«В воде, утесняющей тело…»
Преподобный Сергий Радонежский преставился 25 сентября 1392 года. В это время заложенный им в 1337 году на горе Маковец Троицкий монастырь уже был духовным центром Русских земель, живущим по общежительному уставу, имеющим множество деревянных строений и два храма. Перед своей кончиной игумен просил похоронить себя на общем монастырском кладбище вместе с простыми иноками. Эта просьба огорчила осиротевших монахов, им очень хотелось, чтобы Преподобный хотя бы телом оставался с ними. Видя скорбь братии и понимая масштаб личности святого, митрополит Киевский Киприан все же благословил иначе: честные останки подвижника упокоились в созданной им обители, в деревянной Троицкой церкви под спудом. Преподобный Епифаний Премудрый, описывая это событие, говорил, что митрополит Киприан, «порасмотрив и рассудив в себе, како и где погребется блаженный, и благослови, и повели им положити его в церкви, на правей стране, еже и бысть»[2].Новая рака
В третьей редакции жития Игумена земли Русской, созданной иеромонахом Пахомием Сербом, были добавлены описания чудес, совершившихся в 1440-х годах по молитвам Преподобного у его святых мощей. Эта редакция была дополнена Похвалой святому Сергию, взятой из жития преподобного Афанасия Афонского, а также в ней подробно описывается обретение мощей в 1422 году и рассказывается о посмертных чудесах святого.После революции
Двадцатый век, как известно, ознаменовался жестокими гонениями на Русскую Православную Церковь, и Троице-Сергиева лавра не избежала печальной участи, постигшей многие монастыри и храмы в годы лихолетья. Преследования верующих в различных формах начали проявляться с первых дней советской власти. Осенью 1918 года началась конфискация имущества, принадлежавшего Лавре. В местной газете «Трудовая неделя» стали появляться клеветнические и хулительные статьи об обители, о мощах преподобного Сергия Радонежского и возможности их вскрытия.Возвращение в обитель
Ко времени открытия Лавры в 1946 году святые мощи преподобного Сергия уже были в Троицком соборе. На свое историческое место их возвратили за год до открытия, в январе 1945 года. Это произошло накануне Поместного Собора, проходившего в Москве с 31 января по 4 февраля. Санкция властей была дана ввиду ожидавшегося прибытия иностранных делегаций, которые могли пожелать посетить и закрытую Лавру.***
Примечания
[1] Макарий, митр. Православно-догматическое богословие. Т. 2. СПб.: Тип. Р. Голике, 1883. С. 566.