У немецкого художника Шнейдера есть картина. На правой половине картины изображена гора, в ней устроен храм. Громадные статуи, высеченные из целых гранитных скал, подпирают своды входных дверей. Веками люди созидали святыню, с любовью вложили в нее свой труд и свое искусство. И всему этому угрожает внезапная гибель: слева приближается к храму обнаженный человек, он совершенно гол, а на голове у него курящаяся бомба. Он приближается к вековой святыне, чтобы разрушить ее. Лицо его дышит зловещей злобой и раздражением.
Разве не узнаем мы в этой картине окружающую нас действительность? От 1917 года по нынешний день пред нами развертывающихся событий? Нынешние вожди в 17-м году были молодыми людьми. Чем вызвана эта зловещая злоба их, эта ненависть к святыне вековой, свойственные и части нынешней молодежи? Вызвана одержимостью, беснованием, душевными потемками, пустотой души. От чего же в душе их потемки, от чего беснование? От их наставников, начиная от Маркса, Ленина, Фрейда и прочих.
А подумайте, что слышит молодежь и что видит она ныне в школе, среди сверстников, в кино, да и, часто, в семье? Призыв к свободе от воли родительской, проповедь своеволия, приучают их жить на показ. Сызмала видит ребенок фальшь и лицемерие в жизни старших.
Речей о том, как служить общему благу, о том, что жизнь есть общий – соборный – подвиг, который все мы должны облегчать друг другу, что в жизни главное – чистая душа и доброе сердце – ребенок не слышит. С детства развивают в нем самолюбие, «с детства дразнят одну утробу его и он начинает смотреть на жизнь глазами голодного волка».
И с годами юноша, или девушка, вступая в жизнь, идут как на охоту за добычей, а не как на служение добру и правде, на труд во славу Божию. Наслаждения становятся основным его желанием, наслаждения стали, затем, и главным двигателем его действий и творчества. Все стремятся к наслаждениям плоти, не думая о том, что эти наслаждения истощают человека и физически и душевно, что в них начало внутреннего опустошения, беснования, ускорение смерти. Убита в молодом человеке искра Божия, убита уродливым воспитанием, не развито в нем сознание необходимости скромной и честной, во славу Божию, жизни и деятельности.
Отсюда-то и потемки в душе, отсюда и беснование. Для чего жить, трудиться? Для того ли, чтобы, как говорит Ф. М. Достоевский, «быть навозом для гармонии грядущих поколений», т.е. для кладбища, ибо, по учению материализма, и будущие поколения в навоз превратятся.
Ужас бессмыслицы поражает молодежь. Но этот смысл дан нам. Он дан Христом. Христос есть Путь и Истина и Жизнь. В Нем утверждается достоинство и величие человека, в Нем раскрыты цель и смысл жизни. И как некогда с высоты Креста Христос озарил весь мир Светом Своим, так светит Он и ныне миру, в своем отвержении Христа уподобляющемуся живой плотской массе, подгоняемой духом зла, разрушения. Аминь.