Настоятели и наместники

Епископ Томский и Енисейский Агапит (Вознесенский) (1843–1851)

Выпускник Санкт-Петербургской академии (1819). 12 августа 1834 г. хиротониса во еп. Томского и Енисейского из архимандритов Черниговского Елецкого Успенского монастыря и ректоров Черниговской духовной семинарии. 10 июня 1841 г. согласно собственному прошению уволен на покой. Причиной увольнения 48-летнего архиерея стали видимо жалобы из епархии, где строгость архипастыря, который требовал неукоснительного и точного исполнения своих обязанностей, а от вступающих в брак – знания заповедей, посчитали притеснением[1].

18 декабря 1843 г. еп. Агапит был назначен настоятелем Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. При нем в обители велись ремонтно- реставрационные работы под руководством архитектора К.А. Тона. В 1843 г. еп. Агапитом было начато дело о возвращении монастырю захваченной городом Воскресенском монастырской земли, которое тянулось до 1846 г., когда и вовсе прекратилось, «верно вследствие бывших тогда перемен в административных и судебных учреждениях»[2].

В 1845 г. сооружена деревянная часовня над источником, именуемым «Силоамская купель», у северо-западного подножия монастырского холма.

8 сентября 1846 г. еп. Агапит освятил придел Рождества Пресвятой Богородицы в Воскресенском соборе, устроенный к северу от главного алтаря по проекту архитектора К.А. Тона «усердием государя наследника цесаревича Александра Николаевича в благодарение Господу Богу за рождение первенца сына» великого князя Николая Александровича, внука Императора Николая I. Проект иконостаса утверждал сам Император. Еп. Агапит хотел, чтобы освящение совершил митр. Московский Филарет, и ездил к нему с приглашением, но Преосвященный был болен[3].

19 октября 1846 г. освящена домовая церковь во имя прп. Иоанна Рыльского при настоятельских покоях, устроенная иждивением семьи полковника И.П. Жеребцова и семьи его брата Александра Петровича.

В 1847 г. по его благословению московским цеховым художником В.А. Генкиным была расписана священными изображениями Вифлеемская пещера в первом этаже храма Рождества Христова. 22 июля 1847 г. «немало походил по Новому Иерусалиму» митр. Московский Филарет, заехавший в обитель на обратном пути из семидневного путешествия, во время которого он был на перенесении мощей прп. Саввы, освятил две церкви в Иосифо-Волоцком монастыре[4].

В 1847 г. завершена постройка двухэтажной монастырской гостиницы, каменной в первом этаже и деревянной во втором.

В день тезоименитства, 1 июня 1849 г., послушник иеромонах Виктор посвятил преосвященному Агапиту стихотворение, в посвящении называя его епископом Новоиерусалимским[5].

В 1849 г. от Московского городского Мещанского общества, «по особому усердию к столь великолепному знаменитому храму Божию и в признательность к столь же великому основателю храма сего», на гробницу Патриарха Никона был устроен бронзовый посеребренный оклад с накладным крестом на верхней стороне и с чеканным изображением кончины Святейшего – на боковой.

В 1850 г. еп. Агапит, «никого не предварив», вырубил великолепную аллею старых берез в четыре ряда, времен Императрицы Елизаветы, тянувшуюся на расстоянии версты от святых ворот обители до Елеонской часовни, где совершались крестные ходы и отдыхали в тени богомольцы. Землю около аллеи «искали» присвоить себе горожане города Воскресенска, устроившие себе здесь дачи на древнем монастырском участке, и еп. Агапиту «пришла дикая мысль срубить эту аллею, чтобы не досталась горожанам и воспользоваться дровами. Но и дровами воспользоваться не удалось – их отняли местные жители, а окрестность обители оказалась обезображенной. Возмущенный таким вандализмом, А.Н. Муравьев жаловался митр. Московскому Филарету и 6 ноября 1850 г. получил ответ: «Преосвященный Агапит срубление березовой аллеи оправдывает тем, что березы состарелись. А чтобы его послушники не благочинно вели себя перед монастырем, тому не верит, а думает, что есть ли что-нибудь случится подобно слышанному, то от чужих, пришедших в монастырь. Но будьте терпеливы. Берез не воскресишь, и посадить новые не вдруг можно, потому что граждане посада почитают землю своею, и о сем идет дело в суде. Для послушников, надеюсь, скоро будет новый благочинный.

Жаль Воскресенского храма. Благотворитель кроет купол, говорят, бракованным железом, руками очень немногих работников. По сему купол к осенним дождям и снегу не докрыт: вода идет в церковь и вместо вырезанной из стропил гнили может тотчас завести новую»[6].

Еп. Агапит позволил для некоего вкладчика вырыть могилы в погребе под царскими покоями, из этого развернулось дело о могилах при его преемнике[7].

26 марта 1851 г. переведен в Новоспасский монастырь в Москве, 31 июля 1852 г. – в Донской монастырь, где и скончался 1 января 1854 г.

В личной жизни епикоп Агапит был строгий монах. Рукополагавший его во епископа митр. Московский Филарет (Дроздов) уважал его как человека благочестивой жизни и оказывал ему поддержку в трудных обстоятельствах. В своем служении, по отзывам современников, он был ревнителем совершенной правды и закона, был неспособен угождать людям, потворствовать их слабостям, в простом же человеческом общении был добр и дружелюбен. Однако при всей высоте монашеских достоинств еп. Агапит, видимо, не отличался большой деловитостью и энергичностью[8].
  1. Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи. Т. I. С. 32.
  2. РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1. Ч. 45. 1902. Ед. хр. 202.
  3. Письма митрополита Московского Филарета к А.Н.М. С.207
  4. Там же С.245
  5. РГАДА. Ф. 1625. Оп. 1. Ед. хр. 215.
  6. Письма митрополита Московского Филарета к А.Н.М. С. 344–345.
  7. Там же. С. 407.
  8. Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи. Т. I. С. 32.
ХIХ век