Получил образование в Первой Санкт-Петербургской классической гимназии, а затем в Пажеском корпусе и Артиллерийской академии. Участвовал в Балканской войне 1877–1878 гг. и был награжден за сражения под Горным Дубняком, под Телишем, за взятие Плевны, за переход через Балканы, за сражение под Филиппополем, имел награды Франции, Румынии, Болгарии. 15 апреля 1890 г. вышел в отставку и по благословению своего духовного отца Иоанна Кронштадтского стал готовиться к принятию священства – переехал с семьей в Москву, изучал богословские науки. Желая помогать страждущим, самостоятельно изучил медицинские науки и создал свою систему, по которой вылечил более 20 тысяч больных. В 1893 г. рукоположен в священника и приписан к кремлевской синодальной церкви Двунадесяти Апостолов, которую реставрировал на свои средства и организовал при ней Общество Белого Креста, имевшее задачей призрение офицерских детей. В 1896 г. определен священником для духовного окормления военнослужащих артиллерийского ведомства Московского военного округа в церковь на Старом Ваганькове. Частью на свои средства, частью на пожертвования отреставрировал храм во имя свт. Николая, принадлежавший Румянцевскому музею и в течение тридцати лет стоявший закрытым. В это время он начал составлять «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» по прямому указанию самого Серафима Саровского, переданного о. Леониду блаженной Пашей Саровской во время посещения им Дивеевской обители. В 1896 г. «Летопись» была издана и преподнесена им государю, что стало важнейшим моментом в решении вопроса о прославлении прп. Серафима.
5 сентября 1898 г. по пострижении в монашество причислен к братству Свято-Троицкой Сергиевой лавры, а через год назначен настоятелем Суздальского Спасо-Евфимьева монастыря и вскоре возведен в сан архимандрита с назначением благочинным монастырей Владимирской епархии. Приняв древнюю обитель разрушающейся, за пять лет своего управления архим. Серафим привел ее в цветущее состояние. Он благоустроил арестантское отделение Суздальской тюрьмы-крепости, а вскоре по его ходатайству узники были освобождены и тюрьма перестала существовать. В 1902 г. архим. Серафиму было видение, о котором он рассказал своему духовному сыну Стефану Ляшевскому: ему явился старец Серафим и благодарил за «Летопись». Архим. Серафим входил в комиссии 1902 и 1903 гг. по освидетельствованию останков старца Серафима, руководил подготовкой к предстоящему торжеству прославления прп. Серафима, а также написал краткое житие Преподобного и краткую летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Впоследствии им была подготовлена рукопись второго тома Летописи, где подробно описывалась смута в Синоде в пору подготовки к прославлению старца Серафима, рассказывалось о дальнейшей жизни Серафимо-Дивеевской обители.
5 февраля 1904 г. архим. Серафим был назначен настоятелем Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и 14 февраля вступил в должность. Ему незамедлительно пришлось заняться приведением в порядок церковного имущества, «на которое ничего не расходовалось в продолжение многих лет». Часть расхожей ризницы – облачения священнослужителей, одежды на престолы в Воскресенском соборе и храме Рождества Христова – оказались настолько непригодными к употреблению, что он был вынужден немедленно заказать облачение на весь собор, чтобы была возможность служить в Страстную неделю[1].
Архим. Серафим настоятельствовал год и полтора месяца. Для того чтобы хозяйственное послушание исправлялось «как должно», а хором, монастырскими гостиницами и странноприимным домом управляли монашествующие, он увеличил в три раза число послушников. Им был сформирован «правильный хор певчих» – бывшее в монастыре пение вызывало постоянное неудовольствие богомольцев[2], была закончена строительством и вступила в действие новая каменная двухэтажная гостиница, по монастырю проведен новый водопровод, позволивший значительно улучшить качество потребляемой воды, обновлен весь монастырский комплекс. Архим. Серафим обновил и переустроил музей, созданный архим. Леонидом, дополнил его коллекцию своими пожертвованиями, начал составление новых Описей музея и ризницы, организовал монастырскую библиотеку, для которой выписал газеты и журналы. Особенную благодарность братии и всех посетителей монастыря архим. Серафим заслужил тем, что заменил в Воскресенском соборе чугунный пол, от стояния на котором столь страдали все, на теплый деревянный – был положен дубовый паркет, а освободившимися чугунными плитами вымощены дорожки в монастыре и тротуар от монастырских ворот до всех гостиниц и странноприимного дома, бывшие прежде неустроенными, так что весной и осенью бывала грязь. Сам архим. Серафим оценивал свой труд именно как возобновление монастыря, о чем свидетельствует подпись на его портрете, вложенном им в монастырский музей: «Настоятель Воскресенского, Нового Иерусалима монастыря архим. Серафим Чичагов, возобновивший Собор и всю обитель в 1904 г. Настоятельствовал с 14 февраля 1904 г. по 1-е апреля 1905 г.»[3].
Для реставрации иконостасов архим. Серафимом был приглашен иконописец Александр Дмитриевич Лебедев, лично известный ему по своим художественным работам. «Лебедев вполне оправдал этот выбор. Реставрация производилась по всем правилам искусства. С каждого образа до реставрации снимался фотографический снимок, чтобы во всякое время и всякий мог видеть точность воспроизведения и судить о ценности искусства». Лебедев работал под непосредственным наблюдением трех настоятелей, еп. Серафима, архиеп. Иустина и преосвященного Тихона, и все оставались довольны его усердием и искусством»[4].
По ходатайству архим. Серафима в марте 1904 г. было пересмотрено решение об устройстве скита на монастырском Фаворе и отменено. В сентябре 1904 г. по его инициативе при монастыре был устроен лазарет «для больных и раненых воинов, пребывающих с театра военных действий на Даль- нем Востоке», который был размещен в здании странноприимного дома[5]. 15 февраля 1905 г. архим. Серафим передал под расписку организаторам Историко-художественной выставки в Санкт-Петербурге, которая состояла под покровительством Императора Николая Александровича, два замечательных портрета Патриарха Никона: один, где он изображен со служащим духовенством (парсуна «Патриарх Никон с клиром»), другой – в мантии, кисти Иоанна Дитерса. Вследствие революционных беспорядков, охвативших Россию в 1905 г., портреты, отправленные обратно в Новый Иерусалим 31 октября 1905 г., пропали, проведенное расследование подтвердило несомненность факта их утраты и невозможности найти, еще в июне 1910 г. в Синоде они числись пропавшими, но неведомыми путями портреты оказались в Новом Иерусалиме 16 декабря 1906 г.[6].
28 апреля 1905 г. архим. Серафим был хиротонисан во еп. Сухумского, «призванный по всеблагой воле Божией на высокое служение в Церкви Христовой. Так совершилось дело, видимое в своих знамениях, но невидимое в существе своем, дело, имеющее вид человеческого по своим орудиям, но воистину Божественное по силе, в нем действующей»139. В 1906 г. переведен в Орел, в 1907 г. назначен членом Синода, в 1908 г. – еп. Кишиневский и Хотинский, в 1912 г. – архиеп. Тверской и Кашинский.
С первых дней своего епископского служения владыка Серафим деятельно занимался устройством церковно-приходской жизни, считая, что «для возрождения пастырства и приходской жизни требуется прежде всего объединение пастырей с пасомыми». Впоследствии он составил «Обращение к духовенству епархии по вопросу о возрождении приходской жизни». Он считал крайне важным сохранение Таинств, как они заповеданы церковной традицией и святыми отцами, и был противником общей исповеди.
После революции 1917 г. архиеп. Серафим, как слишком известный, отправлен на покой, был участником Поместного Собора 1917–1918 гг., восстановившим Патриаршество в России. В 1918 г. возведен в сан митрополита, претерпел аресты, тюрьмы, ссылку. В 1928 г. назначен управляющим Ленинградской и Гдовской епархией, 14 октября 1933 г. отправлен на покой, и в начале 1934 г. переехал в Москву на станцию Удельную.
11 декабря митр. Серафим расстрелян на Бутовском полигоне. 23 февраля 1997 г. причислен к лику святых, открыв сонм Новомучеников Российских. Митр. Серафим отличался необычайно разносторонними талантами и все их претворил в жизнь во славу Божию, писатель, издавший множество трудов в самых разных областях, врач, создавший свою систему лечения, богослов, иконописец, композитор и музыкант, историк и философ, а главное – пламенный пастырь стада Христова. Всю жизнь владыка Серафим боролся за чистоту православия. Незадолго до своей смерти св. Иоанн Кронштадтский благословил его в последний раз со словами: «Я могу спокойно умереть, зная, что ты и преосвященный Гермоген будете продолжать мое дело, будете бороться за православие, на что я вас и благословляю».