Новости
2024-03-20 07:16

Патриаршая проповедь во вторник первой седмицы Великого поста после великого повечерия в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове

Вечером 19#nbsp;марта 2024 года, во#nbsp;вторник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и#nbsp;всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с#nbsp;чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в#nbsp;Богоявленском кафедральном соборе в#nbsp;Елохове г.#nbsp;Москвы. По#nbsp;окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.


Во#nbsp;имя Отца и#nbsp;Сына и#nbsp;Святого Духа!


Проходя поприще святого поста, мы#nbsp;должны знать средства, при помощи которых мы#nbsp;можем действительно достигнуть его целей. Достичь изменений в#nbsp;своем сознании, в#nbsp;своем восприятии жизни, в#nbsp;своем целеполагании#nbsp;— другими словами, в#nbsp;тех сторонах человеческого бытия, от#nbsp;которых во#nbsp;многом зависит не#nbsp;только подлинное благополучие человека здесь, на#nbsp;земле, но#nbsp;и#nbsp;способность обрести жизнь вечную в#nbsp;Царствии Божием.

У#nbsp;греков часто употреблялось слово ἔλεος, «милость». Под этим словом подразумевалась некая добродетель, чаще всего по#nbsp;отношению к#nbsp;соплеменникам, родным, близким, и#nbsp;практически никогда#nbsp;— по#nbsp;отношению к#nbsp;тем, кто был далек или оставался за#nbsp;пределами круга личных интересов. Но#nbsp;Господь дает заповедь, которая словно нарушает эту обычную человеческую логику. Он#nbsp;говорит: «милости хочу, а#nbsp;не#nbsp;жертвы» (Ос. 6:6; Мф. 9:13, 12:7). То#nbsp;есть даже жертвоприношения, предписанные Священным Писанием, не#nbsp;были угодны Богу, если не#nbsp;сопровождались, в#nbsp;первую очередь, готовностью прощать людям их#nbsp;грехи.

Мы#nbsp;нечасто об#nbsp;этом задумываемся, да#nbsp;и#nbsp;вообще эта тема обычно находится вне нашего внимания. Что для нас грехи других людей? Обычно то, что нас обидело, оскорбило, то, что поставило нас в#nbsp;трудное житейское положение. Например, мы#nbsp;иногда теряем работу, и#nbsp;тот, кто был инициатором или виновником случившегося, становится нашим врагом, а#nbsp;мы#nbsp;стремимся ответить ему тем#nbsp;же. А#nbsp;приходя в#nbsp;храм Божий, мы#nbsp;чаще всего молимся о#nbsp;чем-то другом и#nbsp;менее всего вспоминаем свои собственные грехи и#nbsp;свою неправду. Нередко бывает и#nbsp;так, что мы#nbsp;сделаем что-то доброе#nbsp;— жертву в#nbsp;храм принесем, поможем кому-то,#nbsp;— и#nbsp;у#nbsp;нас складывается впечатление, будто всё у#nbsp;нас в#nbsp;порядке. Но#nbsp;слова Господа «милости хочу, а#nbsp;не#nbsp;жертвы» должны поставить всё на#nbsp;свои места. То, что нам кажется жертвой, конечно, принимается Господом, но#nbsp;Он#nbsp;от нас требует большего#nbsp;— милости, а#nbsp;не#nbsp;жертвы.

Что#nbsp;же такое милость? Милость#nbsp;— это такое отношение к#nbsp;людям, когда мы#nbsp;думаем о#nbsp;других больше, чем о#nbsp;себе. Милость#nbsp;— это высочайшая добродетель, это почти синоним любви. И#nbsp;когда человек совершает милость, то#nbsp;есть добрые дела, он#nbsp;влияет и#nbsp;на#nbsp;свое собственное духовное состояние.

Господь произносит «милости хочу, а#nbsp;не#nbsp;жертвы», повторяя слова ветхозаветного пророка, но#nbsp;для тех, к#nbsp;кому обращался Спаситель, они были малопонятны. Хотя слова эти и#nbsp;были некогда сказаны пророком Осией, но#nbsp;они оказались вне религиозного сознания иудеев#nbsp;— современников Христа. Иудеи хорошо знали, что такое жертвоприношение#nbsp;— они приходили в#nbsp;Иерусалимский храм, приносили жертвенных животных, считая это очень важным делом. Действительно, повторяя жертвоприношения своих предков, иудеи пытались сделать угодное Богу. Но#nbsp;Господь устами Сына Своего говорит: «милости хочу, а#nbsp;не#nbsp;жертвы». А#nbsp;милость#nbsp;— это то, что реализуется в#nbsp;межличностных, межчеловеческих отношениях. Именно здесь осуществляется самое главное, то, чего Господь желает от#nbsp;нас больше всякой жертвы, но#nbsp;чаще всего именно это проходит мимо нашего сознания.

Кто из#nbsp;нас, встав утром, думает: «Что#nbsp;бы мне сделать для ближнего моего? Как давно я#nbsp;ничего доброго не#nbsp;делал!» С#nbsp;трудом могу себе представить, чтобы даже православные люди с#nbsp;самого утра, помолившись, об#nbsp;этом размышляли. Но#nbsp;ведь именно этого ждет от#nbsp;нас Господь#nbsp;— милости, а#nbsp;не#nbsp;жертвы.

В#nbsp;своей религиозной жизни древние иудеи больше всего думали о#nbsp;жертвоприношениях, и, наверное, поступали правильно, потому что именно на#nbsp;жертвоприношениях был сделан особый акцент в#nbsp;Ветхом Завете. Но#nbsp;с#nbsp;пришествием в#nbsp;мир Спасителя акценты смещаются#nbsp;— именно словами пророка Осии, которые Христос повторяет дважды: «Милости хочу, а#nbsp;не#nbsp;жертвы». Вот и#nbsp;нам с#nbsp;вами нужно почаще вспоминать эти слова, если Господь так акцентировал на#nbsp;них внимание Своих учеников и#nbsp;тех, к#nbsp;кому Он#nbsp;обращался. Ведь научиться делать милость другим людям, творить дела милосердия#nbsp;— это, не#nbsp;побоюсь сказать, непременное условие нашего спасения.

Каждый должен задаться вопросом: «А#nbsp;так#nbsp;ли я#nbsp;поступаю? Является#nbsp;ли милосердие непременной составляющей моей жизни?» И#nbsp;как не#nbsp;подумать об#nbsp;этом в#nbsp;дни Святой Четыредесятницы, когда богослужения сами настраивают нас на#nbsp;такого рода размышления, когда мы#nbsp;слышим Священное Писание Ветхого и#nbsp;Нового Завета, когда тема милосердия, доброделания проходит красной чертой через назидания, которые мы#nbsp;получаем в#nbsp;церкви! Может быть, пора откликнуться на#nbsp;все это и#nbsp;сказать, что творение добрых дел, милосердие должно стать не#nbsp;периферийной, почти экзотической, а#nbsp;очень важной, центральной частью моей жизни. И#nbsp;если будет так, как изменится наша жизнь! Как изменятся отношения в#nbsp;семье, как изменятся отношения между поколениями и#nbsp;так далее! Потому что ничто так радикально не#nbsp;меняет к#nbsp;лучшему человеческие отношения, как совершаемое нами добро.

Всему этому учит нас Святая Церковь, особенно в#nbsp;дни Великого поста. У#nbsp;нас появляется возможность подумать о#nbsp;своей жизни#nbsp;— может быть, даже во#nbsp;время богослужения. Не#nbsp;всегда#nbsp;же мы в#nbsp;состоянии полностью, от#nbsp;начала до#nbsp;конца, следить за#nbsp;тем, что читают и#nbsp;поют в#nbsp;храме, тем более что и#nbsp;текст не#nbsp;всегда разбираем. Поэтому есть возможность о#nbsp;себе подумать#nbsp;— под звуки богослужебных песнопений, в#nbsp;окружении тех, кто рядом с#nbsp;тобой возносит Господу свои прошения. То#nbsp;есть в#nbsp;совершенно особой, благодатной, духовной атмосфере подумать о#nbsp;своей жизни, и, может быть, эти мысли помогут нам действительно начать путь, ведущий в#nbsp;Царствие Небесное. Потому что без милосердия и#nbsp;добродетели туда не#nbsp;войти! Как#nbsp;бы долго мы#nbsp;ни#nbsp;молились, какие#nbsp;бы полезные книги мы#nbsp;ни#nbsp;читали,#nbsp;— если мы#nbsp;не#nbsp;творим дел добра, туда входа нет.

Давайте обо всем этом подумаем, применим к#nbsp;себе, проанализируем еще раз свою собственную жизнь. Все#nbsp;— и#nbsp;миряне, и#nbsp;священники, и#nbsp;архиереи#nbsp;— давайте честно ответим пред лицом Божиим на#nbsp;вопрос: «А#nbsp;выполняю#nbsp;ли я#nbsp;непременное условие вхождения в#nbsp;Царствие Божие? Какие у#nbsp;меня отношения с#nbsp;людьми? Творю#nbsp;ли я#nbsp;дела милосердия, и#nbsp;занимают#nbsp;ли они самое важное место в#nbsp;моей жизни?»

Всему этому учат нас и#nbsp;замечательные тексты из#nbsp;Канона святого преподобного Андрея Критского, и#nbsp;чтения из#nbsp;Ветхого и#nbsp;Нового Завета. И#nbsp;дай Бог, чтобы благодатная, духовная атмосфера Святой Четыредесятницы помогла нам намного более тщательно разобраться в#nbsp;своей внутренней жизни, определить наши слабые места, обратить на#nbsp;них внимание, испросить у#nbsp;Господа помощи на#nbsp;преодоление этих слабостей, с#nbsp;тем чтобы дни Великого поста стали для нас школой подлинного благочестия и#nbsp;добродетели, которые и#nbsp;открывают человеку путь в#nbsp;Царствие Божие.

Всех вас сердечно приветствую, и#nbsp;благословение Божие да#nbsp;пребывает над всеми нами.

Пресс-служба Патриарха Московского и#nbsp;всея Руси
Патриарх