почему не исполнил предписанного. По нужде слово произнес молодой священник, вместо того, что в такие важные дни обыкновенно проповедуют старшие из духовенства»[3].

Между тем, в Синоде приняли во внимание мнение митр. Филарета и решили сменить настоятеля в Воскресенском монастыре. Карасевский уведомил преосвященного, что предполагается перевести архим. Климента в Чолнский монастырь. Владыка отвечал 17 июля 1856 г.: «Чолнский монастырь мне неизвестен. Архим. Клименту, вероятно, он очень не понравится потому, что третьеклассный, ибо о. Климент и в Воскресенский монастырь назначение свое почитал унижением для себя. По склонности его к странностям, увеличенное огорчение не вызвало бы какой неприятной странности.

Думаю, легче было бы для него перемещение в Ростовский Борисоглебский монастырь с прежнею степенью, с перемещением архимандрита сего монастыря Амфилохия на его место. Сего я не знаю, но имею о нем свидетельства, как о человеке способном и благонадежном. Впрочем, я только представляю соображения, а как угодно будет его высокопреосвященству распорядиться, так да и будет.

Одно еще присовокупляю: если должно произойти перемещение, то не надобно медлить, чтобы сдача и прием монастыря совершились благовременно, прежде Высочайшаго коронования»[4].

Перемещение настоятелей совершилось в соответствии с предложением владыки: настоятелем Воскресенского монастыря был поставлен архим. Амфилохий, а архим. Климент переведен на его место[5].
  1. У Строева – в 1852 г. (см.: Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви. С. 148).
  2. Письма митрополита Московского Филарета к А.Н.М. С. 413.
  3. Там же. С. 37.
  4. Там же. С. 37–38.
  5. Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви. С. 343.
ХIХ век